Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Механизмы социокультурного воздействия Hi-Tech и Hi-Hume.





Функции высоких технологий и их воздействие на культуру заключаются в том, что функции высоких технологий определяют возможность достижения цели в социокультурной действительности, но при этом они видоизменяют те формы культуры, с которыми они взаимодействуют. Проходя все стадии информационного процесса, образ будущего, вызванный появлением Нi-Tech, приводит к формированию новой социокультурной действительности, при этом он наполняется новым содержанием.

В результате происходит эволюция и культуры и образа будущего, складывающихся под воздействием Нi-Tech и Hi-Hume. Выявлены следующие функции высоких технологий: нормативная, вербальная, прогностическая, критическая, когнитивная, адаптивная и компенсаторная и установлено, что на детерминистическом этапе информационного процесса функции высоких технологий перестраивают формы культуры.

Нормативная функция высоких технологий меняет идеологию, вербальная – знаки и коды, прогностическая – социальные сценарии, критическая и когнитивная – стили в искусстве, дизайне, архитектуре и виды искусства (наглядное проявление – стиль Hi-Tech и Hi-Tech-Art), адаптивная – программы поведения человека, компенсаторная – социальную мифологию. Все функции высоких технологий оказывают воздействие и на человека, который является получателем информации.

 

Необходимость выдвижения проблемы человека на передний край философствования обусловлена кризисом современной исторической эпохи, вызванным ориентацией нынешней цивилизации на односторонние и ограниченные материальные интересы и рационализм (Ю.В. Петров). Возрастающая зависимость человека от высоких технологий обостряет проблему идентичности человека, которая приобретает тотальный характер и ряд совершенно новых черт.

Один из главных аспектов этой проблемы – воздействие Hi-Tech на человеческую телесность. Человеческое существо теперь может быть не только сконструировано, но и реконструировано (Б.Г. Юдин). Собственные процессы тела могут быть перепрограммированы на достижение нужных результатов (Ю. Такер). Телесность человека в результате автономизации микроэлементов стала пониматься не как непрерывная оболочка, а как некая дискретность (разъемность органов, замещение генов, гендерный обмен) (К. Митенев). Предпологается, что нанотехнологии будут менять человеческое тело так, как потребуется, человек превратится в совершенно новое, технологически саморазвивающееся существо – нано сапиенс (В.М. Кишинец), а тело человека будущего – Primo Posthuman (Н. Вита-Море) – будет проектироваться, как машина и будет сохранять внешний вид человека только в эстетических целях или в целях познавательной ассоциации.

Ранее уже отмечалось, что власть машины разлагает целостный человеческий образ (Н. Бердяев), человек превращается в часть машины, становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке и уже не может освободиться от воздействия созданной им техники (К. Ясперс). Но с появлением Нi-Tech начала размываться граница между человеком и машиной, между телом и технологией. Проблема идентичности человека отнюдь не сводится только к проблеме идентичности тела, собственной телесности, но затрагивает и социальное самоопределение, и духовные аспекты. Опасным давлениям подвергается психика современного человека: 1) идет массированное плохоупорядоченное информационное воздействие со стороны современных средств массовой информации и коммуникации; 2) значительно убыстряются ритмы и темпы жизни; 3) погружение в виртуальную реальность компьютерных игр и глобальной сети чревато новыми видами заболеваний и зависимостей (игромания, Интернет-зависимость и др.), ведет к специфическим проявлениям усталости центральной нервной системы и нервному истощению.

Высокие технологии способствуют разрушению экзистенциальных оснований человека, что проявляется в разрушении целостности его внутреннего мира, ценностных ориентаций и т.п. Современному человеку, существующему в глобализируемом поликультурном мире и клип-культуре, все труднее ориентироваться в событиях, которые происходят как в его непосредственном окружении, так и в обществе в целом. Ему все труднее выявлять базовые закономерности развития своего мира, предвидеть последствия своих действий и прогнозировать свое развитие. Усиливаются ощущения заброшенности и потерянности в этом мире. Поиски смысла жизни выглядят безнадежными, построение понятной модели окружающего мира трудноосуществимым. В высокотехнологизированном обществе формируются различные модели поведения человека: человек самоактуализированный, человек ноубрау (nobrow), человек колеблющийся (Homo zwischens). Как самоактуализированный (по А. Маслоу) человек стремится к творческому труду, созданию нового, самосовершенствованию и максимальной реализации своего личностного потенциала, даже вопреки культурному и социальному окружению. В каждой ситуации выбора он готов к риску, ошибкам, новым идеям. Как человек nobrow (термин Д. Сибрука) индивид подчиняется обряду потребления, заключающемуся в постоянной гонке за новинками. Процесс приобретения новой вещи или получения новых услуг становится важнее, чем сама вещь или услуга. Потребитель теряет критичность, индивидуальность и становится человеком толпы, захваченной культурой мейнстрима. Homo zwischens (от. нем. «между») – человек колеблющийся (А. Харин), сомневающийся, вынужденный жить в атмосфере неопределенности, разрывается между двумя различными системами ценностей и целей в сфере Hi-Tech и Hi-Hume, оказывается в ситуации «разрыва».

Особенности профессиональной деятельности предполагают необходимость творческого подхода к профессии и умение управлять другими людьми. Но существование в культуре Шума (Д. Сибрук) и супермаркета делает их самих теми, кем кто-то манипулирует. В этом есть некая ирония. В данной ситуации задачей системы образования становится коррекция этих моделей.

 

Вызов высоких технологий современному обществу и культуре выявляет амбивалентность высоких технологий: для своего создания они требуют высококвалифицированных и высококомпетентных специалистов, но от массового потребителя – только наличия функциональной грамотности. Именно Hi-Tech демонстрируют, что в развитом обществе ориентации на функциональную грамотность недостаточно, потому что это ведет к снижению технической грамотности специалистов и не способствует формированию мотивации на постоянное пополнение знаний в сфере современной техники и навыков ее использования, способствует формированию отношения к Hi-Tech как к чуду, ведет к росту зависимости и беспомощности человека перед техникой и технологиями и понижает ответственность за последствия использования технологий. Это становится опасным в связи с тем, что заинтересованный в получении прибылей от реализации инновационных проектов в высокотехнологичной сфере бизнес может замалчивать негативные результаты от применения Hi-Tech. В то же время научно-технологическое знание делается все более зависимым от мнения обычных людей («профанов»), которые выступают и как потребители Hi-Tech-продуктов, и как эксперты при оценке высоких технологий, поэтому сегодня в биоэтике, с одной стороны, каждый аргумент, исходя из принципа публичности, должен быть сформулирован в терминах, понятных публике (П.Д. Тищенко), с другой стороны, общественные эксперты должны понимать природу и смысл техники и технологий, в том числе социогуманитарных технологий, механизмы их воздействия на общество, культуру и человека, и критически их осмысливать, не руководствуясь эмоциями.

Думается, что современный человек уже не сможет существовать без техники и технологий, которые делают его жизнь более комфортной. Будут появляться все новые и новые высокие технологии. Но управление техническим прогрессом не может больше основываться преимущественно на принципах прагматизма и на ценностях техногенной цивилизации (В.С. Степин). Пригодность технологий для общества зависит от культуры, в определенном смысле культура ставит границы технологии (А.И. Ракитов). Например, это наглядно проявляется в различии целей национальных программ по нанотехнологии: если государственная стратегия развития нанотехнологий в Японии направлена на создание общества гармонии с природой, то для США развитие нанотехнологий осуществляется в рамках государственной стратегии, нацеленной на стремление сделать нанотехнологии основой экономики и национальной безопасности США в первой половине XXI в.

Таким образом, и знание о механизмах взаимодействий высоких технологий, науки и общества, и сами по себе Hi-Tech и Hi-Hume ценностно нейтральны. Но они могут использоваться с разными целями. Проблемой сегодня становится не только экологическая, но и историко-культурная и духовно-нравственная оценка высоких технологий в виду их стремительно нарастающей мощи. В поликультурном глобализируемом быстроменяющемся современном мире актуализируется соотношение технического прогресса, несомых им новаций и культурных традиций, в первую очередь речь идет о национальных культурах. Но это уже тема отдельного исследования.

Источник: http://www.ifap.ru/library/book317.pdf

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 634. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия