Лекция 20.
Национальное самосознание и философия Беларусив контексте глобализации и диалога культур Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский). Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях. Восточнославянские народы между Западом и Востоком. Синтез восточной и западной культур как возможная основа формирования новой духовности. Беларусь на рубеже Западной и Восточной цивилизаций. Проблема диалога культур и исторического самоопределения Беларуси в контексте глобализирующегося мира
Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский). Философия, будучи интеллектуальным зеркалом социума, а тем самым и незаменимым инструментом его самопознания, формируется и развивается всегда на основе и в лоне определенной культурной традиции. Культурная же традиция – это имеющая, как правило, свою давнюю историю и непрерывно пополняющаяся сокровищница социального опыта, духовных и материальных ценностей и артефактов, творений человеческих рук, ума и сердца того или иного коллективного, соборного, исторического этнического субъекта – народа или нации. Но культурная традиция – не просто хранительница прошлых достижений, чулан отработавших свое вещей. Она – мощный и непрерывно действующий источник актуального творчества, питающий всякую современность своей жизненной энергией и силой, обеспечивающий ее живую связь с прошлым и трансляцию его важнейших ценностей в день сегодняшний и завтрашний. Она несет в себе основополагающие смысловые коды, пользуясь сленгом информатики-матрицы, как всех уже реализованных в социуме форм деятельности, так и семена, генотипы их будущих творческих трансформаций. По своему содержанию – это так называемые общемировоззренческие универсалии, фундаментальные категории, понятия, жизнесмыслы и ценности, представления о реальности носителей данной культурной общности. Коренная их смена – это уже гибель и смерть данной культурной традиции и нарождение новой. Как и все живое, культурная традиция активно взаимодействует с внутренними и внешними факторами влияния, которые могут носить как разрушительный для нее, так и творчески-созидательный характер. И философия – это не только, и даже не столько те или иные мировоззренческие тексты, сколько неразрывно и органично вплетенные в саму ткань человеческих действий и поступков общекультурные мировоззренческие универсалии, которые только в таких действиях и поступках приобретают свою актуализацию, реальное функционирование в качестве стержневых элементов культурной традиции. Вне такой актуализации они превращаются в лучшем случае в почетные экспонаты музеев и книгохранилищ. Культура любого этноса (народа) уникальна. Ее своеобразие определяется множеством взаимосвязанных и взаимодействующих факторов. Условно их можно разделить на два ряда: внешние и внутренние. К внешним относятся природа и социокультурное окружение. Природные условия накладывают свой отпечаток как на материальную культуру – виды и способы хозяйственной деятельности, типы жилища и одежды, питание и т. д., так и духовную, проявляясь в фольклоре, сказках, мифах, гаданиях, праздниках (Каляды, Ивана Купалы, дожинки и др.). Социокультурное окружение – это те государства, народы, их культуры, с которыми данная социальная общность (народ) вынуждена взаимодействовать. Чаще всего это взаимодействие носит характер «вызовов» и «ответов» Поэтому чтобы выжить, утвердить себя, обеспечить свою идентичность, народ в любой момент своей истории должен на идущие извне «вызовы» (природные, политические, духовные), уметь находить и давать адекватные «ответы». Становление белорусского этноса (греч. племя, народ) и, соответственно, белорусской культуры происходило в XIV–XVI вв. в ситуации уникального географического положения Великого княжества Литовского (далее ВКЛ), в котором белорусские земли являлись «мостом» между Востоком и Западом. Белорусская культура формировалась на основе синтеза языческой древнерусской, балтской, христианской (точнее византийской, а через нее – античной) культуры с постепенным возникновением собственного этнокультурного своеобразия. Причем данный процесс шел в условиях мощного давления извне – агрессии со стороны тевтонов и постоянных набегов на белорусско-литовские земли татар, а также многовековой борьбы между Великим княжеством Литовским и Московской Русью за доминирование в славянском мире. Важными вехами на этом пути было формирование белорусской государственности, строительство городов, храмов, замков, крепостей, возникновение новых ремесел и искусств. Созданный еще в 1161 г. по заказу Евфросиньи Полоцкой мастером Л. Богшем шедевр ювелирного искусства – Животворящий Крест – стал духовным символом Беларуси. Рост и укрепление этнического самосознания белорусов в решающей степени были связаны с возникновением национального языка и письменности. Белорусский язык уже при князе Ольгерде (1345–1377) становится языком служебного делопроизводства и средством общения в таком полиэтническом государстве, каким было ВКЛ. А спустя два столетия государственный статус белорусского языка был закреплен в Статуте ВКЛ 1588г. В то же время украинцы, русские, поляки, татары, евреи, немцы и другое некоренное население Княжества, попадая в орбиту воздействия белорусской культуры, оказывали, естественно, и обратное на нее влияние. В частности, в белорусский язык органично вошли такие тюркские слова, как аршин, атаман, баран, кабан, колпак, товар, халва и др. Примерами литовскоязычных заимствований являются слова куль, кумпяк, лайдак, шашок, швагер и др. Надо, однако, отметить, что, хотя белорусский язык в то время и исполнял функции государственного и являлся основным средством межличностных контактов полиэтнического населения ВКЛ, он не играл той же роли в науке, литературе, книгоиздательском деле, поскольку существовали серьезные «вызовы» со стороны более развитых европейских языков: латинского и польского. Так, из изданных на территории Княжества за 1525–1599 гг. 324 наименований книг на латинском языке было напечатано – 151, польском – 114, белорусском – 50, на иных – 9. Крещение Киевской Руси – акт преимущественно политической воли правящей тогда элиты – было именно целенаправленной сменой культурной парадигмы с решительным отрицанием, отбрасыванием и устранением, физическим разрушением артефактов, ценностей и символов предшествующей языческой культурной традиции. Но о победе новой культурной традиции можно было говорить лишь применительно к официальной государственной идеологии, в ранг которой было возведено христианство и его институализация – православная церковь. В толще же народной жизни язычество в его разнообразных ипостасях продолжало свое бытование, заставляя зачастую церковь идти с ним на компромиссы, приспосабливать к нему свою обрядовую практику. Сильное остаточное присутствие официально побежденного язычества в низовых пластах народной жизни – важная особенность нашей национальной культурной традиции. Не менее важной особенностью ее исторического развития и существования является экспансивный прессинг с Востока и Запада, иногда попеременный, иногда одновременный, под которым ей приходилось отстаивать свое право на жизнь, как теперь принято говорить, формировать свою идентичность. В этой связи просматривается и следующая периодизация исторического пути белорусской философской мысли: 1. ее первый период связан с формированием, укреплением и ростом православной культуры периода Киевской Руси. Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский – самые яркие и великие ее представители и распространители («мультипликаторы») на белорусских землях; 2. второй период включает панораму мировоззренческих поисков на Беларуси во время ее вхождения в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Исключительное место в этой панораме принадлежит XVI–му столетию с его интеллектуальными достижениями. Культурное достояние этого периода образуют социально-философские и гуманистические идеи белорусской философии эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.); 3. третий период представлен идейной и социальной борьбой белорусских интеллектуалов за свою национальную культурно-историческую идентичность в период нахождения Беларуси в составе Российской империи; 4. философская мысль советской и независимой Беларуси
Основные периоды развития философской мысли Беларуси
1. Рождение философской мысли Беларуси связано с крещением Киевской Руси. Христианизация Беларуси сопровождалась становлением белорусской духовности и подвижнической деятельностью представителей белорусской «патристики» Е.Полоцкой, К.Смолятича, К. Туровского. Кирилл Туровский (1130–1182) – прославленный христианский мыслитель-поэт, богословское красноречие которого снискало ему во всем православном мире имя и звание «второго Златоуста». Кирилл Туровский – основоположник белорусской книжности, подлинный просветитель. Не только своими текстами, насыщенными предельно высокими мировоззренческими смыслами, общечеловеческими христианскими ценностями и морально-назидательными сентенциями, но и, как подобает ревностному в своей православной вере монаху, делом, то есть самой своей жизнью он показывал пример их неукоснительной реализации. Другим, еще более убедительным эталоном философствования (философствования всей своей жизнью) является деятельность Ефросиньи Полоцкой (около 1100–1175). Она являет собой чистый опыт самопознания по канонам древней, сохраненной православием науки и практики исихазма, «умного делания», «сердечной непрерывной молитвы», обретения глубочайшей душевной тишины и бесстрастия как испытанного пути богопознания и богоуподобления. Такой опыт делает его носителя непоколебимой твердыней духа, богатейшей сокровищницей подлинной мудрости, ни во что не ставящей человеческую славу, почести и внимание, но тем более неотразимо приковывающую их к себе. Это о такой мудрости говорит Лао цзы: «Знающий не говорит, говорящий не знает». Впрочем, ей по силам оказалось и очень успешное общественное служение. Основанные ею два монастыря стали крупнейшими в Беларуси на то время просветительскими центрами. «Житие» княжны-просветительницы сообщает о ее замечательном даре мудрой советницы, миротворческом искусстве, жажде знаний и любви к книге. Переписывание книг стало ее «рукоделием» в монастыре. «И нача книги писати своими руками». Великая труженица стала для своего народа знаменем православия, ярким притягательным примером высокого духовного маяка и идеала. 2. Второй период белорусской философии связан с вхождением Беларуси в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Это период эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.), осмысления и адаптации философских идей европейского Возрождения. Наряду с языком еще одним важным фактором культурного самоопределения любого народа является религия. Христианство, как известно, пришло на белорусские земли в виде православия. Население же западнобелорусских земель на момент образования ВКЛ еще не было крещеным и стало объектом влияния католической церкви. Приняв католицизм, оно, в известной мере, стало отличать себя от белорусского и другого населения православной веры. Немало этому способствовала и политика польского духовенства. Однако этот фактор не смог решающим образом повлиять на процессы этнической консолидации белорусов. Причиной тому было интуитивное понимание людьми своего кровного единства, родства в древнерусском духовном наследии, широком распространении старобелорусского языка. Вместе с тем в дальнейшем конфессиональная разобщенность населения ВКЛ сыграла отрицательную роль в развитии белорусского народа, укреплении его национального самосознания, более того, в истории страны, ее социально-политических процессах и культурной жизни. Однако первоначально, после подписания Кревской унии (1385), открывшей простор для проникновения на территорию ВКЛ католицизма и польской культуры, контакты между двумя близкородственными культурами были взаимовыгодными и обогащали одна другую. Так, результатом таких контактов стало издание в конце XV в. в Кракове первых белорусскоязычных книг. Характерен и тот факт, что белорусская типография появилась в этом городе раньше, чем польская. Уния с Короной открыла перед белорусской молодежью возможность получения высшего образования в польских и других западноевропейских университетах. Белорусские ученые и просветители часто ездили в страны Западной Европы и знакомились там с последними достижениями науки и культуры. Эти достижения высоко ценили и переносили на родную почву Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и другие деятели белорусского национального Возрождения. Именно с их деятельностью связано распространение на ВКЛ интеллектуального и духовного подъема Ренессанса и Реформации. Это нашло свое выражение в развитии образования, книгопечатания, архитектуры, искусства, права, что ставило культуру белорусов того времени на одно из первых мест среди восточнославянских народов. Характерно при этом то, что очаги новой культуры возникали на всей территории Беларуси и, прежде всего, — в городах и поселках (их к началу XVII в. было 450). Культурными центрами становились также многие поместья и усадьбы магнатских и шляхетских белорусских родов. Хорошим тоном считалось иметь во дворцах и замках картинные галереи, библиотеки, типографии, музейные собрания военной амуниции и оружия, цеха художественных промыслов. Свидетельством высокого уровня развития белорусской культуры XVI — начала XVII в. являются Статуты ВКЛ ( 1529, 1566 и 1588 гг.), исторические хроники (хроника Быховца, хроника Великого княжества Литовского и Жамойтского и др.), труды по исследованию белорусской истории М.Стрыйковского и А.Тванини, мемуарная литература, созданные Л. Зизанием и М. Смотрицким грамматики старославянского языка. Важнейшим «внутренним условием» расцвета белорусской культуры эпохи Возрождения было интегрированное белорусско-литовское государство – Великое княжество Литовское. Однако дальнейшее развитие культуры Беларуси (с середины XVII в.) замедляется, а затем (XVIII в.) и вовсе приостанавливается. Это было связано с целым рядом причин как внешних, так и внутренних. Давление их оказалось чрезмерным и в итоге к началу XIX в. белорусская культура свелась практически к фольклорному уровню. Произошло это в результате фактически полного вытеснения белорусского языка польским из системы образования (т. е. базового института социализации личности и передачи социокультурного опыта). Кроме этого, произошел массовый переход белорусских магнатов, крупной и средней шляхты в католичество, что означало их отрыв от белорусской культуры, языка и национальных традиций. Как итог, носителем белорусской культуры осталось только сельское население, а единственными культурными (культовыми) центрами, где продолжало звучать белорусское слово, были униатские храмы и немногочисленные школы при православных братствах и монастырях некоторых католических орденов. Безусловно, значимая в общекультурном плане активность белорусско-польской шляхты в области сценического и музыкального искусства XVIII в. практически никак не пересекалась с народным творчеством и тем самым не могла способствовать развитию оригинальной белорусской культуры. Поэтому неудивительно, что М. Богданович назвал этот период белорусской истории и культуры временем "летаргии национальной жизни» (летаргия от греч. lethe забвение+ agria бездействие).
Философская мысль Беларуси эпохи Ренессанса и Просвещения (XV- XVIII вв.)
Третий период представлен идейной и социальной борьбой белорусских интеллектуалов за свою национальную культурно-историческую идентичность в период вхождения Беларуси в состав Российской империи.
|