Философия Беларуси XVIII – нач. XX вв.
В XIX в. ситуация в белорусской культуре начала меняться. В результате разделов Речи Посполитой Беларусь отошла к Российской империи. И хотя влияние на национальные основы жизни белорусов продолжалось (уже с имперских позиций), оно, тем не менее, не было столь разрушительным, как в составе Речи Посполитой. В условиях нового исторического «вызова» белорусская культура оказалась способной к творческому «ответу». Он проявился во второй (после эпохи Ренессанса) волне национального возрождения (вторая половина XIX – начало XX в.). Это было время формирования и развития белорусской национальной идеи (М. Бобровский, И. Данилович), классической отечественной литературы (П. Багрим, В. Дунин-Мартинкевич, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.). В 1852 г. в Минске была поставлена на белорусском языке опера С. Манюшки «Селянка». Большое влияние на укрепление и развитие этнического самосознания белорусского народа оказали исследования отечественных фольклористов, этнографов, филологов (И. Носович, А. Сержпутовский, А. Ельский и др.). На рубеже XIX–XX вв. возникла белорусская периодическая печать («Наша доля», «Наша нива», «Беларус»), широкое распространение получило книгоиздание (в начале XX в. только в Вильно белорусские книги печатались в 10 разных типографиях). В начале XX в. зародился национальный театр, основателем которого стал И. Буйницкий и В. Голубок. Важность этого события лучше всего подчеркивают слова И. Гёте: «Если вы хотите создать нацию, создайте сначала театр». Наконец, XIX–начало XX вв.– это время пробуждения свободолюбивых устремлений белорусского народа. Массовые политические действия (в их числе восстания, создание политических партий, активная работа интеллигенции по политическому просвещению масс) привели к постановке вопроса о создании независимого белорусского государства (сначала БНР, а затем и БССР в составе СССР). 4. Советский этап развития белорусской культуры отмечен многими выдающимися достижениями. В БССР были созданы практически «с нуля» такие важнейшие культурные институты, как Академия наук, национальная система образования, творческие союзы писателей, художников, музыкантов, кинематографистов, система mass media, радио, телевидения, разветвленная сеть учреждений физической культуры и спорта. Эти институализированные формы культуры сыграли огромную роль в приумножении достижений отечественных культурных традиций, приобщении к ним самых широких масс населения, формировании национальной интеллигенции. С этого времени развитие культуры в Беларуси обрело новое качественное измерение. Если прежде оно носило характер стихийного, спонтанного творчества народных масс и неорганизованных талантливых одиночек, то теперь культурный процесс стал делом государственной заботы и государственной важности. Имена деятелей белорусской культуры В.Ф. Купревича, Н.А. Борисевича. В.П. Платонова, А.Р. Жебрака, А.В. Лыкова, В.С. Степина, В. Быкова, А. Адамовича, А. Макаенка, Н. Гилевича, М. Савицкого, 3. Азгура, В. Раевского, С. Станюты, Е. Глебова, И. Лученка, В. Мулявина, А. Медведя, О. Корбут и многих-многих других хорошо известны далеко за пределами республики. Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода в белорусской философии связано с именами Б.Быховского, С.Вольфсона, С.Каценбогена, Н.Никольского. В 1947 г. в БГУ было создано отделение философии, что положительно сказалось на развитии отечественной философской мысли во второй половине XX в. Большую работу по подготовке национальных философских кадров проводили М.Иовчук, К.Буслов, В.Степанов, И.Лущицкий, И.Ильюшин. Началось изучение истории национальной философии (подробнее смотри: А.А. Козел. «Философская мысль Беларуси. Учебное пособие. Мн., 2004). С обретением в 1991 г. Беларусью независимости белорусская культура оказалась в ситуации нового исторического "вызова". Вызова со стороны рыночных отношений, политического и духовного плюрализма, изменений в сознании людей (особенно молодежи), наступления западной «массовой культуры» и т. д. Поэтому современность — это время поиска новых «ответов», время самоутверждения и определения места Беларуси в постоянно меняющемся мире. Каким станет это место, во многом будет определяться нашей культурой и философией.
|