Типичные недоразумения
Давайте перечислим четыре основных недоразумения, которые мешают воплощению в жизнь этого несложного принципа. Права человека. Первое - это наша излишняя озабоченность правами человека. Не поймите меня неправильно: я верю в наши неотъемлемые права. Все люди достойны уважения, независимо от их цвета кожи, половой принадлежности, общественного и имущественного положения. Но мы все же ошибемся, если поставим права человека выше его обязанностей. Представьте себе беременную женщину, которая публично отстаивает право на собственное тело, демонстрируя при этом легкомысленное отношение к нему. У нас нет проблемы абортов; у нас есть проблема безответственного отношения к половой жизни. У нас есть право носить оружие, право на свободу слова, но оба этих права не имеют никакого смысла, если они используются безответственными людьми. Мы принимаем законы, которые борются с последствиями, а не причинами этих проблем. Когда наши суды начнут взывать к тому, что является прямой обязанностью наших сограждан, мы увидим, как в нашу страну вернется справедливость. Попробуем применить это к супружеской жизни. Есть ли у меня как у мужа право ожидать, что жена будет подчиняться мне или же я ответственен за то, чтобы любить свою жену так, как Христос любит Церковь? Есть ли у меня как у отца право ожидать, что дети будут меня слушаться, или же я ответственен за воспитание их в Господе Боге? Народы, церкви, семьи и отдельные люди ослабевают, если начинают требовать удовлетворения своих прав без учета своих обязанностей. Какое у нас право ожидать чего-то от кого-либо? У меня нет никакого права требовать, чтобы жена и дети соответствовали моим представлениям. Я возлагаю на них большие надежды. Я верю в их способности и сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь им стать такими, какими хотел их видеть Бог. Однако если они не будут соответствовать моим ожиданиям, я не разочаруюсь в них. Такое право есть лишь у Господа, и только Он руководит ими. Народы, церкви, семьи и отдельные люди ослабевают, если начинают требовать удовлетворения своих прав без учета своих обязанностей. Больше всего я помогаю жене и семье тем, что выполняю свои обязанности мужа и отца - этого хочет от меня Бог. То же верно и по отношению к моей жене. Ее главная обязанность: быть женой и матерью - этого от нее хотел Господь; и никто не может помешать нам быть такими, какими Он нас задумал. Взволнованный родитель может заявить: "Вы не понимаете. Мой сын просто восстает против меня!" Ребенок-бунтовщик не может заставить нас быть другими матерями и отцами, не такими, какими Господь хочет нас видеть. Это серьезная проверка нашего характера, однако именно в так моменты нашим непослушным чадам нужны такие родители, какими хочет нас видеть Бог. Наша роль в жизни других. Второе недоразумение - это отношение к той роли, которую мы играем в жизни другого человека. Когда наши близкие живут не так, как мы от них ожидаем, или не выполняют по нашему мнению, своих обязанностей, мы ведем себя словно мы - их совесть. Как только мы пытаемся играть в их жизни роль Святого Духа, мы переводим их внутреннюю борьбу с Богом на себя. Мы просто не справляемся с тем чтобы стать Богом в чьей-либо чужой жизни. Ведь от нас Он требует: "...принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию" (Рим. 15:7). Как же принял нас Христос? "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:8). Ничто человеческое в деле помощи другим стать образом и подобием Божьим не представляется более важным, чем наша безоглядная любовь и приятие. Разница между воспитанием и осуждением. Любовь и приятие подразумевают ответственность за воспитание, но отнюдь не осуждение друг друга. Воспитание на основе дисциплины - это опора нашей любви, но в то же время Бог велит нам не осуждать (см. Мф. 7:1). Третье недоразумение - это непонимание разницы между воспитанием на основе дисциплины и осуждением. Воспитание связано с поведением, тогда как осуждение относится к характеру человека. Мы воспитываем наших любимых только в связи с их поведением. Для этого нам надо видеть, что они делают, или слышать, как они рассказывают нам о своих поступках. Мы не можем воспитывать кого-то, исходя только из своих догадок и интуиции- Воспитание -не наказание. Мы не наказываем человека за неправильные действия, исходя из чувства мести. Мы воспитываем его, чтобы в будущем он этого не делал - это своего рода тренировка правильных действий. Вспомните отрывок из Послания к Евреям (12:10, II): "Те [отцы наши] наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности". Если я поймаю своего сына на вранье, то обязан уличить его в нем. Предположим, я скажу: "Сын, то, что ты только что сказал, ложь!" Он на это ответит: "Ты меня осуждаешь!" Я его осуждаю? Нет! Я воспитываю его, исходя из сказанного им, а не из его характера. А теперь предположим, что я произнес: "Сын, ты лжец!" Что это? Это осуждение. Я осуждаю его характер. Когда воспитание проходит правильно, проблема может быть решена в нужное время. Виновные в случае необходимости могут покаяться и быть прощены. И хотя они пожнут плоды своих греховных поступков, их личности при этом не будут отвергнуты. Если кто-то осуждает наш характер, нашу личность, то что мы в этом случае можем сделать? Мы можем изменить свое поведение, однако характер наш мгновенно не изменится. Нападки на характер человека, его личность - это одна их худших форм его неприятия. Многое из того, что мы предпринимаем во имя воспитания, на самом деле не более чем покушение на личность. Наклеивание таких ярлыков, как дура, чушь, подонок, дерьмо и прочее, оставляет глубокий след в нашей душе. Клички и ругательства способствуют лишь возведению стены между людьми, преодолеть которую может лишь прощение. Мне приходилось видеть, как плачут взрослые люди, прощая своих грешных родителей за подобные словесные нападки. Всегда, когда мы подвергаем нападкам чью-то личность- особенно супруги или супруга, наших детей, - мы должны просить их о прощении. Если в вашей семье приняты обидные прозвища, прочтите 14-ю главу этой книги, и постарайтесь избавиться от этой привычки.Мы смогли бы расстаться, по крайней мере, с половиной наших семейных проблем, если бы постоянно следовали такому стиху из Библии: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Еф. 4:29). А вот следующий стих: "И не оскорбляйте Святого Духа Божия..." (30) Бог печалится, когда видит, как Его дети используют слова для обид и оскорблений. Святой Дух вдохновляет нас поддерживать друг друга, а не унижать.Что делать, если наши близкие (муж или жена) критикуют наши личные качества? Следует ли нам защищаться? Мне кажется, что этого делать не надо. Внемлите тому, что говорил апостол Петр об Иисусе: "...будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному..." (1 Петр. 2:23). Те, кто прибегает к нападкам на личность, не правы - они ранят людей. Духовно зрелые люди не задевают других. И еще. На своем печальном опыте я понял, что, уходя в глухую оборону, я тем самым вызываю только еще больше подобных словесных нападок. Нельзя позволять, чтобы чье-то осуждение определяло то, кем мы являемся на самом деле. Мы должны вверять себя Ему: лишь Он судит праведно. Когда люди держат свое словесное оружие "незаряженным", меньше всего нам хочется, чтобы они его зарядили. Если мы отвечаем им или пытаемся себя защитить, тем самым мы только вручаем им еще больше пуль и снарядов. Они становятся еще более агрессивными. Но что происходит, когда патроны кончаются, а мы не пытаемся обороняться? Нападавшего карает Святой Дух, а у нас появляется прекрасная возможность обратить обидчика в лоно церкви и проповедовать ему. Правильное общение. Следует ли делиться наболевшим с мужьями и женами? Конечно, однако четвертое недоразумение как раз и связано с тем, как мы это делаем. Представьте себе, что жене кажется, будто бы муж ее не любит, и она говорит ему: "Ведь ты меня больше не любишь!?" Скорее всего, в ответ она получит нечто вроде: "Ну что ты! конечно, люблю". На этом разговор и закончится. Проблема состоит в том, что она его критикует, а не делится с ним тем, что с ней происходит. Некоторые называют это подменой "мне кажется, что..." на "ты виновен в том, что…», было бы лучше, если бы жена сказала нечто вроде следующего: "Я больше не чувствую, что меня любят". Поскольку Господь велел мужу и жене любить друг друга, а супруга не пытается играть роль Святого Духа, Бог здесь свободен в выборе мер. Апостол Павел говорил: "Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны" (Тит. 3:14). Что в жизни необходимо более всего, так это самоосознание, приятие, чувство защищенности и своей значимости; и достичь этого можно только во Христе. Господь, однако, через семейные и супружеские отношениях удовлетворяет гораздо больше наших потребностей. Потребность зависеть от Бога зачастую и создает в семьях столь знакомую нам напряженность - ведь именно дома, в основном, и развивается наша личность. Способность удовлетворять потребности другого человека прямо пропорциональна нашему личностному развитию. Чем более мы уподобляемся Христу, тем сильнее можем любить. Но все это сходит на нет, когда мы перестаем расти духовно и эгоистично концентрируемся лишь на собственных потребностях в ущерб нуждам наших близких. Исполнение своих обязательств. Господь действует в наших жизнях, главным образом, через те отношения, где мы связаны обязательствами, по двум причинам. Во-первых, мы не можем (или не должны были бы) уходить от наших обязанностей в супружеской жизни и отношениях с близкими. От многих других отношений мы можем, а иногда и должны, отказываться. Например, в Писании нас предупреждают: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15:33). Жизнь в одном доме напоминает формовочную машину: все наши искушения и скорби обусловлены давлением четырех общих стен. Но это как раз то, что так точно выразил апостол Павел в своем Послании к Римлянам: "...хвалимо и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:3-5).Наша падшая натура хочет заявить: "Эта работа мне ничего не сулит; лучше поищу-ка я другую» - или: "Этот брак безнадежен, лучше мне развестись". Павел же сказал, что мы должны оставаться верными своему выбору, чести и обязательствам и постоянно совершенствовать себя. Иногда, может, и позволительно начать искать другую работу или для защиты самого себя стремиться к законному отделению от другого человека, но какие этому могут быть причины? Не бежим ли мы от тягот жизни вместо того, что бы их преодолевать? Если это так, то мы забываем то главное, что дал нам Бог, чтобы мы стали настоящими христианами. Искушения и скорби ставят перед нами неверные цели, но служат лучшим средством для формирования личности и характера. Какую надежду можем мы дать несчастной жене, которая только что узнала, что муж ее бросил? Обычно мы даем ей ложную надежду, говоря нечто вроде: "Ничего, он все равно к тебе вернется". Мы не можем обещать этого, так как не властны над этим человеком. Плодом Духа не является ни контроль над супругами, ни контроль над детьми, но контроль над собой. Подспудным мотивом того, кого бросили, часто бывает такой: "Как мне воздействовать на другого человека или обстоятельства так, чтобы все стало как прежде?" Главное здесь - почему этот человек нас бросил. Лучший способ изменить положение вещей - это изменить самого себя, поскольку мы властны лишь над собой. Мы дадим такому человеку гораздо больше надежды, если скажем что-то вроде: "Если прежде ты не могла стать лучшей женой или матерью, такой, какой хотел видеть тебя муж, то почему бы не попытаться сделать это сейчас?" Лучший способ изменить положение вещей - это изменить себя, поскольку властны мы лишь над собой. Измененного себя - это также лучший способ вернуть бросивших нас близких. Даже если этот другой человек не реагирут поначалу на наши попытки, мы все равно тем самым помогаем себе пройти через кризис одиночества и стать лучше чем мы были прежде. В результате подобной тактике мы непременно окажемся в ситуациях, из которых выйдем победителями, поскольку надежда наша обусловлена нашим закаленным в испытаниях характером. Отказываясь от завышенных претензий. Давайте рассмотрим еще одну причину, по которой Господь действует в наших жизнях, главным образом, через те отношения, где мы связаны обязательствами. Большинство из нас умеет надевать маску в случае необходимости и тем самым вводить в заблуждение соседей и случайных знакомых, но дома лживость и обман не проходят. Наши супруги и дети видят нас насквозь.Когда мы просим наших детей хорошо себя вести, то что мы имеем в виду: хорошо для нас и окружающих или для них самих? Наши дети прекрасно понимают разницу. Когда мы скрываем нечто от мужа или жены, они могут не знать, что именно, но точно чувствуют, что здесь что-то не так. Наш дом напоминает аквариум. Когда между его обитателями утрачивается духовная связь, каждая рыбка стремится плавать так, чтобы ей было удобнее. Когда же между обитателями единого пространства есть духовная связь, все они "плавают" вместе, стайкой, словно кто-то невидимый взмахом дирижерской палочки командует ими. В семейной жизни такие моменты случаются редко, но когда они происходят, это дает чудесное ощущение. Давайте посмотрим, как Господь стремится вести нас от смерти к духовной жизни и гармонии, и для этого познакомимся с тем, как развивается эта тема в апостольских посланиях. Для примера возьмем Послание к Колоссянам. Глава 1 Стих 9 Стих 13 Стих 27 Стих 28 Глава 2 Стихи 6,7,10 Стих 14 Стих 15 Стихи 20-23 Глава 3 Стих 3 Стихи 5-9 Стих 10 Нам надо исполниться познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном. Нас избавили от власти тьмы и ввели в Царство Христа. Христос в нас есть упование славы. Всякий человек должен быть совершенным во Христе Иисусе. Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем. Он истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он пригвоздил его ко кресту. Он отнял силы у начальств и властей, восторжествовав над ними Собою. Произвольное служение и личный аскетизм не восполнят того, что уже сделал Христос. Мы умерли, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге. Отложите все ветхое в себе. Облекитесь в нового человека, который обновляется в познании по образу Создателя. Вот истина! Господь перенес нас из царства тьмы в Свое Царство и дал нам новую жизнь во Христе. Он отпустил нам грехи наши, Он восторжествовал над дьяволом. Мы должны отбросить свое старое "я" и облечься в новое. Воля Божья -чтобы мы соответствовали Его образу и подобию. А теперь вернемся к началу этой главы (цитата из Послания к Колосянам 10-14; 18-21) и посмотрим, как именно соотносятся между собой наше осознание себя, характер, наш брак, семья и профессиональная карьера. Познаем, кем мы являемся. Познание самого себя- это основа наших поступков. Барьеров, разделяющих людей из-за их происхождения, больше не существует: "...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и всем Христос" (Кол. 3:11). Другими словами, для людей во Христе не существует расовых, религиозных, культурных или социальных различий; в Послании к Галатам мы читаем: "...нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3-28). Каждый христианин- дитя Божье: "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий" (Рим. 8:16). Именно так мы должны относиться к самим себе, ведь, согласно Богу, это сама наша суть. Господь не уничтожил общественную иерархию, половые различия или власть. Почему же тогда апостол Павел в своем Послании к Колоссянам (3:22) говорил, что рабов нет? Стих 11 относится к отождествлению каждого Божьего дитя с Богом, а стих 22 - к тому социальному положению, при котором каждый может быть призван к жизни. Все христиане - мужчины и женщины, отцы и матери, рабовладельцы и рабы, даже дети - должны жить, как дети Божьи, то есть быть теми, кто они и есть на самом деле. Все мы находимся под чьей-то властью. Подчиненные по-прежнему зависят от начальников, жены - от мужей, а дети - от родителей. "Итак, облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства..." (Кол. 3:12-14). Как же нам приобрести эти личностные черты? Если мы растем под действием Божьей благодати, то потенциально мы уже имеем эту совершенную гармонию. Единственны акт любви, который нам нужно неоднократно повторять это прощение - ведь все мы были прощены. Прощение через любовь agape. Мне выпала честь помочь тысячам людей, помогая им простить других. Когда они составляли списки тех, кого им следовало бы простить, в 95 процентах случаев на первом месте стояли их родители. Выше я уже упоминал, что семью удерживает вместе любовь. Горечь и не нашедшее выхода раздражение, коренящиеся в неумении прощать, - это тот динамит, который может взорвать наши семьи изнутри. Именно через это неумение прощать верующими овладевает сатана (см. Мф. 18:21-35; 2 Кор. 2:10,11). Мы должны прощать, так как нас окружают люди отнюдь не идеальные. Если мы этому не научимся, сатана нас уничтожит. Помогая людям обрести свободу во Христе, я обнаружил, что это неумение прощать -главная причина, по которой они разводятся. Во многих случаях это оказывается единственной преградой на пути к личностной свободе во Христе. Прощение друг друга - первый шаг к любви. Иисус говорил: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга..." (Ин. 13:34). Почему эта заповедь была новой? Разве прежде от нас не требовалось любить своего ближнего? От нас требовалось подчиняться закону, но мы не были способны любить друг друга так, как Господь любил нас, и все из-за нашей падшей природы. Любовь agape - это любовь Божья. Нам можно заповедовать любить своего ближнего, так как мы стали частицей Божеского естества (см. 2 Пет. 1:4). Господь любит нас не потому, что мы можем любить, но потому, что Бог есть сама любовь. Это Его естество- любить нас. Именно поэтому любовь Бога для нас - нечто безусловное. Его любовь не за висит от объекта любви: "И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. (Лк. 6:32). Если христиане (и жены, и мужья) утверждают, что большe не любят свою вторую половину, тем самым они больше свидетельствуют о своей собственной природе, чем о природе своих близких. Лишь Божья благодать делает нас способными любить не любящих. Я лучше осознал значение любви agape, когда понял, что это использованное в Новом Завете слово является одновременно и существительным, и глаголом. Когда agape используется в качестве существительного, то относится к Божьему естеству. Это наивысшая из всех возможных личностных черт. Например: "Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла..." (1 Кор. 13:4-5). Апостол Павел говорил: "Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры..." (1 Тим. 1:5). Стремление к истинному естеству, раскрывающему себя в любви к Богу, должно стать целью каждого христианского проповедника. "...По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35). Agape может выполнять также роль глагола. Любовь Господа призывает нас удовлетворять потребности других, ее нужно отдавать. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16, курсив авт.). Он увидел нашу величайшую потребность и, благодаря Своей любви, пожертвовал самым дорогим, чтобы удовлетворить ее. Глубинный смысл этого отрывка отражен и в 1 Послании Иоанна (3:16-18): "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною". Любовь Бога движет теми, кто познал Христа: они увидят нужды своих близких и удовлетворят их. Прислушайтесь словам апостола Павла: "И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями во благодати воспевая в сердцах ваших Господу" (Кол 3:15,16). Мир Божий может владычествовать в сердцах наших только тогда, когда там живет слово Божье. Нельзя преувеличить потребность в Божьем слове, которое руководит нами в браке и семейной жизни. Семьи, в которых вместе молятся и читают Библию, никогда не распадаются. Кино, музыка, журналы препятствуют нашему духовному росту, и их нужно гнать из дома. Слишком много дьявольских искушений стремятся отвратить нас от Господа и друг от друга. "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским..." (1 Тим. 4:1). Князь мира, отец лжи стремится заставить нас разрушить нашу жизнь, нарушить клятву и разбить наш брак. В первосвященнической молитве Христос сказал: "Не молю, чтобы ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.<-.-> Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина" (Ин. 17:15,17). Дух Святой - это дух истины, и Он приведет нас к всеобщей правде, а эта правда сделает нас свободными. Тогда мы сможем стать мужьями и отцами, женами и матерями. Он призвал нас к жизни; и мы будем притираться друг к другу, гранить свои характеры и уважать нужды своих близких.
|