Поселок Ждановичи
Город заканчивается, и об этом нам сигнализирует кольцевая дорога. Она была построена в 1963 году, а спустя почти сорок лет полностью реконструирована и связывает восемь радиально расходящихся из Минска автомагистралей. За кольцевой дорогой мы выезжаем на молодечненское шоссе и будем следовать через поселок Ждановичи, который насчитывает ныне 6 тысяч жителей. Его название напрямую связано с именем Ивана Иустиновича Здановича (1864—1915). Он впервые в Беларуси организовал госпитальное обслуживание населения. Работая главврачом Минской губернской земской больницы (ныне это 2-я городская клиническая больница), основал училище для слепых (а при нем церковь), школу врачебной и гигиенической гимнастики, разработал план реконструкции больницы (о которой сами врачи с иронией говорили, что «попасть в нее так же трудно, как в Царство Небесное»), но этот план по превращению больницы в научно-клиническое учреждение Здановичу так и не удалось осуществить. В 1906 году неутомимый врач купил в этих местах надел земли. По его просьбе пригородный поезд стал делать здесь остановку, для чего Зданович построил небольшую платформу, которую в народе окрестили «платформой Здановича». Он же обнаружил тут криницу лечебной воды и открыл в 1910 году первый в Беларуси частный курорт под названием «Дача Здановича». А 12 лет спустя, когда врача уже не было в живых, на месте его дачи был построен дом отдыха «Ждановичи». После войны, в 1945 году, остановка превратилась в железнодорожную станцию «Ждановичи» — так трансформировалось ее название. Шло время, и рядом с домом отдыха появился санаторий «Криница» (1966), а затем — санаторий «Беларусь» (1981), где по-прежнему используют для лечения воду из источника, открытого Здановичем. Между прочим, коль речь зашла о воде, то стоит упомянуть о том, что сейчас в Ждановичах размещено крупное предприятие «Дарида». Оно располагается слева от дороги и снабжает питьевой водой разных сортов всю Беларусь, и не только. Улица же, отходящая вправо от дороги, названа в память Здановича. Вокруг Ждановичей сформировалась обширная зона отдыха минчан. Ее композиционным ядром служит Заславское водохранилище, или Минское море. К нему примыкают водохранилища Дрозды и Криницы. Панорама водохранилища Криницы открывается сейчас справа. Оно было построено в 1976 году, через 20 лет после создания Минского моря, и вошло в состав Вилейско-Минской водной системы, которая опоясала город голубым ожерельем водоемов и снабжает его водой наряду с артезианскими заборниками. В водоемах водятся щука, сом, лещ, ерш, плотва и другая рыба. Площадь Минского моря 31 кв. км. По форме оно напоминает овал, вытянутый с северо-востока на юго-запад. Его длина 10 км, ширина ¾ 4,5 км, средняя глубина 3,5 м, однако местами глубина достинает 8 м. Берега Заславского водохранилища обжиты профилакториями, турбазами, детскими оздоровительными лагерями. Тут же располагается и санаторий «Юность», постройки которого просматриваются сейчас на дальнем плане с правой стороны от дороги. Это бывший молодежный центр «Юность», созданный в 1975 году. Сюда по комсомольским путевкам приезжали молодые люди не только со всего Советского Союза, но и из многих соцстран. Да и сегодня санаторий не может пожаловаться на отсутствие зарубежных гостей — около 10% его посетителей граждане России, Израиля и других стран. Чаще всего это те, кто отдыхал здесь ранее, в молодые годы. В 1997 году комплекс «Юность» поменял свой статус, перейдя в ведение Управления делами президента РБ. На базе захиревшего молодежного центра был образован санаторно-оздоровительный комплекс. Одно из его зданий реконструировали под лечебный корпус, который в сентябре 1998 года принял первых посетителей. Здесь лечат заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата. В санатории два жилых корпуса на 700 мест. Они носят имена «Лесной» и «Морской», вполне оправдывая свои названия: из окон «Лесного» открываются красивые лесные пейзажи, а из окон «Морского» (бывшей гостиницы «Юность») — выразительная панорама Минского моря. Особенно популярен у отдыхающих в «Юности» Остров Любви на Минском море, оборудованный стационарными мангалами, пляжами, спортивными и танцевальными площадками. На острове проводятся праздники Купалья, Масленицы, устраиваются концерты, свадьбы и другие развлекательные мероприятия. Расположение вблизи Минска, комфортные условия проживания, наличие помещений для ведения переговоров, современных актового и конференц-залов — все это делает комплекс удобным местом для проведения деловых встреч, семинаров, конференций. От санатория «Юность» рукой подать до древнего города Заславля, панорама которого вскоре откроется перед нами с левой стороны от дороги.
Ж/д ст. Зеленое ¾ лагерь «Зеленое»
А вот и первые приметы древнего города. На подъезде к нему, между железнодорожной станцией Зеленое и детским лагерем отдыха с таким же названием, слева от шоссе располагается одно из многочисленных курганных захоронений, которыми так славится Заславль. По количеству насыпей и числу изученных курганов Заславский некрополь является наиболее значительным в Беларуси. В окрестностях Заславля сохранились остатки десяти курганных могильников и два одиночных кургана. Всего тут около 370 насыпей, из которых раскопано специалистами более 140 курганов. Могильники тяготеют к нескольким одновременным им поселениям и позволяют, хотя и не всегда, проследить социальное положение умерших. Так, можно утверждать, что среди здешних жителей были воины-профессионалы — княжеские дружинники, часть жителей входила в состав ополчения, были ремесленники и те, кто находился в личной зависимости от князя. В этническом отношении большинство захоронений составляли кривичи. Что же касается особенностей погребального обряда, то тут использовалось нашими предками как захоронение трупов умерших, так и их сожжение[1], но в подавляющем большинстве случаев преобладал первый тип захоронения. К сожалению, в разное время значительное количество курганов было уничтожено во время строительных работ или подверглось разграблению при самовольных раскопках, что осложняет представление об общей картине этого уникального некрополя, относящегося к концу Х ¾ первой половине ХІІ века. Специалисты считают, что тут было более полутысячи, а возможно, и значительно больше курганов, из которых уцелела лишь часть их. Еще в 1967 году в Заславле, тогда городском поселке Минского района (ныне это город), был создан историко-археологический заповедник, который двадцать лет спустя, в 1986 году, был преобразован в историко-культурный заповедник «Заславль». ЗАСЛАВЛЬ (панорама)
Слева открывается удивительно красивая панорама города, в которой господствуют белокаменные вертикали храмов Заславля, органично вписанных в его исторический ландшафт. Это — костел Рождества Наисвятейшей Девы Марии второй половины ХVIII столетия и православная Спасо-Преображенская церковь, размещенная в бывшем кальвинистском сборе конца ХVI — начала XVII века. Здешний заповедник объединяет городище «Замэчак» Х ¾ ХІ веков, многослойное городище «Вал» Х ¾ ХVІІ столетий и упомянутый уже курганный некрополь. Только что прозвучавшие даты говорят о солидном возрасте Заславля, который в прошлом именовали Изяславлем. Его история уходит в глубь седых веков, и о начальном этапе ее повествуют восемь летописных сводов, излагающих события, предшествовавшие возникновению этого города. Археологические раскопки в Заславле и его окрестностях ведутся вот уже более 120 лет, и интерес специалистов к ним не ослабевает. Небольшому городу посвящены солидные монографии, многочисленные научные статьи, популярные газетные публикации. Близость к Минску делает Заславль притягательным для экскурсионных поездок минчан и гостей белорусской столицы, для проведения разнообразных фольклорно-этнографических мероприятий и фестивалей средневековой культуры. Прошлое Заславля, овеянное легендами и преданиями, отмечено героическими именами полоцкого князя Рогволода и его дочери красавицы Рогнеды, великого князя киевского Владимира Святославича, а также именами многих других исторических персонажей. К тысячелетию христианства в Беларуси, в 1992 году, в Заславле, на городище Замэчек, был установлен мемориальный знак, выполненный в виде креста на круглом постаменте. Как полагают историки, 992 год ознаменовался созданием Полоцкой епархии, но этому предшествовали драматические события. Начинались они в Полоцке «кровавой свадьбой» князя Владимира с полоцкой княжной Рогнедой, о чем столетиями вспоминали на Руси летописцы и былинники, о чем и сегодня скупо и в то же время красочно повествуют древние письмена, о чем сложены многочисленные поэтические и прозаические произведения, сделаны театральные спектакли и экранизации... Но стоит только ступить на землю Замэчка, как вновь оказываешься в сладком плену литературных и исторических ассоциаций и перед глазами оживают события той далекой поры, когда здесь была поселена со своим сыном Изяславом гордая Рогнеда-Горислава… Замэчак стал для них и сопровождавшей их охраны миниатюрной крепостью (всего-то менее полугектара). «Володимер же устрои город, и да има, и нарече имя городу тому Изяславль», — свидетельствует Лаврентьевская летопись. В 988 году после крещения князь Изяслав занял полоцкий престол. Возможно, вместе с ним переехала в Полоцк и Рогнеда. Впрочем, этой версии придерживаются далеко не все историки. Напротив, многие полагают, что Рогнеда так и осталась здесь, в Изяславле, который, как считал известный историк Борис Греков, стал первым упомянутым в письменных источниках феодальным владением в Восточной Европе. Согласно летописи, Рогнеда добровольно приняла монашеский постриг под именем Анастасии. А народное предание приписывает ей даже основание монастыря в Изяславле, где она провела свои последние дни. В 1000 году умерла Рогнеда-Горислава-Анастасия, которая за свою короткую жизнь, чуть более 30 лет, прожила три жизни — полоцкой княжны, жены великого князя киевского и, наконец, монахини-черницы. Где ее могила — неизвестно. Может быть, и на Замэчке, где молилась и думала. Ведь местные жители его так и называют – «Могила Рогнеды». На следующий год умер и сам Изяслав, а через два года — его сын Всеслав Изяславович. Загадочна — не правда ли? — эта череда смертей. Как знать, не были ли Рогволодовичи отравлены как нежелательные претенденты на великокняжеский киевский престол? Мы никогда уже не узнаем достоверного ответа на этот вопрос, как и на многие другие. Да только вражда наследников Полоцка и Киева длилась еще не одно столетие... О государственной деятельности Изяслава ничего не известно. Он остался в истории как первый белорусский «книжник», просветитель, как кроткий и смиренный, милостивый и богобоязненный, долготерпеливый и несуетный князь, который ввел в Полоцке письменность и обучение грамоте. Он возобновил в Полоцке древнюю Рогволодову династию. Наконец, его имя было дано городу, мимо которого мы с вами только что проехали.
|