Грехи поколений
Итак, как же сказываются на нашей супружеской жизни все эти свидетельства Ветхого Завета о божественных и безбожных, которых надо было уничтожать) поколениях или о страстной или демонической (которую надо было подавлять) любви? Мы не женимся на Еве и не выходим замуж за Адама времен до грехопадения. Грехи и пороки наших предков сказываются на трех, а возможно и на четырех поколениях. У нас не было идеальных родителей, которые растили бы нас в атмосфере, исходя лишь из благих, Божественных принципов. Наш генетический код делает нас слишком высокими или низкими, слишком женственными или мужественными. В результате грехопадения пострадали все, и супружеская жизнь тоже - она оказалась в самом центре этой катастрофы. Может, это было знаком Божьей милости, что пороки и грехи Иезавель были вырваны с корнем так, что они больше не могли никому повредить. А грехи и пороки Авраама, Исаака и Иакова - они передались Иосифу и определенным образом воспроизводятся дальше, или он все-таки раскаялся? В результате грехопадения пострадали все, и супружеская жизнь тоже - она оказалась в самом центре этой катастрофы. Как же святые решали эти проблемы поколений в Ветхом Завете? Они раскаивались в своих грехах и грехах отцов, каждый отдельно и все вместе."Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших..." (Ис. 65:6,7). Иеремия говорил: "Ты являешь милость тысячам и за беззакония отцов воздаешь в недра детям их после них" (Иер.32:18) По Ветхому Завету, они должны покаяться в своих грехах и беззакониях. Последнее больше относится больше к непокорному духу или сильной воле. Каким-то образом эти качества передаются от одного поколения к другому. Исследователи Ветхого Завета отмечают: "Очень важно проводить различие между общей и личной ответственностью за грех. В ранние времена на Израиль очень влияло динамичное понятие общего греха... Семейная группа была намного более значительна, чем личность конкретного человека. Когда глава семьи грешил, вина передавалась каждому ее члену... Таким образом, в соответствии с Десятью Заповедями (см. Исх. 20:5, Втор. 5;9, Исх. 34:7, Числ. 14:18), греховность отца переносилась на его детей, но только "до третьего и четвертого поколения"". Говоря об идолопоклонстве, Осия упоминает демонический дух, который поражает детей, связанных с грехами своих родителей: "Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл ему дает ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теренвинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши" (Ос. 4:12,13).Причина прелюбодеяния и блуда детей - не только грех родителей, но и демонический "дух блуда". Отметьте, как их учили относиться к этому в Ветхом Завете: "...а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов ваших исчахнут; тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня..." (Лев. 26:39,40). "И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих" (Неем. 9:2). Неемия молился: "...исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили - и я, и дом отца моего" (1:6). Иеремия молился: "Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою" (Иер. 14:20). Даниил молился: "...и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков. И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним" (Дан. 9:10,11). Бог говорил, и пророки предупреждали людей о грехах поколений. Еще в шестом веке Даниил должен был исправить неправильное понимание родового проклятия." и было ко мне слово Господне: зачем в употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "Отцы кли кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" Живу Я и не буудт впредь говорить эту пословицу в Израиле". Иез.18:1-3 Эта поговорка не была взята из словаря пословиц и не вышла из уст Господа. Проблема, которую пытался решить Иезекиль, состояла в фаталистической реакции на закон и понимание личной ответственности. Дети не отвечают за грехи своих отцов, их не надо наказывать за пороки родителей, если дети хотят покончить с этими грехами и пороками. Исследователи показали, что так оно и есть. "Совместная ответственность за грех, тем не менее, глубоко влияла на этот народ. Пророки заявляли, что согрешили не только отдельные личности, но провинился весь народ, обремененный беззакониями (Ис.1:4).Поколения за поколениями копили гнев Божий. Поэтому тем, кто наконец вынужден был за это отвечать, было несложно протестовать против возложения на них общей вины. Беженцы плакали: "Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказания за беззакония их" (Плач. 5:7). У них даже была поговорка: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина ". Против этого выступали и Иеремия, и Иезекииль (см. Иер. 31:29,30; Иез. 18:10-20). Да не отвечает сын за беззаконие отца его. "...Душа согрешающая, га умрет" (Иез. 18:4). 1оворя это, они не собирались отрицать общий грех - не он был предметом дискуссии. Целью их было подчеркнуть индивидуальную ответственность, о которой легко забыть перед лицом грядущей национальной катастрофы. И сегодня, когда народ этот страдает от горького коллективного наказания, каждый человек может надеяться на прощение, если он раскается". Согласно древнему соглашению весь избранный Богом народ должен был раскаяться в своих грехах и пороках независимо от того, были ли эти беззакония индивидуальными или национальными. Национальное или корпоративное покаяние не может иметь места без покаяния личного. Мы знаем из Ветхого Завета, как грехи передаются от одного поколения к другому и как пророки призывали людей покаяться в своих грехах и прегрешениях их отцов. Это свойственно не только Ветхому Завету. Павел говорил: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5:12). Благая Весть состоит в том, что Иисус принял смерть во искупление всех наших грехов. "Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха..." (Рим. 6:10). Мы приняли этот чудесный дар вечной жизни и прощения грехов верой, и только верой, но это не означает, что нам не надо каяться, чтобы укреплять нашу связь с Ним и вкушать от плодов Его распятия и воскресения. Как проповедовал Иоанн, "покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:15). Прислушайтесь к словам Луки: "Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима" (Лк. 24:45-47). По-гречески "покаяние"- metanoeo. Meta означает "после", что подразумевает изменения. Noeo означает "постигать осознавать". Происходит это слово от корня nous, который обычно переводится как "разум, ум". Буквально "покаяние" означает изменение разума, но в контексте значит гораздо большее. Когда фарисеи и саддукеи пришли креститься от Иоанна, тот "сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния..." (Мф. 3:7,8). Он почувствовал, что их раскаяние было неполным. Они хотели получить благословение Божье, не отказавшихся от своих привычек, традиций и религиозных обрядов. В Древней Церкви обычно становились лицом на запад и произносили следующие слова: "Я отрекаюсь от тебя, сатана, и от всех твоих деяний". Для полного покаяния нужно было отречься от любого сатанинского деяния. После этого следовало повернуться лицом к востоку и поклясться в верности Господу. Они понимали, что нужно было покаяться во всех тех сатанинских делах, которые имели место в их синагогах, семьях и личной жизни. В те времена в Церкви проповедовали: "Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа" (Деян. 3:19). Павел говорил царю Агриппе: "...чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния" (Деян. 26:20). 1осподь не желал, чтобы "кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:9). Наши церкви и брачные союзы будут переживать большие трудности, если мы попытаемся вступить в спасительные отношения с Господом нашим Иисусом Христом без покаяния. Многие выбирают веру в Христа, но продолжают придерживаться своих старых привычек, как впитанных с материнским молоком, так и обусловленных цивилизацией. Приход ко Христу - это не просто еще что-то, во что мы поверили, добавленное к нашим давно усвоенным взглядам. Он - и путь, и истина, и жизнь наша (см. Ин. 14:6). Иисус - не один из путей. Он - единственный путь. Нет иного пути и нет иной истины. Покаяние означает, что мы отрицаем то, в истинность чего больше не верим, что мы выбираем истину, а затем демонстрируем это изменение, живя праведной жизнью. Павел говорит: "...не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:2). Господь сказал: "Ученик не бывает выше своего учителя но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лк. 6:40). Первые учителя в детской жизни - это родители. Даже в лучших христианских домах подобное обучение не бывает идеальным. Мы обязаны поблагодарить Господа за все то хорошее, чему мы научились от наших родителей, но нужно честно сказать, что идеальных родителей не существует. Зачем винить или защищать своих родителей? Ни то, ни другое не поможет нам разрешить свои личные или семейные конфликты. Как-то я беседовал с одной супружеской парой, они были примерными прихожанами, достойными членами общества. Каждый из супругов был своего рода духовным лидером. По каким-то причинам они перестали понимать друг друга, как пара они не подходили один другому. Им не помогали даже консультации по семейной жизни. Я порасспрашивал их о родителях, о дедушках и бабушках. Глава семьи наконец-то узнал, что его теща была теологом, так же, как и бабушка жены. Я спросил супругу, не хочет ли она пройти со мной "Шаги к свободе". Особых проблем нее не было, так как когда-то она твердо решила жить праведной жизнью. Сделав последний шаг, который подразумевает раскаяние в грехах наших предков, она вдруг разрыдалась. - У меня духовная проблема, - вскричала она. - Как такое может быть? Что же мне с этим делать? - Просто попытайтесь ее разрешить, - сказал я. Перемена наступила незамедлительно и навсегда. В последней главе, которая проведет вас через процесс освобождения вашего брака, мы поможем вам разрешить подобные проблемы. До тех пор, пока мы не осознаем нашу ответственность за покаяние и не начнем доверять Господу, мы можем очень походить на наших предков. Никто не может изменить прошлое, но благодаря Богу и труду Христа на тресте от него можно освободиться. Итак, неужели я - всего лишь обломок прошлого? Моя основная проблема из-за того окружения, в котором я рос, или она может быть объяснена действием различных гормонов и генетического кода? Или же это все-таки духовная проблема? Мы полагаем, что ответ на эти вопросы - да. Все три фактора - социальный, физический и духовный - были предопределены грехопадением. Благая Весть - в том что "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою". Остальная часть нашей книги будет посвящена объяснению того, как мы должны относиться к этому акту самопожертвования ради нас и ради нашей супружеской жизни.
|