Как различные культуры имеют различные моральные коды. 28. Традиционная культура народов Северного Кавказа базируется на:
28. Традиционная культура народов Северного Кавказа базируется на: а) воинском культурном комплексе и стиле жизни; б) кавказском застолье; в) культе старшинства; г) хозяйственно-культурном комплексе; д) товарищеских отношениях.
39. Этническая толерантность это: 1) готовность и способность без протеста воспринимать личность и вещь; 2) терпимое отношение к человеку или группе людей; 3) уважение свободы, образа жизни, национальных традиций, обычаев, религиозных убеждений людей; 4) проявление великодушия в отношении других, готовность к примирению.
30. Соотнесите пять реакций, которыми должен владеть учитель в диалоговом общении: а) реакция понимания, б) оценочная реакция в) информационная реакция г) реакция поддержки д) реакция интерпретации 1) приведение аргументов для успокоения собеседника; 2) вскрытие подлинных мотивов поведения собеседника, о которых он может не подозревать; 3) выслушать собеседника до конца, не перебивая комментариями, и начать свою речь пересказом своими словами «Я понимаю….» 4) дополнительный анализа ситуаций («А как?…», «А что вы предполагаете?...») 5) рассказ собеседнику, какими вы видите его трудности, совет без критики и обсуждения, как лучше поступить.
31. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности в многонациональном регионе является: а) хорошие профессиональные знания б) желание работать в многонациональном регионе в) умение бесконфликтно общаться с людьми г) этнокультурная компетентность.
33. Культура межнационального общения это: а) уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к культуре, традициям, языкам истории, национальному достоинству; б) выполнение людьми правовых и морально-этических норм и правил общежития, владение умениями и навыками строить свои отношения с окружающими людьми; в) совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
34. К принципам воспитания культуры межнационального общения не относится принцип: а) диалогизма б) толерантности в) культуросообразности г) регионализации д) контекстности
Джеймс Рэйчелс Вызов культурного релятивизма
Как различные культуры имеют различные моральные коды
Дарий, царь древней Персии, был заинтригован разнообразием культур, с которыми он сталкивался во время своих путешествий. Он обнаружил, например, что каллатии (индийское племя) имеют обычай поедать тела своих умерших отцов. Греки, конечно, этого не делали – греки практиковали кремацию и рассматривали погребальный костёр как естественный и пристойный способ обращения с телами умерших. Дарий думал, что утончённое понимание мира должно включать осознание таких различий между культурами. Однажды, чтобы дать такой урок, он призвал нескольких греков, которые в тот момент были при его дворе, и спросил их, сколько бы они взяли за то, что чтобы съесть тела своих умерших отцов. Греки, как это и предполагал Дарий, были потрясены и ответили, что никакая сумма денег не заставит их сделать такое. Тогда Дарий призвал нескольких каллатиев, и, в присутствии греков, спросил их, сколько они возьмут за то, чтобы сжечь тела своих умерших отцов. Каллатии пришли в ужас и просили Дария даже не упоминать о такой чудовищной возможности. Этот случай, рассказанный Геродотом в его «Истории», иллюстрирует постоянную тему в литературе по общественным наукам: разные культуры имеют разные моральные коды. То, что считается правильным внутри одной группы, может быть предельно омерзительным для членов другой, и наоборот. Должны ли мы есть тела умерших или сжигать их? Если бы вы были греком, то один из вариантов ответа показался бы вам совершенно очевидным; но если бы вы были каллатием, противоположный ему был бы для вас в равной степени верным. Легко можно приумножать примеры такого рода. Рассмотрим жизнь эскимосов. Это народ, проживающий в отдалённых и труднодоступных местностях. Насчитывая только 25 тысяч человек, они живут в небольших, изолированных поселениях, разбросанных в основном вдоль северного побережья Северной Америки и в Гренландии. До начала этого века внешний мир мало чего знал о них. Затем исследователи стали рассказывать странные истории. Обычаи эскимосов оказались очень отличающимися от наших. Мужчины часто имели более одной жены, и делили своих жён с гостями, давая их на ночь в знак гостеприимства. Более того, внутри сообществ эскимосов вождь мог потребовать – и получить – регулярный доступ к жёнам других мужчин. Однако женщины могли свободно расторгнуть брак просто покинув своих мужей и начав жить с новыми партнёрами – свободно если бывший муж предпочитал не поднимать шума. Одним словом, брачные практики эскимосов были нестабильной системой, имевшей мало общего с тем, что мы называем браком. Но не только их брачные и сексуальные практики были иными. Эскимосы, по-видимому, меньше ценили человеческую жизнь. Детоубийство было обычным явлением. Кнут Расмуссен, один из самых известных ранних полярных исследователей, сообщал о том, что встречал одну женщину, которая родила двадцать детей. Но десять из них убила сразу после рождения. Особенно часто убивали девочек, и это разрешалось делать просто по усмотрению родителей, общество не считало это чем-то плохим. Также и стариков, когда они становились слишком дряхлыми, чтобы приносить пользу семье, оставляли умирать на снегу. Так что, казалось бы, для этого общества было характерно удивительно низкое уважение к жизни. Для обычных людей это оказалось тревожной новостью. Наш образ жизни кажется настолько естественным и правильным, что для многих из нас трудно представить себе других, живущих настолько отличным образом. И когда мы слышим о подобных вещах, мы склонны немедленно помещать такие другие народы в категорию «отсталых» или «примитивных». Но для антропологов и социологов в эскимосах не было ничего особенно удивительного. Со времён Геродота просвещённые наблюдатели были привычны к идее о том, что концепции правильного и неправильного различаются от культуры к культуре. Если мы полагаем, что наши идеи о правильном и неправильном будут разделяться всеми народами всех времён, то мы просто наивны.
|