Костел Св. Михаила Архангела
Первоначально на том месте, где сейчас вы видите каменный костел Св. Архистратига Михаила, находился деревянный костел, заложенный в 1503 году — с этой даты начинается письменная история Сморгони. Владелец местечка Юрий Зенович (1510¾1583) переходит в кальвинизм и в 1553 году строит вместо костела кальвинистский сбор, в котором и завещал себя похоронить «по обычаям евангельской общины без всяких церемоний».Женеон оставил свои огромные владения, дочери ¾ деньги, сыну Крыштофу поручал опеку сморгонской кальвинистской общины и велел выпустить на волю заключенных. Крыштоф (1540¾1614), каштелян и воевода берестейский, также поддерживает кальвинистов, собирает большую библиотеку и передает ее по завещанию своему сыну Миколаю Богуславу как «величайшую драгоценность», дабы тот хранил ее всегда в одном месте, в Сморгони. Миколай Богуслав (?¾1621) оставляет веру отца и деда и становится католиком. Он принимает участие в знаменитой битве с турками под Хотином, проявляя чудеса мужества. Получив 20 ран, Миколай Зенович скончался на поле боя. Ему было посвящено панегирическое «Казанье», т.е. сказание, Якуба Газиуша (вышедшее в знаменитой типографии Мамоничей в Вильне), в котором автор характеризует своего героя как «всячески славного, в совете ¾ сенатора, на сеймиках ¾ оратора, в науках ¾ философа, в поветах ¾ каштеляна, в сражениях ¾ дельного полковника». Сестра Миколая Богуслава ¾ Анна София после смерти брата возвращает сморгонский храм в 1621 году в лоно католицизма. Под названием Троицкого костела храм простоял до 1866 года, пока его не превратили в Свято-Михайловскую церковь. 55 лет святыня была православным храмом, но в 1921 году ее вновь переосвящают в костел. С 1947 года костел был закрыт и использовался под склад и магазин. После реставрации в 70-х годах ХХ столетия в памятнике разместился выставочный зал. И наконец, в 1990 году бывший сбор вновь стал действующим костелом, который посвящен Архистратигу Михаилу ¾ предводителю небесного воинства. Таким образом, за 400 с лишним лет здание успело послужить и кальвинистам, и католикам, и православным, и воинствующим атеистам. Однако и сегодня в любой энциклопедии или справочнике по белорусской архитектуре сморгонский храм фигурирует как бывший кальвинистский сбор, ибо его облик и композиционно-планировочное решение сохранили в основном черты архитектуры начала ХVІI века. Храм отличается суровой простотой, достигнутой благодаря монолитности объема. Его стены достигают в толщину трех метров. Окна высоко подняты над землей, что сразу придает постройке воинственность. Единственным его украшением является аттик, декорированный со всех сторон лопатками и спаренными полуциркульными нишами с висячими гирьками. Подобная декорация является типичной для архитектуры Ренессанса. План здания представляет собой вытянутый восьмигранник. Внутреннее пространство ¾ это цилиндр, перекрытый высоким куполом, скрытым снаружи восьмигранной крышей. Единственный вход в храм находится под охраной массивной башни, первоначально трехъярусной. Ее ярусы соединялись винтовой лестницей. На самом верху башни находились часы, на втором этаже ¾ звонница. Позднее, при переделке костела под церковь, башня уменьшилась на один этаж. Привлекает внимание и небольшая полукруглая башенка, которая ранее служила хранилищем книг богатой храмовой библиотеки. При сборе была школа, в которой бакалавры преподавали языки, математику, риторику и другие науки. Отметим примечательную особенность композиционного решения святыни. Обычно в церкви или костеле есть апсида, помещение, в котором располагается святая святых храма ¾ его алтарь. Тут алтаря нет. И это понятно. Кальвинизм выступил против дорогой и пышной обрядности католического культа. Он устранил из церкви алтари, иконы, свечи. Богослужение у протестантов сводилось в основном к чтению Библии и псалмов. Пасторы не имели специального облачения. Из обрядов сохранились крещение и причащение, которые понимались не как таинства, а как символы мистического присутствия Христа. Вот очень характерное описание виленского кальвинистского сбора, служившего примером для подобного рода построек во всем ВКЛ: «... вся зала, предназначенная для служб, была затянута черной тканью с белым крестом посередине и вторым, висящим на стене. На столе стояли 2 подсвечника». И всё! Никакого золота, серебра, никакой скульптуры, росписей, никаких икон ¾ словом, ничего дорогого, ценного, роскошного, что было обязательным артибутом костела и что протестанты едко именовали «дубовыми богами», «липовыми иисусами», «болванами»... Главным покровителем кальвинизма в Беларуси следует признать виленского воеводу и канцлера ВКЛ Миколая Радзивилла Черного. Его пример обращения в «новую веру» вдохновил многих. Увлечение кальвинизмом приняло столь широкие масштабы, что только в Новогрудском воеводстве, например, из 600 шляхетских католических и православных фамилий лишь 16 осталось в православии ¾ остальные приняли кальвинизм. Для распространения своей литературы кальвинисты создавали типографии: первая из них была открыта в Бресте в 1553 году под опекой Радзивилла Черного; действовали типографии в Несвиже, Лоске, Заславле. Почти во всех крупных городах Беларуси были открыты кальвинистские школы, в которых обучались дети шляхты. Кальвинисты принимали активное участие в деятельности государственных органов, благодаря чему уже в 1563 году протестанты, наряду с православными, были уравнены в правах с католиками. Католическая церковь ответила на Реформацию Контрреформацией, которую возглавили иезуиты, что привело к религиозным войнам в Европе. В Беларуси это противостояние не приняло столь радикальных форм. Основные положения о веротерпимости были зафиксированы в монарших привилеях 1568, 1573 и 1588 годов. Таким образом, ВКЛ, как и Польша, в середине и второй половине ХVІ столетия превратилось в одно из самых религиозно-терпимых государств Европы. Но даже внутри семей магнатов, шляхты и части зажиточных горожан, где кальвинизм пустил особенно глубокие корни, после заключения в 1569 году Люблинской унии происходит смена религиозных приоритетов ¾ протестантизм постепенно утрачивает свое влияние. Дети кальвинистов, охотно поступая в иезуитские коллегиумы, которые давали прекрасное по тем временам образование, выходят из этих учебных заведений рьяными католиками. Демонстрация оппозиционности королевской власти, всячески поддерживавшей католицизм, уходит в прошлое, как только государственная уния стала фактом истории. Лишаясь крупных покровителей, меценатов, кальвинисты вынуждены были сворачивать свою деятельность в Речи Посполитой. Закрываются их храмы, школы, типографии. До наших дней в Беларуси уцелело несколько бывших кальвинистских сборов. Один из них мы видели, проезжая вблизи Заславля, другой — здесь, в Сморгони. Однако вернемся в автобус и продолжим наш путь по Старо-Виленскому шляху, а одновременно и по страницам прошлого Сморгони. В этом прошлом, пожалуй, целая глава посвящена событиям Первой мировой войны.
|