Дорога Радошковичи — Молодечно
Но продолжим наш путь и, вступив на Старо-Виленский шлях, вернемся сейчас к страницам истории местечка Радошковичи. В числе его владельцев были правнук Дмитрия Донского ― князь Василий Верейский, затем его зять Альбрехт Гаштольд, воевода виленский. Гаштольдов сменила тут королева польская, великая княгиня литовская Бона Сфорца, а ее ― магнаты Глебовичи, Огинские, Радзивиллы… С 1549 года Радошковичи стали городом, двадцать лет спустя получили магдебургское право. Подтвердив это право на самоуправление в 1792 году, король и великий князь Станислав Август Понятовский одновременно даровал городу оригинальный герб: на серебряном поле изображение Св. Стефана, побитого камнями. Правда, уже через год, после второго раздела Речи Посполитой, Радошковичи отошли к России ― и с магдебургскими вольностями пришлось расстаться: заштатный город Вилейского повета, а затем центр волости Виленской губернии ― так распорядилась История. Когда разразилась Первая мировая война, здесь в течение четырех лет (1914―1918) находилась прифронтовая база российских войск. Затем последовали две оккупации ― немецкая и польская. С вхождением этих земель в состав Польши Радошковичи на протяжении почти двадцати лет (1921―1939) выполняли роль приграничного города. Да не просто приграничного! Это был по существу в третий по значению (после Вильни и Менска, как в ту пору именовали нынешние Вильнюс и Минск) центр белорусского национального Возрождения. В июле 1921 года здесь была создана одна из первых в Западной Беларуси организаций Товарищества Белорусской школы. По инициативе известного политического деятеля и литератора, первого издателя и редактора знаменитой газеты «Наша Ніва» Александра Власова, который жил по соседству с Радошковичами, в фольварке Миговка, тут открылась гимназия имени Ф. Скорины ― одна из пяти белорусских гимназий, что действовали на территории «крэсов всходних», если воспользоваться терминологией польских властей. Директором гимназии поначалу был активный сторонник белорусизации костела ксендз Фабиан Абрантович. Обучалась в гимназии молодежь из близлежащих сел и местечек ― до 150 человек. В их числе и будущий народный поэт Беларуси Максим Танк (Евгений Скурко). В гимназии устраивались спектакли, издавались рукописные журналы ― она превратилась в подлинный очаг белорусской культуры. Власти закрыли ее в 1928 году, когда, по их мнению, наметилась «радикализация» взглядов учителей и учеников по национальному вопросу. В 20-30-х годах на радошковичских улицах можно было встретить талантливейшего художника, скульптора, этнографа, археолога Язэпа Дроздовича ― здесь действовала его художественная студия. Тут часто бывали, жили и работали видные западнобелорусские политические деятели Сымон Рак-Михайловский, Игнат Дворчанин, Альберт Павлович и другие. Среди них, подобно утесу, возвышается фигура Бронислава Тарашкевича. Общественный и политический деятель, создатель и руководитель стотысячной Громады ¾ легальной крестьянско-рабочей организации, видный филолог, литератор, академик ¾ так характеризуют его сегодня энциклопедии и биографические справочники. В 1922 году он был избран депутатом (послом) сейма Польши, возглавил в нем белорусскую парламентскую фракцию (Белорусский посольский клуб из 11 человек), отстаивавшую права белорусского населения в Западной Беларуси. Его пламенные речи против правительства, проводившего курс на колонизацию и ополячивание присоединенных «крэсов всходних», вызывали нескрываемое раздражение властей. Аресты, судебные процессы, тюрьмы, ссылки, переезд в СССР, смерть в застенках НКВД в начале 1938 года. До сих пор неизвестно, где именно это случилось, где находится могила Б. Тарашкевича. С нами остались его переводы на белорусский язык «Пана Тадеуша» Адама Мицкевича, «Илиады» Гомера; осталась изданная им в 26 лет первая «Беларуская граматыка для школ»; осталась разработанная Тарашкевичем система белорусского правописания, изувеченная большевистской «реформой» в 1933 году и не реабилитированная доныне: ее, по аналогии с кириллицей, называют «тарашкевицей». Наконец, на счастье, остался и дом в Радошковичах, где в 1923¾1931 годах жил пламенный борец за социальную справедливость и национально-освободительные идеалы[6]. На этом одноэтажном деревянном доме, что стоит на улице, носящей имя Б. Тарашкевича, установлена мемориальная доска. К сожалению, до сих пор не решен вопрос о музеефикации здания. В 2002 году оно пережило страшный пожар, почти полностью похоронивший надежды общественности на открытие музея Б. Тарашкевича в Радошковичах. Дом по-прежнему находится в ведении местной больницы, которая расположилась на месте древнего Замчища. Деревянный замок был выстроен здесь в ХVI столетии «наподобие корабля», если верить старому инвентарю, и представлял собой внушительное сооружение с четырьмя башнями (двумя квадратными, одной круглой и одной прямоугольной), встроенными в стены, что тянулись по периметру более чем на 220 метров. Пятая башня была поставлена внутри замкового двора. Вокруг крепости располагались два водоема, созданные на речках Гуйка и Вязынка. Попасть в замок можно было через подъемный мост. Замок принадлежал королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду II Августу, который во время Ливонской войны с царем Иваном IV Грозным решил для острастки московского правителя собрать под Радошковичами огромное войско, но сам сюда так и не прибыл. Ратной славе король предпочитал альковные приключения. Изрядно пошумев, рыцари разошлись, а за этим военным курьезом в хрониках закрепилось наименование «война петуха». Через полтора столетия, в 1708 году, под стенами Радошковичей расположились главные силы шведского короля Карла ХII. Тут в течение почти трех месяцев молодой король проводил большие военные учения, а кроме того, встречался со своим ставленником Станиславом Лещинским, еще ранее провозглашенным королем польским и великим князем литовским вместо саксонца Августа II Сильного. Лещинский отправился отсюда в Вильню, где в торжественной обстановке получил из рук членов магистрата ключи от города. По договоренности Карла ХII с Лещинским земли Беларуси и Литвы должны были стать провинцией Швеции, но монархом Станиславу Лещинскому оставалось пробыть чуть более года ― Полтава поставила точку в его карьере. Между тем, засидевшись в Радошковичах, шведы начали испытывать большие трудности с продовольствием и фуражом, и 6 июня армия Карла ХII двинулась по направлению к Минску… В Радошковичах и ныне можно увидеть Шведскую Гору высотой в десять метров. Так местные жители именуют древнее городище, которое размещается на окраине поселка, на правом берегу речки Гуйки. Уже в V―VIII столетиях, по свидетельству археологов, тут селились люди. Народная же фантазия много позже поселила на «горе» и шведов из ХVIII века. А вдруг и впрямь грозные скандинавы имели к этому городищу какое-то отношение? Об этом, пожалуй, приходится только гадать… Зато совершенно точно можно сказать, что прошлое Радошковичей хранит яркие эпизоды многочисленных военных баталий, не считая уже упомянутых. Когда разразились два шляхетских восстания в 1830 – 1831 и 1863 – 1864 годах, в окрестностях города шли жаркие сражения повстанцев с царскими войсками. Некоторые из повстанцев были похоронены у села Плебань при Старо-Виленском шляхе.
ПЛЕБАНЬ (панорама)
Костел в барочно-готических формах выстроили в Плебани незадолго до восстания 1863 года, и он послужил для повстанцев … арсеналом: здесь они прятали оружие. За это святыня поплатилась тем, что ее приспособили под церковь. Но в 1921 году храм был возвращен католикам, позже закрыт советскими властями, затем разрушен. Каменная святыня, которую тут можно увидеть сегодня, воспроизводит формы прежнего костела, но используется с 1996 года как Успенская церковь. На расположенном неподалеку от храма кладбище похоронены погибшие в бою с карателями пять повстанцев, в том числе возглавлявший отряд Юлиан Бокшанский. В их честь еще в 1923 году был поставлен надмогильный памятник. Сохранился в Плебани и интересный деревянный усадебный дом ксендза (а это и есть плебань!) с высоким крыльцом и четырьмя колоннами у входа. В нем до недавнего времени проводились музейные выставки, предполагалось даже сделать экспозицию о восстании 1863 года, но теперь судьба здания, оставленного музейщиками, не ясна.
КРАСНОЕ
За Плебанью начинается большое село Красное, панораму которого определяют монументальные каменные сооружения Покровской церкви, построенной в 1889 году из бутового камня в ретроспективно-русском стиле, и неоготического костела Вознесения Наисвятейшей Девы Марии, возведенного из кирпича в 1912 году. Могучая башня-звонница венчает композицию костела, расположенного в самом центре села, на пригорке. Заметим кстати, что до 1980 года именно в этот костел ездили на богослужения минские католики, ибо и в самом Минске, и в его ближайших окрестностях все католические святыни были закрыты, и только перед началом Олимпиады в Москве, в 1980 году, был наконец-то открыт Крестовоздвиженский костел на Кальварийском кладбище. У церкви в Красном стоит свернуть со шляха вправо, что взглянуть на то место (оно совсем рядом, в километре от дороги), где раньше стоял фольварк Ракутёвщина.
|