Проблема постчеловеческого будущего
Постчеловеческое время – это время господства все более могущественных наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных, компьютерно-сетевых, информационно-медийных и других сверхтехнологий. Постчеловеческим оно называется потому, что практика применения названных сверхтехнологий во благо человека, преобразует последнего в постчеловека. Наша эпоха – всего лишь начальный момент постчеловеческого времени. Сверхтехнологии, порождаемые постчеловеческим временем, позволяют воссоздавать мир неживой и живой материи, начиная с атомов, наноструктур, нанопроцессов. Практика их применения не просто изменяет все то, что порождено природой. Она конструирует квазиприродную (т.е. искусственную, суррогатную) среду, в которую погружает человека. Благодаря этой практике суррогатной становится не только физическая среда. Практика генетической модификации молекул ДНК поступательно делает суррогатной и биологическую природу практически всех живых существ, начиная с простейших бактерий и кончая человеком. Все это означает, что в эру сверхтехнологий человек необратимо погружается в мир суррогатных онтологий, противоречащих биологической природе человека. Стремясь преодолеть эти противоречия, человек, распоряжающийся все более могущественными сверхтехнологиями, стремится усовершенствовать себя с их помощью, начиная с генного уровня. С этой целью он далеко не без риска вторгается в хранилище своей наследственной информации – в человеческий геном, – и изменяет его на свой страх и риск. Отсюда и сложнейший комплекс драматических процессов, которые происходят ныне на пересечении гуманитарии и естествознания, и которые связаны с практикой расшифровки гигантской наследственной информации, закодированной в человеческих генах. Успехи в расшифровке этой информации обусловливают стремительный рост масштабов и темпов научно-технологической экспансии в мир человеческих генов. Благодаря этой экспансии человеческая молекула ДНК, сохраняющая и передающая по наследству генетическую информацию о строении, развитии и индивидуальных признаках человека, осознана ныне не только как генетическая энциклопедия, дающая надежду на излечение многих заболеваний, но и как мощное средство гуманитарии ХХІ века, используемое с целью совершенствования человеческой природы. После успешной реализации проекта «Геном человека», на первый план выходит проект «Протеом человека», стратегическая цель которого – разобраться с тем миллионом белков, которые потенциально могут существовать в наших клетках и определять важнейшие особенности натуры человека. Успешное осуществление проекта «Протеом человека» позволит биотехнологам более тщательно диагностировать генетические отклонения и блокировать неблагоприятное действие мутантных белков на клетку. Технологии, которые возникнут в ходе реализации этого проекта, позволят генным инженерам планировать и «исправлять» функционирование человеческих генов и таким образом по их усмотрению улучшать биологическую природу человека. Важнейший шаг на этом пути – эпохальное открытие Э. Файра и К. Меллоу, за которое им присуждена нобелевская премия в 2006 г. Речь идет об открытии РНК-интерференции, т.е. генетических механизмов, позволяющих выключать функционирование любых генов человеческого генома. Биомедицинские технологии, базирующиеся на этом выдающемся открытии, позволяют генным инженерам по их усмотрению изменять человеческую молекулу ДНК, генокод, генотип, фенотип, телесность, нейросистему. Учитывая все это, нетрудно понять энтузиазм разработчиков все более могущественных нано-био-гено-нейро-инфо-медийных и компьютерных сверхтехнологий, которые мечтают о времени, когда они с помощью упомянутых сверхтехнологий будут по своему усмотрению изменять человеческую природу. Отождествляя это время «постчеловеческим временем», они предрекают неизбежность преобразования нынешней гуманитарии в «трансгуманитарию». Главное отличие трансгуманитарии – открытость гуманотехнологиям, базирующимся на достижениях наук о человеке. Создавая все более могущественные гуманотехнологии, творцы трансгуманитарии с их помощью перебрасывают мост через брешь между естествознанием и гуманитарией, гигантски расширяют ее проблемное поле, изменяют традиционное этико-онтологическое отношение человека к миру жизни, к человеческой природе, к процессу формирования наукоемкого будущего. В наше время нано-медицинские, био-инженерийные, геномные, нейронные, ДНК-компьютерные, био-информационные, компьютерно-сетевые, информационно-медийные и других гуманотехнологий применяются к решению следующих проблем: Проблема избавления людей от болезней, обусловленных патологическими генами. Проблема долголетия. Проблемы селекции эмбрионов. Проблема заботы о человеческой природе, телесности, физиологии, нейросистме, интеллекте. Проблема изменения генетической конституции индивида, его нравственной идентичности. Проблема использования человеческих эмбрионов в фармакологических, хирургических и прочих исследованиях и экспериментах. Проблема совершенствования человеческого генома. Проблема трансчеловека, постчеловека, Homo tecnologoficus’a. Проблема постчеловеческого будущего. Производство детей по запросу взрослых. Проблема трансгуманизма. Проблемы использования механизмов наследственности ради решения жизненно важных (социальных, экономических, нравственных). Конструирование «идеального ребенка». Создание «лекарственных» младенцев. Проблемы психогеномики, цель которой — «охота за генами», формирующими личность, психику и поведение человека. Проблема создания биофабрик по изготовлению лекарств на основе точных копий вырабатываемых организмом веществ. В этом сложнейшем комплексе проблем трансгуманитарии проблема постчеловеческого будущего занимает центральное место. Именно поэтому она и будет предметом дальнейшего исследования.
|