Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 3.Античная философия.





Античная философия - это самостоятельная философия, быстро освобождающаяся от авторитетов мифа и ритуала. Она охватывает довольно большой промежуток времени, который получит у К. Ясперса название «эпохи фейерверка идей» - с конца VII в до н.э. до V-VI веков н.э..

Античная философия означала зарождение философии как самостоятельной дисциплины. Ей предшествовала мифология Древней Греции и Рима, она черпала мудрость Древнего Востока, культура которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но различные заимствования ни в коем случае не умаляют достоинств и значения античной философии, ее оригинальности и величия.

В античной философии можно выделить четыре периода:

Доклассический – VIII – V вв до н.э. (Гомер, Гесиод, натурфилософские школы (милетская, эфеская, элейская), пифагорейцы, софисты и другие;

Классический – V – IV вв до н.э. (Сократ, атомисты, Горгий, Платон, Аристотель)

Эллинистический – (IV –III вв до н.э.) – расцвет философских школ.

Философия Древнего Рима (III в. до н.э.- Vв. н.э.)

Античная философия имеет свои особые черты, которые отличают ее от всех остальных типов философии. Необходимо выделить космоцентричный характер античной философии. Большинство античных мыслителей основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого начала (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи). Школы стихийного материализма пытались определить материальную основу бытия, оно мыслилось монистически, как первовещество или субстанция, находящееся в постоянном движении и превращении.

Античными мыслителями обсуждали целый ряд важнейших проблем: проблема познания мира, проблема истины и методы ее достижения. В этой философии заложены основы диалектики и понимание источника развития как борьбы противоположностей. Философами раскрываются особенности форм познания, разрабатываются законы формальной логики.

Не обошли стороной античники и проблему человека, причем как активного творческого начала, способного к самосовершенствованию, познанию и творению добра. Именно в античной философии разрабатываются идеи справедливости, права, закона. Предлагаются модели идеального и оптимального государств, определяется идея правового государства, осмысливается сущность исторического процесса и место в нем человека, анализируется смысл существования человека, его предназначение и величие, складываются учения о душе, боге, которые в дальнейшем лягут в основу средневековой философии.

Особое внимание следует уделить эллинистическому периоду, когда получили развитие различные школы и направления, развивающие идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита: стоики, киники, скептики, эпикурейцы, эклектики и другие. Римский этап античной философии представлен стоицизмом в лице Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, признавшими невозмутимость и свободу от внешнего мира собственных страстей - достоинством, испытывающими безразличие и апатия по отношению к смерти. Эпикурейство представлено Титом Лукрецием Каром, которое вобрало в себя атомистическую натурфилософию, материалистический сенсуализм и гедонистическую этику, в которой удовольствию придавалось значение цели жизни («Смерти не следует бояться, - писал в «Письме к Манекею» Эпикур, - ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит смерти нет ни для живых, ни для мертвых»).

Для освоения представленных философских аспектов необходимо:

1. Изучить учебники:

Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 1: История философии. – С.18 –81.

Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – С.79 – 148.

Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – Глава 2. – С. 31 - 53.

Немировская, Л.З. Философия: учеб. пособ. / Л.З. Немировская. – М., 1996. – Гл. 5. – С. 60 - 97.

История философии (в кратком изложении) / под ред. И.И. Богута. – М., 1994. – Гл. 2. – С.66 - 195.

2. Ознакомиться с источниками:

Аристотель, Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. – Т.1. - С.63 - 367.

Аристотель. Эвдемова этика / Аристотель // Вопр.филос. – 2002. - №№ 1, 9.

Платон, Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. – М.: Наука, 1990 - 1994.

Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Спб.6 Лань, 1999.

Дополнительная литература

Антология мировой философии: в 3 т. – М.: Мысль, 1969 –1972. – Т.1. Философия Древности и Средневековья: в 2 ч. – М.: Мысль. 1969.

Месяц, С. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» / С. Месяц // Вопр.филос. – 2004. - № 7.

Овчинников, Н.Ф. Парменид – чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов / Н.Ф. Овчинников // Вопр.филос. – 2003. - № 5.

Рассел, Б. История западной философии: в 3-х книгах / Б. Рассел. – Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 2001. – Кн. 1. – Глава 1 –3. – С.33 – 368.

Смирнов, А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама / А.В. Смирнов // Вопр. филос. – 1999. - №3. – С.168-188.

Соколов, В.В. Философских синтез Аристотеля / В.В. Соколов // Философия и общество. – 1999. - №4. – С.45 – 50.

Соколов, В.В. Антисенсуализм Платона и его концепция идей как константа знания и бытия. Разновидности знания и диалектика как верховная из них / В.В. Соколов // Философия и общество. – 1999. - №2.

Чайковский Ю.В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопр. филос. – 1997 -№ 8.

Шуков, В.А. Апология свободомыслия Сократа / В.А. Шуков // Вопр. филос. – 2001. - № 12.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 507. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия