Рядовая застройка
Ошмяны известны с 1340-х годов. Тогда поселение принадлежало великому князю Гедимину, а от него последовательно переходило к его сыновьям Явнуту, Ольгерду, а затем и к внуку Ягайло. Конец ХІV ¾ начало ХV века ¾ время, беспокойное для города: его осаждают крестоносцы — правда, безуспешно для себя. А с 1413 года он уже в составе Виленского воеводства, и до середины ХV века здесь находится один из великокняжеских замков. Поделенный рекой Ошмянкой город состоял из двух частей: левобережной, которую именовали Новыми Ошмянами, и правобережной ¾ Старые Ошмяны, небольшое поселение, отданное позже, в начале ХVІ столетия, монастырю францисканцев. В Новых Ошмянах находилась резиденция великого князя ¾ поначалу деревянный дворец, обнесенный земляными валами. Впоследствии его превратили в замок, а рядом с ним сформировалась Рыночная площадь с жилыми домами и храмами. Именно здесь в ночь на 1 сентября 1432 года был совершен государственный переворот: группа литовских феодалов, поддержанная польской знатью, напала на находившегося в Ошмянах великого князя Свидригайло (самого младшего сына Ольгерда) и, низложив его, объявила великим князем Сигизмунда Кейстутовича. Чудом избежав плена и собрав многотысячное войско, Свидригайло начал войну против своего врага, но 9 декабря того же года был наголову разбит здесь, под Ошмянами. Эта отчаянная борьба за власть продолжалась между соперниками четыре года и закончилась поражением Свидригайло. С 1566 года началась новая глава в истории Ошмян ¾ город становится центром повета и получает от короля польского и великого князя литовского Сигизмунда ІІ Августа магдебургское право и другие привилеи, а также земли на содержание госпиталя. Тут проходят поветовые шляхетские сеймики, заседают земский и гродские суды повета. После Тринадцатилетней войны (1654¾1667) с русским царем Алексеем Михайловичем, которая лютым смерчем пронеслась над Ошмянами, разоренный город освобождают от налогов, но едва он начал приходить в себя, как новая напасть ¾ шведское нашествие. Вновь грабежи и погромы. К концу ХVІІІ столетия в Ошмянах было чуть более 850 жителей и 142 дома, однако город по-прежнему пользовался самоуправлением. Магистрат заседал в небольшой деревянной ратуше, что стояла на Рыночной площади. Сегодня на этой площади, к которой сходятся основные транспортные артерии города, поднимают к небу свои башни и купола две святыни: стройный, высокорослый необарочный костел Св. Михаила начала ХХ века и осанистая Свято-Воскресенская церковь второй половины ХІХ столетия, решенная в ретроспективно-русском стиле. Оба храма, до недавнего времени выглядевшие сиротливо и убого, обреченные людским равнодушием на верную гибель, в Помнит Рыночная площадь и повстанцев 1794 года. Тогда в Ошмянах размещался штаб армии, которую возглавлял член революционного правительства Великого княжества Литовского генерал Якуб Ясинский, увековеченный Адамом Мицкевичем в поэме «Якуб Ясинский». Здесь же формировал свой повстанческий отряд другой соратник Тадеуша Костюшко ¾ Михал Клеофас Огинский. После разгрома восстания Костюшко и третьего раздела Речи Посполитой Ошмяны оказались в Российской империи. В первой половине ХІХ столетия городом управляли частные лица, затем царское правительство взяло его под свою опеку. Наступил ХХ век ¾ и Ошмяны окунулись в бурный водоворот событий. За семь лет (1915¾1922) город пережил калейдоскопическую смену режимов. Тут засыпали при царских чиновниках, а просыпались при кайзеровских офицерах; еще не привыкнув к большевикам, уже встречали легионеров Пилсудского, а затем вновь видели то большевиков, то поляков, то представителей власти Средней Литвы, то функционеров Лиги Наций… В конце концов чехарда закончилась, и город обрел некую стабильность ¾ до 1939 года вошел в состав Польши как центр повета Виленского воеводства. После объединения Беларуси этот районный центр советские власти перемещали из Вилейской в Молодечненскую область, пока в 1960 году он не оказался в составе Гродненской области, где находится до сих пор, насчитывая сегодня 16 тысяч жителей. Казалось бы, революционные бури и военные грозы ушли, отгремели, и никаких серьезных перемен в полусонной жизни провинциального районного центра ожидать не приходится. Но вот в 1990-х годах затрещала по швам советская империя «развитого социализма» ¾ и волею судеб, как говаривали в старину, Ошмяны нежданно-негаданно для себя стали приграничным населенным пунктом. В двадцати километрах от города прошел пограничный рубеж с Литовской Республикой, которая приступила к активному строительству нового уклада жизни и к интеграции с западноевропейскими государствами. За последние годы почти все страны Шенгенского соглашения открыли свои границы для литовцев, а с 2007 года Литва становится полноправным членом Шенгена. В то же время между двумя ближайшими соседями, что жили на протяжении многих веков бок о бок в единой державе, ставшей общей колыбелью их государственности, пролегла граница, оборудованная на переходе «Каменный Лог» по всем международным правилам пограничного, таможенного и визового контроля. У этой границы десятилетнего возраста есть уже своя, пусть и небольшая, но интересная (курьезная, скандальная, детективная, криминальная, etc.) история. Она, несомненно, станет достоянием современных хроник и пополнит богатое прошлое Ошмянщины. ЗАКЛЮЧЕНІЕ
Завершился наш многокилометровый путь по Старо-Виленскому шляху. Дорога поделилась с нами своими богатыми воспоминаниями. Мы познакомились с историческими, архитектурными, археологическими памятниками, полюбовались удивительными по красоте придорожными пейзажами. Перед нами прошли древние города и села, мы припомнили имена людей, внесших неоценимый вклад в сокровищницу национальной культуры. Глядя на широкую историческую панораму, в которой просматриваются башни костелов и купола церквей, колоннады дворцов и романтические парковые аллеи, причудливая мозаика удивительных человеческих судеб ¾ счастливых и трагических, но неизменно интересных, завораживающих своей неповторимостью, как тут не вспомнить строки поэта, влюбленного в прошлое своего края ¾ Беларуси, человека, чье имя сегодня уже неоднократно звучало на экскурсии, ¾ Владислава Сырокомли:
А те холмы с замшелыми крестами На деревенских кладбищах просторных? А храмы, возведенные отцами, Все в древней плесени и в пятнах черных? А старины огонь неугасимый? Не это ль звать отчизною должны мы? <...> Вода ключа и мед в старинном кубке, Истории истлевшие страницы. <...> Дым, что над кровлями села клубится, И даже сны, что видел ты когда-то, И камень мостовой, и дерн зеленый ¾ Все то, что навсегда для сердца свято, Что скрыто в нем, как пламень потаенный, Боль тайная и жизнь, что в сердце бьется, ¾ Все это, друг, Отчизною зовется... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анушкин А. На заре книгопечатания в Литве. Вильнюс, 1970. 2. Архiтэктура Беларусi: Энцыклапедычны даведнiк. Мн., 1993. 3. Варавва А.Г., Рак А.К. Заславль туристический. Буклет. Мн., 2006. 4. Живописная Россия. СПб.– М., 1882. Т. 3. 5. Залуский А. Время и музыка Михала Клеофаса Огинского. Мн., 1999. 6. Заяц Ю.А. Заславль в эпоху феодализма. Мн., 1995. 7. Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi. Мн., 1984–88. 8. Короткая Т.П., Осипов А.И., Теплова В.А. Христианство в Беларуси: история и современность. Мн., 2000. 9. Кулагiн А.М. Эклектыка. Архiтэктура Беларусi другой паловы ХІХ ¾ пачатку ХХ ст. Мн., 2000. 10. Метла А.М. «Линия Сталина»: Правда и память истории. Мн., 2006. 11. Мiкута В., Качаткова П., Шубiна Т. Лiтаратурны музэй Максiма Багдановiча. Мн., 1996. 12. Николайчук А. Сожжена и разграблена (о даче Б. Тарашкевича в Радошковичах) // БДГ, № 104, 2002. 13. Пракопчык Л.Ц. «Дрэмле памятка дзён...»: Краязнаўчыя нарысы. Мн., 1991. 14. Содаль Уладзімір. Жупранская старонка. Мн., 1992. 15. Содаль Уладзімір. Віла Мігаўка //Туризм и отдых, № 46, 2006. 16. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мн., 1993—1999.
Сноски
|