вик Пштур Н.Я.
Маршрут экскурсии
| Места остановок
| Объекты показа
| Время
(мин)
| Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов
| Организационные указания
| Методические указания
|
|
|
|
|
|
|
|
От места приема груп-пы к выезду на дорогу Р28 Минск – Молодечно
|
|
|
| Введение к теме экскурсии. Старо-Виленский шлях — од-на из древнейших дорог края
|
| После информационного вступления и начала движения к дороге Минск – Молодечно давать справки по мар-шруту (жилые массивы, кольцевая дорога). Введением к теме настроить группу на восприятие экскурсии.
|
По дороге Минск – Мо-лодечно до поселка Ждановичи
| Проездом
| Дома, улицы поселка, кор-пуса завода
«Дарида»
|
| Иван Зданович и Ждано-вичи. Минское море — зона отдыха минчан. История санатория «Юность»
| Экскурсия на-чинается за кольцевой до-рогой
| Обратить внимание экскурсантов на то, что одна из улиц Ждановичей названа именем врача И. Здановича. Подчеркнуть, что дело, начатое им, продолжают и близлежащие лечебно-оздоровительные учреждения и завод «Дарида».
|
От ж.д. Зеле-ное до Зас-лавля
| Проездом
| Леса слева от дороги, в кото-рых распола-гаются курган-
ные захороне-ния
|
| Заславский некрополь — одно из крупнейших курганных захоронений в Беларуси. Особенности погребального обряда
|
| Сориентировать экскурсантов отно-сительно местонахождения некропо-ля, его размеров и особенностей. Упомянуть о том, что он является составной частью историко-культур-ного заповедника «Заславль» — это прослужит логическим переходом к подтеме города Заславля.
|
Развилка до-рог на Зас-лавль —Молодечно
и далее по дороге Р28
до указателя
«Военно-ис-торический музей «Ли-ния Стали-на»
| Проездом
| Развилка до-рог, указатель «Заславль», панорама горо-да с силуэтами памятников архитектуры: костела и церк-ви
|
| Заславль – один из древ-нейших городов Беларуси. Летописная история города. «Замэчак» — начало Заславля. Изменение топографии го-рода, строительство кальви-нистского сбора, бастионного замка, костела. Великие люди в истории Заславля
|
| На развилке показать дорогу, уходя-щую в сторону Замэчка, с которого начинался Заславль в конце Х века. При панорамном показе города обратить внимание на вертикали его главных архитектурных достоприме-чательностей, что позволит локализо-вать пространство исторического центра города. Дать справки о Глебо-вичах, Сапегах, С. Будном, Я. Ласиц-ком, В. Сырокомле.
|
Дорога Р28 от комплекса до Радошко-вичей
| Проездом
| Панорама му-зейного комп-лекса, его со-оружений
|
| Историко-культурный ком-плекс «Линия Сталина».
Назначение комплекса. Предыстория его создания
| Комплекс рас-полагается в 5 км от Заславля
| Поскольку сооружения комплекса хорошо просматриваются слева от дороги, это позволяет прокомменти-ровать его исторически достоверную часть, включающую в себя оборонительные сооружения 1930-х годов. Объяснить название комплек-са, подчеркнув при этом, что сущест-венной роли в ВОВ эта «линия» не сыграла.
|
Радошкови-чи — дорога Р28
| Проездом
| Панорама го-рода, холмы, окрестности, указатель «Ку-паловский за-поведник «Вя-зынка», Тро-ицкий костел, дома поселка
|
| Радошковичи — крупное поселение на Старо-Вилен-ском шляхе, город на бело-русско-польском пограин-чье в 20-30-х годах ХХ века.
История поселения. Радошко-вичи в судьбе Я. Купалы. Троицкий костел, Ильинская церковь — памятники архитектуры Радошковичей. Б. Тарашкевич, Я. Дроздович, М. Танк, Ядвигин Ш. в Радошковичах. Увековечение их памяти
| Панорама Ра-дошковичей открывается с правой сторо-ны еще до подъезда к поселку
| На панораме поселка, расположен-ного среди холмов на водоразделе, дать справку о названии города и об истории его возникновения. Затем, при подъезде к указателю «Купалов-ский заповедник «Вязынка», отме-тить, что Яна Луцевича крестили в Троицком костеле Радошковичей, и свернуть на дорогу, ведущую в глубь поселка. Проезжая по улице Совет-ской, обратить внимание на костел и характерную местечковую застройку. При выезде из Радошковичей на дорогу Р28 сделать остановку у памятника экипажу Н. Гастелло.
|
Радошко-вичи
| Памятник
экипажу Гастелло
| Развилка дорог, памят-ник
|
| Огненный таран у Радошко-вичей в июне 1941 года.Николай Гастелло и Алек-сандр Маслов. История подвига прежде и теперь
| Выезжая на пе-рекресток, сде-лать разворот и поставить ав-тобус у памят-ника
| Использовать прием локализации при рассказе о подвиге экипажа А. Мас-лова. Указать на историческую недо-стоверность памятника, установлен-ного в 1976 году. На этом примере подчеркнуть первостепенную важ-ность исторической правды, какой бы горькой она ни была, в изложении трагических военных событий.
|
Радошко-вичи — Кра-сное
| Проездом
| Окрестности, Радошкочей,
д. Плебань (па-норама), цер-ковь
|
| Радошковичи— крупное поселение на Старо-Вилен-ском шляхе, город на бело-русско-польском пограни-чье в 20-30-х годах ХХ века(продолжение подтемы).
Карл ХII в Радошковичах.
Радошковичский замок.Пов-станцы 1863 года в Радошко-вичах и Плебани. Увековече-
ние их памяти в Плебани
| Рассказ о Радо-шковичах зако-нчить при подъезде к ука-зателю на Але-хновичи (слева от дороги рас-полагается д. Плебань)
| Объяснить имя поселения: плебань – дом ксендза. Обратив внимание на церковь (бывший костел) в Плебани, отметить, что повстанцы находили тут приют, прятали оружие и после боя с карателями были похоронены неподалеку от костела, на католичес-ком кладбище.
|
Красное —
Ракуевщина — Мясота
| Проездом
| Дома, улицы, Покровская церковь, кос-тел Вознесения Девы Марии,
постройки уса-дьбы В. Лыч-ковского, ка-мень-валун с памятной дос-кой в честь М. Богдановича, Максимов сад
|
| Красное — типичное белорусское местчеко.
- Его история.
- М. Богданович в Ракутёв-щине. Увековечение его памяти. Фестивали поэзии.
| При въезде в Красное пове-рнуть у церкви направо и, сле-дуя мимо хра-ма, въехать в Ракутевщину. Миновать уса-дьбу (справа) и на первом пе-рекрестке по-вернуть нале-во. Далее сле-довать вновь на дорогу Р28, выезжая на нее у костела
| Проезжая по улицам Красного, дать справку об истории местечка, фикси-ровав внимание экскурсантов на памятниках архитектуры — церкви и костеле. Следуя мимо воссозданной усадьбы В. Лычковского, использо-вать прием реконструкции, с тем что-бы представить усадьбу такой, как она выглядела при М. Богдановиче.
Красивые пейзажи Ракутевщины могут послужить основой для рас-сказа о поэте, построенного на основе литературного монтажа из созданных им в Ракутевщине поэтических про-изведений. Важно увязать рассказ со всеми объектами местности: старыми деревьями, криницей, Максимовым садом, памятным камнем.
|
Красное —Мясота
| Проездом
| Мемориал, по-священный Старо-Вилен-скому шляху
|
| Старо-Виленский шлях
в судьбах края и великих людей.
Мясота — место рождения Томаша Зана. Страницы его биографии
| Поскольку ос-тановка авто-буса у мемо-риала невоз-можна, проез-жать мимо него следует мед-ленно, о чем необходимо за-ранее преду-предить води-теля
| Рассказ начать со строк Купалы: «Менск, Маладзечэна, Вільня... Як жа знаёмы шлях гэты!» Воспользоваться также стихотворением поэта В. Вати-са, давшего поэтический «анализ» этой исторической дороги.
|
Мясота —Молодечно
| Проездом
| Въездная стела-указа-тель, дома, улицы, Цент-ральная пло-щадь, город-ской парк
|
| Молодечно — районный центр Минщины.
Основные этапы его прош-лого. Особенность истори-чески сложившейся плани-ровки города. Увековечение памяти М.К. Огинского в Молодечно. Молодечно в войне 1812 года. Молодечнен-ская учительская семинария
| При подъезде к Молодечно, у указателя, све-рнуть налево, на дорогу Р106, и следовать за-тем по улице «Вялікі Гасці-нец». У музы-кального учи-лища сбавить скорость при проезде памят-ника Огинско-му
| Сориентировать экскурсантов на местности, говоря об историческом центре Молодечно, где располагался замок и Рыночная площадь (ныне — Старое Место). Использовать воспо-минания Ч. Янковского о пребыва-нии в Молодечно Наполеона I. Фиксировать внимание на роман-тичной скульптуре М.К. Огинского,
с тем чтобы этот зримый образ впос-ледствии всплыл в памяти экскур-сантов при осмотре Залесской усадь-бы композитора.
|
Молодечно — граница Гродненской области
| Проездом
| Указатель «Гродненская область»
|
| Справка о Гродненской области и о замечательных людях, связанных своей судьбой с Понеманьем
| Сразу же после пересечения границы реко-мендуется сде-лать зеленую остановку на придорожной
стоянке
| Справка должна быть краткой, пос-кольку впереди большой рассказ о Залесье. Паузу до приезда в усадьбу лучше всего заполнить музыкальной заставкой — воспроизведением запи-си прославленного полонеза Огинско-го. Это позволит настроить слуша-телей на восприятие эпохи Огинского.
|
Дорога Р63 — второй поворот на Залесье
| У памятного камня при вхо-де в усадьбу
(Выход.)
| Постройки ж/д станции Зале-сье, окрестно-сти усадьбы Огинских, па-мятный камень у входа в уса-дьбу, профи-лакторий ПО «Сморгоньси-ликатбетон»
|
| М.К. Огинский — извест-ный политический деятель своей эпохи, дипломат, ком-позитор, литератор.
Вехи его биографии до поселения в Залесье
| Сворачивать со шляха на Зале-сье надо на втором указа-теле, далее сле-довать до ж/д переезда и за ним повернуть направо у во-донапорной башни — до-рога приведет прямо к уса-дьбе
| При воссоздании облика Огинского как крупной фигуры своего века воспользоваться воспоминаниями его потомка Анджея Залусского. Не пере-гружать рассказ деталями и подроб-ностями, помня о том, что речь идет не столько о пересказе биографии героя, сколько о словесном портрете эпохи, в которую он жил. Восполь-зоваться материалами из «портфеля экскурсовода», в частности иллю-страцией дворца в Гузове, где родил-ся М.К. Огинский.
|
Памятный камень — липовая аллея —
дворец —
памятные камни
От камня Ж. Ролею — к мельнице и пруду
| Перед дворцом и каплицей
У памятного камня в честь
Т. Костюшко
У памятного
камня в честь
Жана Ролея
Дамба
| Дворец, кап-лица, флигель,
парковые ком-позиции
Памятный камень «Теням Костющко»
Памятный камень, старые деревья, бесе-дка Амелии
Пруд, мельница,
тыльный фасад
дворца
|
| М.К. Огинский — извест-ный политический деятель своей эпохи, дипломат, ком-позитор, литератор
(продолжение подтемы).
- Переустройство Залесья, предпринятое Огинским в начале ХIX века. Создание дворцово-паркового ансамбля в стиле классицизма. Атмо-сфера жизни семьи Огинских в Залесье
- Участие Огинского в восстании Т. Костюшко. Эмиграция. Увековечение памяти руководителя вос-стания в Залесье
- Причины отъезда Огин-ского из Залесья в Италию. Увековечение памяти люби-мого учителя перед расста-ванием с Залесьем. Полонез «Прощание с Родиной». Кончина Огинского во Флоренции
- Перспективы реставрации усадьбы; открытие музея во флигеле
|
| Показывая Залесье, важно разграни-чить фрагменты старого, барочного и нового, классицистического решения усадьбы, отметив такие важные эле-менты композиции, как дворец, ка-плица, оранжерея, пейзажный парк, пруд, зверинец, памятные камни
Рассказ об участии Огинского в восстании Костюшко должен быть органично увязан с его деятель-ностью по возрождению автономии
Великого княжества Литовского
(т.н. «проект Огинского 1811 года», представленный Александру I) в составе Российской империи. Разо-чарование в несбывшихся надеждах — одна из причин отъезда Огинского из Залесья — эта мысль должна стать логическим переходом к следующему объекту усадьбы
Рисуя обстановку жизни Огинского в Италии, следует показать фотоиллю-страцию дома, в котором он умер и на котором была установлена мемори-альная доска, выполненная В. Януш-кевичем, а также надмогильный па-мятник ему в храме-усыпальнице Санта Кроче
В случае если запланировано посещение музейной экспозиции в Залесье, все перечисленные нагляд-ные пособия могут быть продемон-стрированы там. Завершая рассказ об Огинском и усадьбе, упомянуть о том, что восстановленное Залесье могло бы стать классическим при-мером аутентичного музыкально-литературного салона-усадьбы
|
Залесье — дорога Р63 — Сморгонь
| Проездом
Боковой фасад
костела (сбора) — алтарная часть — главный вход (возвращение в автобус)
| Окрестности Сморгони, ука-затель с гербом города при въезде в него, дома, улицы (Выход.)
Костел, его композицион-ное и пласти-ческое реше-ние
|
| Сморгонь — город полу-тысячелетного прошлого.
Деспот-Зеновичи и Радзи-виллы — владельцы Смор-гони. «Медвежья академия»
в Сморгони
Кальвинистский сбор — замечательный памятник архитектуры ренессанса.
История сбора, ныне костела Св. Михаила. Кальвинизм в ВКЛ
| Въехав в Смор-гонь, следуем до улицы Тан-кистов, повора-чиваем направо и останавлива-емся на площа-ди. После вы-хода группы автобус разво-рачивается и ожидает груп-пу с противо-положной сто-роны площа-ди. После ос-мотра храма группа возвра-щается в авто-бус
| Находясь на площади, использовать прием локализации древнего ядра Сморгони и местоположения знаменитой Медвежьей академии, обратить внимание на памятный камень, поставленный к 500-летию города.
Архитектурный анализ композиции и декора храма начать с предваритель-ного осмотра памятника; вспользо-ваться круговым осмотром памятни-ка. Подчеркнуть особенности эпохи Реформации и Ренессанса, породив-шей этот храм, а рассказ о распро-странении кальвинизма в Беларуси должен показать политические пер-спективы, которые открывала перед ВКЛ эта новая конфессия. При осмо-тре интерьера памятника обратить внимание на осовремененную трактовку его сакральных элементов: алтаря, икон, стаций.
|
Сморгонь—Солы
Солы
| Проездом
Площадь у костела.
(Выход.)
| Леса, поля, железная до-рога, ж/д стан-ция в Солах, мемориальная доска на зда-нии сельсовета
Главный и бо-ковой фасады, притвор, ин-терьер храма
|
| Сморгонщина в годы Первой мировой войны.
Строительство дотов в окре-стностях Сморгони. В. Катаев о газовых атаках под Смор-гонью. Нарочанская операция 1916 года
Заключение перемирия в Солах. Завершение Первой мировой войны для Беларуси с печальными итогами
Костел Девы Марии Ружан-цовой в Солах — памятник модерна и эклектики.
Объемно-пространственное и декоративное решение храма.
Росписи в интерьере. Их военно-политическая тема-тика. Памятная доска участ-никам Армии Краёвой — жи-телям Сол
| Поворот с дороги Р63 направо, на Солы, после пересечения ж/д полотна
Въехав в Солы, автобус сле-дует на пло-щадь и остана-вливается у ко-стела, рядом со зданием сель-совета
| Воспользоваться приемом рекон-струкции места и локализации события, рисуя обстановку вокруг Сморгони, через которую проходила линия фронта в годы Первой мировой войны
Анализируя храм, обратить внимание на такт архитектора А. Дубаневича, органично соединившего в памятнике разностильность и броскость архитек-турного декора.
|
Солы — Ку-шляны
| Кушляны.
У входа в усадьбу.
(Выход.)
| Поля, леса, сельская заст-ройка
|
| Кушляны — уголок поэти-ческого вдохновения Ф. Бо-гушевича и его последний земной приют.
Страницы биографии песняра.
Увековечение памяти поэта в Кушлянах (музей, памятный камень в честь М. Бурачка)
| Из Сол возвра-щаемся на до-рогу Р63, а в Осипанах по-ворачиваем налево и сле-дуем до дерев-ни Кушляны, сворачивая от автобусной ос-тановки напра-во — к писа-тельской уса-дьбе
| Справка о биографии Богушевича должна быть краткой, поскольку в музее пойдет более подробный рассказ о нем. После посещения
музея пройти к Лысой горе, где находится камень-валун с памятной надписью в честь Матея Бурачка
(псевдоним Ф. Богушевича).
|
Кушляны —Жупраны
| На автостоянке в Жупранах.
(Выход.)
| Застройка Жупран, памят-ник Богушевичу на площади Жупран, Петро-Павлов-ский костел, памятник на могиле Ф. Бо-гушевича
|
| Жупраны — древнее месте-чко.
Война 1812 года в Жупранах.
Увековечение памяти Ф. Бо-гушевича в Жупранах на площади, в костеле и на клад-бище. Костел Свв. апостолов Петра и Павла — памятник неоготики ХIX в. Могила
Ф. Богушевича на кладбище
у костела.
| После въезда в Жупраны авто-бус следует на транспортную площадку, а группа выхо-дит и направ-ляется на пло-щадь — к па-мятнику Богу-шевичу
| Поскольку экскурсанты уже ознакомлены с биографией песняра, комментарий на площади перед памятником Богушевичу не должен повторять ранее услышанного материала. Отметить, что памятник органично сочетается с костелом, прихожанином которого был Богушевич и где ему также поставлен
друзьями памятник — мемориальная стела с его портретным изображе-нием. Характеризуя памятник на могиле поэта, стоит отметить, что надписи на нем грешат неточностями, а само сооружение морально устарело и требует замены
|
Жупраны — Ошмяны
| На площади в Ошмянах.
(Выход.)
| Рядовая заст-ройка города, бывшая Ры-ночная пло-щадь, костел, церковь
|
| Ошмяны — бывшее велико-княжеское имение, местеч-ко, центр повета и района.
Страницы истории. Костел Св. Михаила — эффектный па-мятник необарокко начала ХХ века. Воскресенская церковь — памятник ретроспективно-русского стиля ХIX столетия. Ошмяны — пограничный го-род на Старо-Виленском шля-хе. Установление белорусско-литовской государственной границы в 1990-х годах
| Дорога Р63 ведет прямо в исторический центр Ошмян.
Автобус оста-навливается на площади. По-сле осмотра памятников возвращение в Минск по дороге М7
| Сохранившиеся значительные фрагменты старой застройки Ошмян позволяют реконструировать облик города как бывшего местечка с харак-терной планировкой и культовыми сооружениями на торговой площади. Многоярусные башни костела дают прекрасную возможность раскрыть на их примере особенности стиля «ви-ленского» барокко и тем самым связать этот город с расположенной в 50 км от него старой Вильней, ныне Вильнюсом. А эта мысль послужит основой для подведения итогов экс-курсии по Старо-Виленскому шляху
|
|
|
|
| Заключение. Дороги и путе-шествия ведут к познанию истории страны
|
| Дать рекламу экскурсий в зависи-мости от тематики вопросов турис-тов.
|
Итого:
|
| или 6 экскурсионных часов
|