Студопедия — Грузия. Телави
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Грузия. Телави






Седой туман обволакивал горные вершины густой молочной дымкой. Клубясь и оплетая поросшие лесом холмы и ущелья, он был хранителем той тишины и таинственности, что просыпалась в этом мирном краю каждое утро, оседая на изумрудной траве мерцающей, словно серебро, росой.День обещал быть пасмурным, и толща серых облаков скрыла под собою небо до самого горизонта. Вокруг было тихо и безмятежно. Ни единый зверь, ни единый шорох листвы на деревьях не смел нарушить это молчание. Ожидающее молчание самой природы.

- Бабуа, хорошо ли ты себя чувствуешь?- прозвучал тихий голос откуда издалека, раздаваясь едва различимым звоном в непоколебимом покое гор.

Старик медленно открыл глаза, покачиваясь в седле невысокой исхудалой кобылы. Чувствуя, как утренний прохладный ветер овевает его покрытое морщинами лицо, Соломони не спешил отвечать. Пелена застилала его потускневший от старости взор, но исполненное беспокойством лицо шагающего рядом юноши приковала глаза старца.
- Бабуа! – с еще большим беспокойством, вновь обратился к нему юноша.
- Хорошо,- хрипло вздохнул старик,- Все хорошо…
Воздух едва сотрясался от постукивающих копыт. А двое путников медленно поднимались по узкой горной тропе. Шаг за шагом, все выше по пологому склону. Туда, где огромная черная птица распростерла свои крылья и вершину горы венчала утопающая в зелени базилика старинной церкви.
- Сколько еще?- спокойно вопросил старик, с трудом приподняв подбородок, чтобы оценить, насколько высоко взобрались они по пути к своей цели.
- Скоро придем,- с почтением отвечал юноша, указывая рукой, на виднеющиеся вдали обвалившиеся постройки,- Ночью был дождь, камни скользкие, лошади трудно идти…
Тогда Соломони вновь со спокойствием сомкнул веки, окунаясь в глубину своих размышлений.
Накануне вечером старец обеспокоил своих родственников, попросив на рассвете сопроводить его в церковь Гвтаеба. Многие в тот день подумали, что старик ощутил приближающийся час смерти. И его просьба была желанием старого воина отправиться в мир иной, покаявшись пред Господом в своих грехах. Так думали все, в том числе и его внук Муртаз, вызвавший сопроводить деда в этом нелегкий для старика пути. Но мысли Соломони занимала вовсе не возможное приближение смерти. Плененный глубокими раздумьями, старик молча покачивался в седле, пока Муртаз умело вел лошадь по узкой тропе так, чтобы она не побеспокоила своего наездника спотыкаясь о камни, или громким ржанием.

Церковь Гвтаеба возвышалась над этой горой все годы, сколько Муртаз помнил себя. Стояла она там и все годы, что помнил Соломони. Древние осыпавшиеся стены были прочно сложены из крупных камней в массивную постройку, увенчанную башней-базиликой. Немногочисленные священнослужители поддерживали жизнь в этом удаленном месте, и паломники и прихожане бывали здесь редко. Во дворе церкви было безлюдно, и стоял такой же умиротворенный покой как повсюду вокруг. Ветви деревьев издавали едва различимое шуршание, покачиваясь на ветру, и прислушиваясь к ним, Соломони вновь медленно открыл глаза.
- Мы пришли, бабуа,- негромко пояснил Муртаз, видя, как старик неуверенно оглядывается по сторонам.
- Хорошо,- лишь прохрипел в ответ старец, чувствуя, как лошадь под ним замедляет шаг.
Они въехали во двор церкви, и Муртаз привязал лошадь. Затем он осторожно помог деду спуститься на землю, поддерживая ветхое тело старца со всей бережностью и аккуратностью на которые только был способен юноша. Ощутив твердую почву под ногами, Соломони выпрямил спину и сделал глубокий вдох, набирая полные легкие свежего горного воздуха.
- Останься здесь,- наказал он своему спутнику.
Муртаз хотел было проводить старика, видя как медленно и неуверенно шеркают его ступни по камням, но старик встретил его попытку строгим взглядом и юноша тут же подчинился.
Перед входом в церковь Соломони ненадолго замер. Его глаза обратились в небо, а дрожащие руки описали в воздухе крестное знамение.
- Хоть бы ты был здесь,- подумал про себя старик, касаясь худыми пальцами дверей храма.

Тяжелые двери со скрипом отворились и в дневной свет сменил полумрак сводчатого помещения. В светлые дни здесь было солнечно, но из-за раннего утра и дурной погоды, в церкви было темно и веяло сыростью. Соломони не спеша прошел внутрь. Едва ли он заметил, как темнота сомкнулась за его спиной, когда он осторожно прикрыл за собой дверь. Его глаза уже давно перестали различать что-либо кроме размытых силуэтов, но это место он знал настолько хорошо, что мог бы пройти к алтарю и с закрытыми глазами.
Запах благовоний и потрескивание огня свечей вселяли здесь приятное умиротворение. Соломони приблизился к стене и, опершись на нее рукой, постоял несколько минут на месте, наслаждаясь запахами, звуками и атмосферой, царящей внутри старинной церкви. Его ноги были уже слишком стары и не могли выносить его веса долго. А потому старик должен был время от времени отдыхать. И провожая секунду за секундой своей утекающей жизни, старец продолжал размышлять над тем, что привело его сюда. В это отдаленное и древнее место.
Но едва он задумывался над всем этим, как воспоминания начинали кружить в его голове огненным вихрем, запирая и пряча от него покой гор и чистоту церковного свода, погружая старика в пространство отличное от того к которому привык Соломони. Он видел перед собой картины. Видел так ясно, как уже давно не видели его глаза. Он слышал звуки, громкие и отчетливые. Даже голос Муртаза, прошедшего подле старца всю дорогу не звучал так отчетливо и ясно в его ушах. Запахи, что наполняли помять старика. Он помнил их. Он знал это переплетение частиц в воздухе, вдохнув которое, воитель крепче сжимал в руках оружие, предвкушая ожесточенную схватку.
Глаза старика открылись шире и в мерцании иконы, стоявшей напротив него, Соломони видел пламя, вырывающееся из глубины золотого блеска. Он видел, как это пламя окрашивается в плохие цвета. Как золото начинает отливать алыми тонами. А отбрасываемые в свете свечей тени начинают сгущаться и превращаться в переливы всепоглащающего мрака. Это были лишь ветхие воспоминания о пережиты чувствах, обретавшие свои черты в тех предметах, что Соломони видел перед собой сейчас. Но как полны они были, как насыщены тревогой и болью. Словно тысячи и тысячи голосов, приговоренных к смерти преступников вопили из глубин темницы, взывая к милосердию. Словно сотни и сотни тысяч женщин, матерей, жен оплакивают свою потерю. Словно Соломони стоял посреди многолюдной толпы, где полчища голодных и обездоленных в отчаянии протягивали к нему свои руки. Старец размышлял обо всем этом, как о чем-то, что не в силах был осмыслить, или заключить в слова. Это было что-то, что он ощущал частью своей души. Долго, днями и неделями. Час за часом, секунда за секундой. Нечто, что докатилось к нему приливной волной, начавшейся где-то вдали от этих мест. Как легкий ветер, спустившийся с горы, на которой гордый орел лишил жизни свою добычу. Ветер, в котором ощущался запах крови.
Соломони медленно подвел руку к своей груди, и коснувшись старого ветхого халата ощутил, что время торопит его. Терзавшие старика видения и чувства привели его на порог этой церкви, и Соломони искал здесь человека, который сможет разделить с ним тяготы дурного предчувствия, или хотя бы прояснить то, что творилось с разумом старика. Но Соломони тут же забыл об этих странных мыслях, когда его взгляд упал на предмет, стоявший подле алтаря.
В нескольких шагах от того места где на массивной каменной плите возвышалась мерцающая в свечах икона, прислоненное к стене, под церковным сводом покоилось оружие. Русская сабля, в черных кожаных ножнах, опутанная перевязью. Витая рукоять клинка была украшена изображением короны, мерцавшей в тусклом свете немногочисленных окон. Сабля приковала взгляд Соломони и он замер, наблюдая за тем, как дрожащие свечение играет на металле, выплясывая языками пламени. Он видел то самое алое пламя в блеске полированной латуни. Но в следующее же мгновение, Соломони вздрогнул, когда некая сила коснулась оружия и сабля со звоном пала на каменный пол, погрузившись в тень.

Человек, случайно задевший саблю подолом одежды, появился пред взором старца так же неожиданно, как тот пришел в себя.
- Соломони!- воскликнул пожилой священник, углядев в лице прихожанина знакомые черты, - Как, ты…? Откуда…?
Старец не сводил глаз с павшего на пол оружия. И лишь ссохшаяся от старости рука, протянулась к священнику в знаке приветствия.
- Рамин…,- лишь выдохнул старик, назвав имя того, кто говорил с ним в эту минуту.
- Я здесь, Соломони,- с почтением принимая приветствие, покорно поклонился священник, все еще удивленный столь неожиданному визиту.
Затем Рамин обратил внимание на предмет, так приковавший взгляд старого человека. И покачав головой, ругая собственную нерасторопность, добавил:
- Это оружие русского офицера. Он был здесь, возносил молитву, но уходя позабыл клинок у входа в церковь. Как можно быть столь неосмотрительным? Я оставил его у алтаря, в надежде, что владелец возвратится за ним, но за минувшую неделю, офицер так и не вернулся…
- Послушай меня Рамин,- захрипел тогда старик, переведя глаза на священника,- Ты грамотный человек… Ты будешь писать…
-Что писать, Соломони?- продолжал в недоумении расспрашивать его служитель.
- Писать слова…
-Какие?
- Что я буду говорить тебе…
В городах и деревнях хватало грамотных людей, и если кому-то нужно было составить письмо или документ, не было нужды отправляться в дальний путь и искать помощи священника. И это обстоятельство смутило Рамина. Он хотел было что-то ответить, но тут же бросился к старику, когда тот, окончательно выбившись из сил, стал медленно опускаться на колени.
- Милостивый Господь, сбереги тебя! Ты хочешь написать письмо?- уточнил Рамин, беря старца под руку и провожая к ближайшей скамье.
- Да, письмо,- с трудом выговорил старик.
- Но кому?
- Тому, кто способен… - обронил Соломони, сам удивляясь сказанным словам,- Способен уберечь… Остановить…
На глазах Соломони проступили блеснувшие в полумраке слезы и он в бессилии уронил голову на ладони, ужасаясь своим догадкам.

 

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 478. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия