Студопедия — Авторитетные издания по истории всемирной литературы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авторитетные издания по истории всемирной литературы






Страна Название издания Выходные данные Русский перевод
Россия Всеобщая история литературы: в 4т. / Под ред. В.Ф.Корша, А.Кирпичникова. СПб.,
1880-1892.
История всемирной литературы: в 9т. / ИМЛИ им. А.М.Горького (неоконченное издание). М., 1983-1994. - ТТ. 1-8.
Зарубежные писатели: в 2ч. / Под ред. Н.П.Михальской. М., 2003.
Германия ScherrJ. Bildersaal der Weltliteratur: bd.1-3. Stuttgart,
1884-1885. ШеррИ. Иллюстрированная всеобщая история литературы: в 2т. - 2-е изд. - М., 1905.
HartJ. Geschichte der Weltliteratur und Theaters aller Zeiten und Vцlker: bd.1-2. Neudamm, 1894.
LeixnerO.von. Geschichte der Literaturen aller Vцlker: bd.1-4. Leipzig,
1898-1899.
BusseK. Geschichte der Weltliteratur: bd.1-2. Bielefeld; Leipzig,
1910-1913. БуссеК. История мировой литературы: в 3т. - СПб., 1913-1914.
Франция LetourneauC. Lйvolution littйraire dans les diverses races humaines. P., 1894. ЛетурноШ. Литературное развитие различных племён и народов. - СПб., 1895.
Les grands йcrivains du monde: t.1-5 / Sous la dir. de P. Brunel et R. Joanny. P., 1976-1978.
Histoire des littйratures: t.1-3 / Sous la dir. de R.Quйneau. P., 1957-1963.
США The literature of all nations and all ages: v.1-10 / Ed. by J.Harthorne etc. Chicago, 1902.
TrawickB.B. World literature: v.1-2. N.Y.,
1963-1964.
Швеция Litteraturens vдrldshistoria: bd.1-12 / Centralred. F.J.Billescov Jansen. Stockholm, 1971-1974.

Что даёт обращение к "другим" литературам для той или иной национальной литературы?

I. Оно помогает выяснить некоторые внутренние проблемы национальной культуры.

1.1. Многие вопросы, связанные, например, с направлениями или стилями, можно решать лишь в плане межлитературных сравнений. "С помощью данных, полученных из инонациональных литератур, мы углубляем и обогащаем наши представления о произведениях, авторах, кружках, жанрах, литературных школах и течениях" [73, с. 193]. Если, к примеру, требуется глубже узнать структуру и сущность сонета как жанра, нельзя ограничиваться аспектами одной национальной литературы, нужно изучить историю этой твёрдой формы, начиная с XIII века и до наших дней, сопоставить итальянскую, французскую и английскую модели и т.д.

1.2. Сравнительное литературоведение выявляет экономические, политические и социальные предпосылки и собственно литературные факторы, например традиции, обусловившие влияния и типологические схождения.

1.3. Изучение межлитературных контактных связей позволяет глубже проникнуть в сокровенную суть творческого процесса, обогащая исследования психологии творчества. Сравнительное литературоведение заметно обогащает наши знания о сложных процессах, подчёркивая передающую роль некоторых писателей, прослеживая многочисленные направления их международного воздействия (Петрарка, Вольтер, Руссо, Толстой или Достоевский), изучая явления, подвергшиеся воздействию [73, с. 193].

1.4. Соотнесение национальных достижений с инонациональными создает условия для более чёткого выявления национального своеобразия каждой литературы. Нет поэта, нет художника - какому бы искусству он ни служил, - чьи произведения раскрыли бы весь свой смысл, рассмотренные сами по себе [254, с. 160]. Понятно, что оценка литературных явлений с национальных позиций не всегда совпадает с их международной оценкой.

II. У сравнительного литературоведения есть ещё и сверхзадача - собрав воедино наиболее характерные аспекты национальных литератур, воссоздать духовный мир человечества. Румынский учёный Александр Дима (Dima) пишет: "Речь идёт не только о психологической характеристике того или иного народа, но и о его творческих возможностях. То, что не под силу одной или небольшому числу наций, может быть осуществлено усилиями многих народов. Духовный мир человечества, о котором столько говорят, есть совокупность разно-национальных специфических проявлений, и литература отражает их самым выразительным и конкретным образом. Причём в этой совокупности должны быть представлены не только самые главные свойства духовного мира человечества, но и различные по степени интенсивности оттенки этих свойств, все достоинства и недостатки, из которых и создается общая картина. Верно, что каждая нация, будучи частью человечества, отражает особенности целого, однако исчерпывающе полную картину целого можно получить, лишь синтезируя все национальные особенности. Чем полнее учтён вклад каждой нации, тем достовернее общая картина. Изучение различных форм межлитературных контактных связей, а также типологических схождений и специфических особенностей отдельных литератур вносит свою лепту в создание этой общей картины духовной жизни человечества" [73, с. 192].

III. Изучение межлитературных контактных связей и типологических схождений приносит и "очевидную практическую пользу" [73, с. 194] - облегчает процесс духовного сближения между народами, взаимопонимания. В.Н.Топоров отмечает: "Два (или более) объекта не просто сопоставляются, но они сравниваются, т.е. к ним применяется равная, иначе говоря, одна и та же (тождественная) мерка... В глубоком философском смысле сравнение всегда одушевлено... идеей идеального (в платоновском смысле, т.е. доведённого до своего логического предела, до ситуации, в которой осуществимы самые глубокие потенции объекта) равенства, поиском объединяющего равного единства" [229, с. 14]. Объяснение сходных моментов в развитии культуры народов мира, как, впрочем, и обнаружение различий между самобытными особенностями культур, способствует объединению народов. "Сравнительно-исторические исследования разных литератур подтверждают необходимость международных контактов, помогают национальным литературам отчётливо осознать свои достоинства и недостатки и освободиться от националистической экзальтации" [73, с. 194-195].

Таблица 2







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 710. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия