Дорога Заславль — Радошковичи
Подробнее с историей Изяславля ¾ Заславля (так изменилось за века его название), его археологическими и архитектурными памятниками можно познакомиться, побывав на экскурсии «Заславль ¾ город древний». Мы же ограничимся упоминанием лишь наиболее важных событий и имен из богатого прошлого города. В 1539 году Заславль переходит на 130 лет во владение одной из ветвей могущественного рода магнатов Глебовичей. Представители этой фамилии занимали важнейшие государственные посты в ВКЛ. Первый из заславских Глебовичей ¾ Ян Юрьевич был канцлером ВКЛ. Его сын ¾ Ян Янович, подскарбий ВКЛ, каштелян минский, основал в Заславле протестантскую общину. В городе было налажено производство бумаги и, возможно, действовала типография. По некоторым сведениям, польский типограф Даниель Ленчицкий печатал тут книгу Сымона Будного, который жил в Заславле в 70-х годах ХVІ века, пользуясь покровительством влиятельного Яна Глебовича. В 1572 году вышло исправленное издание Библии на польском языке под редакцией С. Будного и с его предисловием. Место издания на книге не помечено, и это обстоятельство позволяет предполагать, что одним из мест ее издания был Заславль. Тогда же на здешних улицах можно было встретить Яна Ласицкого (ок. 1534 ¾ после 1599) ¾ известного польского историка, библиографа, теолога, писателя, ученого. Получивший образование в университетах Европы, много путешествовавший, он в 80-х годах ХVІ века был домашним учителем в семье Яна Глебовича. В 1582 году Ян Ласицкий издал на латыни в Германии книгу с замысловатым названием: «О религии, жертвоприношениях, свадебных, погребальных обрядах русинов, московитов, татар. Из источников многих писателей, имена которых есть на обороте. В конце прибавлено о Ливонии, об условиях мира и о заключенном в этом году мире между наияснейшим королем Польши и великим князем Московии. Только теперь изданная с точным указателем. Издал книгу в вольном граде Спир, по-старому Неметум, Бернард Д’Альбини в 1582 году». Материалом для книги послужили большей частью наблюдения, сделанные автором во многих белорусских городах и селах. Это едва ли не самое раннее собрание сведений о духовной и материальной культуре белорусского народа. Заслуга Яна Ласицкого заключается не только в самом факте исследования, но и в том, что для его изложения он избрал латынь ¾ язык науки того времени. Книгу о белорусском народе, написанную в Заславле и изданную в Спире, прочли образованные читатели всей Европы. Последние годы жизни Ян Ласицкий провел в Заславле, где и умер. Несколько знаменитых имен оставил в памяти Заславля и век ХІХ-й. Здесь в 1851 году был похоронен известный писатель Ян Ходзько (1777¾1851). В своей программной повести «Пан Ян из Свислочи» (1821) он призывал к просвещению народа, принимал деятельное участие в культурной жизни Минска. Его сыновья Александр, Михаил, Станислав и Юзеф оставили заметный след в истории как ученые и литераторы. Произведения Яна Ходзько высоко ценил Владислав Сырокомля, сравнивавший талант «пана Яна», как он его называл, с талантом Лафонтена. Сырокомля тоже побывал в этих местах, и в окрестностях Заславля он намеревался даже поселиться со своим многочисленным семейством. «Сельский лирник», как именовали его современники, так мечтал о своем куске земли, который освободил бы его от унизительного положения арендатора и дал бы средства к независимому существованию, что отправил в редакцию «Виленского вестника» объявление о купле земли, написанное в стихах. Но газета не помогла поэту. И вот однажды, будучи в Минске, он узнает о продаже в окрестностях Заславля фольварка, принадлежащего Юлиану Горайну (1821¾1883), беллетристу, корреспонденту варшавских газет, уроженцу Радошковичей, где мы вскоре побываем. Встретившись в Горайном, он представился своим подлинным именем ¾ Людвиком Кондратовичем и сообщил о своем намерении. Горайн, ничего не подозревая, начал на все лады расхваливать свое убыточное имение в Рябушках, в версте от Заславля. Поехали посмотреть, и по дороге выяснилось, что покупатель не кто иной, как Сырокомля. Горайн не только хорошо знал это литературное имя, но и был горячим поклонником таланта Сырокомли. Крайне смущенный, он, извинившись, с таким же жаром начал ругать имение, с каким только что безудержно расхваливал его. И действительно, Рябушки пришлись не по вкусу Сырокомле, и он вернулся в свою усадьбу Залуча. А спустя год из Минска отправился на свое последнее место жительства, в Борейковщину, под Вильню, где прожил 10 лет до своей кончины в 1862 году. К месту будет вспомнить тут образные слова любителя белорусской старины Владислава Сырокомли: «Жизнь города, как и жизнь человека, сыграв свою роль, должна дойти до своей границы, чтобы уступить место новому времени, новым людям, городам и новому их предназначению на земле. Остаются, словно невнятный сон, только воспоминания, которые проходят, как сон». Что касается исторических воспоминаний, то в копилке памяти этой дороги, бегущей из Минска на Молодечно, их немало. Вот и слева от дороги, в 5 км от Заславля, нас встречает
|