Жизненный путь личности. Периодизация жизненных циклов. Самоактуализация.
Жизненный путь – это индивидуальная история личности. Как отмечает Б. Г. Ананьев, «субъективная картина жизненного пути строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах». Специфика жизненного пути состоит в его исторической природе, понимаемой как включенность жизни человека в исторический процесс. По этому поводу С. Л. Рубинштейн пишет: «Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам пишет историю». Чтобы понять свой жизненный путь, человек должен рассмотреть и ответить на вопросы: «Кем я бы был? Что я сделал? Кем я стал?» Первой и наиболее крупной по своему теоретическому потенциалу была постановка проблемы жизненного пути Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:
Движущей силой развития личности является, по мнению Ш. Бюлер, врожденное стремление к самоосуществлению, самоисполнению – реализация «самого себя». Понятие «самоосуществление» близко по смыслу к понятию «самореализации». Но самореализация является лишь началом самоосуществления. Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение. Первая фаза ( от рождения до 16–20 лет) считается периодом предществующим самоопределению и как бы выносится за пределы жизненного пути. Вторая фаза (от 16–20 до 25–30 лет) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т. е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее. Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений. Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни. Пятая фаза (65–70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец. Все циклы жизненного пути взаимосвязаны. Факт начала деятельности имеет фундаментальное значение для жизненного пути личности. Как отмечает Б. Г. Ананьев, развитие человека от рождения до зрелости совпадает со сменой воспитания, образования и обучения формирующейся личности и перспективно ориентировано на подготовку человека к самостоятельной жизни. В генетическом отношении эта подготовительная фаза очень важна, так как воспитание есть основная форма социального управления процессом формирования личности, субъекта познания и поведения. «В этот период формируется и готовность человека к самостоятельному труду, самоуправлению», – пишет Б. Г. Ананьев. Наиболее признанной в психологии считается периодизация жизненных циклов, разработанная Э. Эриксоном. Он выделяет в жизненном пути личности восемь стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом, который является поворотным моментом в жизни, возникающим в результате достижения определенного уровня психического развития и изменения отношений с окружающими людьми и миром. Вследствие этого человек приобретает нечто новое, характерное для данного цикла развития его как личности. Сами эти личностные новообразования возникают не на пустом месте, их появление подготовлено на предшествующих стадиях развития. Формируясь, личность приобретает не только достоинства, но и недостатки. В своей концепции личностного развития Э. Эриксон описывает лишь крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они встречаются редко, но зато вмещают возможные промежуточные варианты личностного развития человека. В соответствии с теорией Э. Эриксона, основы личностного развития закладываются на первой стадии (стадии доверия – недоверия), которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период развивается социальное взаимодействие, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие. Степень доверия зависит от проявляемой к ребенку заботы, ласки, внимания к его потребностям и т. д. Отсутствие любовной заботы, должного внимания и ухода вырабатывают недоверие, боязливость и подозрительность. Доверие-недоверие ребенок несет с собой в другие стадии развития и на последующих стадиях он может преодолевать первоначальную недоверчивость, но может и потерять доверие к другим. Вторая стадия (автономии – стыда) длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период на основе развития моторных и психических способностей развивается самостоятельность ребенка. Он все стремится делать сам, проявляет активность. Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувства независимости. Но жизненная активность может быть и небезупречной, в результате чего ребенок сталкивается с неодобрением со стороны окружающих. Слишком строгий или непоследовательный внешний контроль заставляет ребенка усомниться в значимости своей личности, формирует застенчивость, сомнение в своих силах и чувство стыда. Третья стадия (инициативы – вины) начинается примерно в четыре года (до 6 лет). В этот период у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Интенсивно развивается познавательная активность ребенка, любознательность. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию инициативы. Но если родители показывают ребенку, что его инициатива, любознательность нежелательна и вредна, игры бестолковы, вопросы назойливы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины и покорность в следующие стадии. Четвертая стадия (трудолюбие или чувство неполноценности) длится примерно с шести до одиннадцати лет. В этот период ребенок включается в систематическую организованную деятельность, которую осуществляет самостоятельно. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание, заслужить одобрение, осуществляя учебную, трудовую деятельность. У него развивается трудолюбие. Но если у ребенка оно не формируется, то уровень развития навыков учебной, трудовой деятельности ниже, чем у других. Низкий статус в ситуациях совместной деятельности способствует появлению чувства неадекватности, некомпетентности и неполноценности. Пятая стадия (идентификация личности или ролевая неопределенность). При переходе на пятую стадию (12–18 лет) подросток созревает физиологически и психически, у него формируются новые взгляды на мир, новый подход к жизни и себе. Идет активный поиск себя, проигрывание различных ролей. В поисках личной идентичности человек решает, что является для него важным, вырабатывает нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан с осознанием собственной ценности и компетентности, развитием планов на будущее. Если человек успешно справляется с задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Неспособность к идентификации может привести к статусной неопределенности, путанице ролей, неуверенности в себе, проблемам в самоопределении. Шестая стадия (близость – изоляция) начинается в 20 и завершается к 45 годам. Под близостью Э. Эриксон понимает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом человеке, устанавливать доверительные отношения, любить. Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно человек прошел другие стадии. Социальные условия могут облегчить или затруднить достижение близости. Но если человек не достигает близости, уделом его становится одиночество – такое состояние человека, при котором ему не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться. Седьмая стадия (общечеловечность – самопоглощенность). Эта стадия охватывает период от 45 до 60 лет. Общечеловечностью Э. Эриксон называет способность человека интересоваться другими людьми, задумываться над жизнью грядущих поколений. Человек испытывает гордость за своих детей, удовлетворенность полноценной и разнообразной жизнью, он творчески работает над собой. Этот период отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Тот же, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе, главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт. Восьмая стадия (полнота жизни – отчаяние) переживается во время старения, после 60 лет. Это стадия достижения человеком цельности, ощущения им полноты и полезности прожитой жизни и осознание того, что жизнь прошла не зря. Смерть неизбежна, но не страшна. Если человек не удовлетворен прожитой жизнью, осознает бессмысленность своего существования, то он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и отчаянии. Б. Г. Ананьев отмечал, что стремление выразить вехи жизненного пути личности в хронологических датах оправдано. Каждая фаза жизненного пути – подготовительная, старт, кульминация, финиш – характеризует изменение субъекта деятельности, личности. Однако, условность средних величин кульминации не требует доказательств. Снижение продуктивности деятельности ученого, художника, инженера, писателя и т. д. может быть временным, и после снижения или творческого упадка наступает новый подъем, новая кульминация. Кроме того, существует определенная зависимость кульминации от старта, а старта от воспитания личности. В такой же мере можно предположить наличие связи между кульминацией и финишем. Жизненная периодизация и жизненные структуры личности зависимы от нее самой личности, ее возможностей и смысла жизни. Смысл жизни – это обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни, т. е. концепция жизни человека. Осуществление личностью своих жизненных планов, задач называетрся самоактуализацией личности. А. Маслоу отмечает, что самоактуализация – это «полное использование талантов, способностей, возможностей и т. д.». Он писал: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято». К основным характеристикам самоактуализировавшейся личности относятся:
Самоактуализация, как утверждает А. Маслоу, – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным. Она играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности и вместе с тем определяет ее. Самоактуализирующаяся личность – это человек, имеющий свободу творить себя и свою жизнь, превращая в праздник и увлекательную игру самую рутинную деятельность. Э. Фромм определил свободу как способность совершать сознательный выбор. Одним из шагов к свободе является умение любить. Многие люди не знают и не понимают, что мы не можем любить других, пока не полюбим себя. А полюбить себя – это принять себя со всеми слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же подвержены иллюзиям, что любить можно только за совершенство, поэтому любовь заменяется властью над человеком, стремлением исправлять других. Таким образом, позитивный жизненный путь имеет стремящаяся к самоактуализации личность, для которой характерна вера в себя, в свое Я, адекватная самооценка своих качеств, высокий уровень самоуправления своими действиями и поступками. Началом пути к самоактуализации является развитие способности к самопознанию, самоуважению и уверенности в себе.
|