Театр теней
Коли игра называется «Слово через стекло», то предполагается, что между игроком и группой как бы располагается стекло, не пропускающее звуки. Игровое условие: Группа видит всего игрока. При инверсии это условие может выглядеть так: Группа не видит всего игрока. Учитывая то, что игрок при этом должен выполнять задание молча, можно очевидно предположить, что задание становится невыполнимым, поэтому вновь конкретизируем инверсированный вариант: Группа видит не всего игрока, а только его тень. Предварительно натягивается простыня, на которую направлен свет лампы. Игрок показывает его так, чтобы на простыню падала его тень (он стоит между лампой и простыней, остальные игроки располагаются с другой стороны простыни). Игрок, показывающий слово, должен помнить, что видна только его тень и делать более выразительными жесты и позы, видимые на тени. Вариант: Группа видит не всего игрока, а только его руки. Игрок скрыт от группы ширмой, над которой видны только его руки. То есть загаданное слово необходимо показать с помощью пальцев, кистей рук, ладоней, их сочетания. Геометрические фигуры Игровое условие: Игрок может использовать жесты и мимику. Инверсируем: Игрок не может использовать жесты и мимику. Конкретизируем: Игрок не может использовать жесты и мимику, а может только рисовать. Понятно, что и в этом случае игрок может просто нарисовать загаданное слово, поэтому требуется дополнительная конкретизация: Игрок не может использовать жесты и мимику, а может только рисовать геометрические фигуры. Игрок, показывающий загаданное ему слово, должен это сделать с помощью определенного количества геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов. Он рисует эти фигуры на листе бумаги, в таком сочетании и соотношении, такого размера и в таком количестве, чтобы остальные смогли в этом сочетании фигур определить загаданное слово. Кадра Одна команда делает три кадра (лучше всего делать цифровым фотоаппаратом). Эти кадры затем демонстрируются через экран компьютера. Другая группа должна по этим кадрам определить загаданное слово. Если нет цифрового фотоаппарата или компьютера, то можно просто делать своеобразные стоп-кадры, по которым необходимо определить загаданное слово.
ПРИМЕР 6: МИННОЕ ПОЛЕ Характеристика формы игры: Посреди игровой площадки (комнаты, спортзала) или в любом удобном месте очерчивается (мелом, палкой на земле, обозначается веревками) своего рода «коридор», размерами примерно 1-1,5 на 5-7 метров. По всему коридору ведущим игры раскладываются так называемые «мины», роль которых могут выполнять спички, кусочки бумаги, шишки (если в лесу) и т.п. Достаточным может быть количество мин примерно от 10-ти до 20-ти (в зависимости от игровых задач конкретного варианта игры и конкретной ситуации). Мины раскладываются примерно на равном расстоянии друг от друга. Расстояние между «минами» должно быть достаточным для того, чтобы там могла свободно поместиться стопа. Один из игроков («сапёр») закрывает глаза (или ему завязывают глаза плотным куском ткани). Этого игрока направляют вперёд по коридору. Главная игровая задача для всей группы участников заключается в том, чтобы игрок с закрытыми глазами («сапер») прошёл по «заминированному» коридору («минному полю») (слова «мины», «сапёр», «минное поле» в дальнейшем мы будем использовать без кавычек). При этом он не должен наступать на мины, так как это может означать игровую «гибель» участника и даёт группе негативный игровой результат (результат может быть разным – в зависимости от варианта игры). Соответственно, «зрячие» игроки должны, не входя на территорию минного поля и непосредственно не касаясь сапёра, давать ему правильные подсказки, чтобы сапёр не наступил на мину и не «погиб». Ведущий игры отслеживает правильность выполнения игровой задачи и отмечает, когда сапер наступает на мину. Вариации проведения данной игры: - В случае если сапер наступает на мину и погибает, то он просто выбывает из игры и следующий сапер пытается пройти через минное поле. Если соревнуются две группы, то победившей считается та, в которой «погибло» меньшее количество саперов. Если играет одна группа, то игровая задача считается выполненной тогда, когда количество «погибших» равно «нулю» или не превышает заранее обозначенного числа (например, не больше двух игроков). - Любой случай «подрыва» на мине означает, что не только игрок, наступивший на мину, возвращается обратно, но и все те, кто уже успешно прошёл минное поле, также возвращаются обратно. То есть, даже если уже вся группа прошла через минное поле, но последний сапер «взорвался», то группа возвращается обратно и проходит минное поле снова. - Игроки сами могут принимать решение о том, кто считается «погибшим» (то есть никто из уже прошедших через минное поле не возвращается обратно), а кто может «воскреснуть» (но для этого потребуется, чтобы прошедшие через минное поле, вернулись обратно). Данный вариант, с одной стороны, обладает большими психодиагностическими возможностями и потенциалом развития конструктивных отношений внутри группы, но, с другой, связан с большим психологическим риском и может привести не только к конфликту в группе, но и к более серьезным проблемам личностного плана. Поэтому, организатор игры должен быть в достаточной степени уверенным в целесообразности проведения именно такого варианта. - Ведущий игры, после каждого прохождения минного поля одним из саперов, может менять мины местами (но так, чтобы этого не видел следующий сапер). Кроме того, могут быть разные варианты определения результатов игры, в зависимости от используемых критериев оценки результата: скорость прохождения минного поля, количество «погибших», эффективность взаимодействия между игроками, оригинальность способов прохождения минного поля и др. Цели игры: В первую очередь, игра «Минное поле» ориентирована на развитие конструктивных отношений внутри группы (взаимопонимание и взаимоподдержка, внимание друг к другу, рефлексивное слушание, дружелюбие и доброжелательность, целесообразное лидерство, терпимость и т.п.). Также игра развивает вестибулярный аппарат, координацию движений, ориентацию в пространстве, физическую выносливость и психологическую выдержку, настойчивость и т.д. Варианты игры: Игровое условие: В качестве мин используются какие-либо простые и доступные предметы (спички, кусочки бумаги и т.п.). При инверсировании получаем следующее: В качестве мин могут использоваться не только простые и доступные предметы, но и необычные предметы. В последующих десяти вариантах этой игры инверсия строится именно на изменении (переворачивании) качеств предметов, используемых в качестве мин и, соответственно, изменении результатов «подрывов».
|