Студопедия — Л и с т Ф. Шопен, с. 111. ** Там же, с. 101.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л и с т Ф. Шопен, с. 111. ** Там же, с. 101.







Ходзоны были любимым народным танцем. Его незатейливую хореографию крестьяне всячески украшали и расцвечивали. Так, в XVII—XVIII веках девушки танцевали ходзоны в венках. Они шли одна за другой, тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки, дарили их своим любимым и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужней женщиной или вдовой. До сих пор в Польше танцуют свадебным полонез с кружками пива и со сие нами или факелами.

Со временем ходзоны попали к бедной шляхте, и только в XVII веке полонез перешел в дворянские залы, в замни крупнейших магнатов. Здесь с полонезом знакомились иностранные гости и разносили его славу по всей Европе. Балетмейстеры Парижа — города, который до XIX века был законодателем танцевальных мод, — переделали ходзоны, приспособили для придворных торжеств и дали ему название полонез, то есть польский. Как уже говорилось, в XVIII веке полонез стал популярным во всей Европе. Польский народный танец ходзоны все больше и больше терял свою простоту и делался танцем привилегированных классов.

ПОЛОНЕЗ XVIII ВЕКА *

(музыкальный размер %)

УЧЕБНЫЕ ПРИМЕРЫ

ПРИМЕР ПЕРВЫЙ

Танец рассчитан на восемь пар.

1 — 6 такты. Дамы идут друг за другом от верхнего угла (точка 4),

проходят точки 5 и 6, направляясь по диагонали на середину зала

до точки А. Здесь, увидев кавалеров, останавливаются.

7— 10 такты. Кавалеры идут друг за другом по диагонали от точки 2

к дамам.

* Первоначальный вариант этого танца был сочинен под руководством автора студентом балетмейстерского отделения ГИТИСа Е. Гоголом (класс профессора Р. В. Захарова).

Для облегчения работы постановщика автор условно разделил музыку полонеза И. Козловского на отдельные части, сделав соответствующие буквенные обозначения этих частей как в нотном материале, так и в танцевальной схеме.

Первая часть — начало полонеза, 12 тактов, исполняется под музыку, обозначенную темой А. Вторая часть —12 тактов, тема В. Третья часть (трио) — 8 тактов, тема С. Четвертая часть — chaоne, 8 тактов, тема D. Moulinet — 8 тактов, тема Е. Заключительная часть — 8 тактов.


1112 такты. Поклон (левой ногой шаг назад, правая вытягивается вперед). Правая руна делает приветствие (маленький поклон). Левая рука кавалера лежит на бедре (схема 40).

Фигура первая

Музыка А

1—2 такты. Дамы направляются к точке 2, кавалеры идут им навстречу. Кавалеры обходят дам сзади и подают им левую руку (дамы подают правую).

При исполнении этой фигуры необходимо строго соблюдать порядок в расположении кавалеров: четвертый кавалер стоит первым.

за ним идут третий, второй, первый, за первым — восьмой, седьмой, шестой. Шеренгу замыкает пятый кавалер. Четвертый кавалер подходит к четвертой даме, третий — к третьей, второй — ко второй, первый — к первой.

3—4 такты. Восьмой, седьмой, шестой и пятый кавалеры подходят к своим дамам (схема 41).

5—6 такты. Вся колонна идет вперед в направлении к точке 2. 7—8 такты. Кавалеры на месте обводят дам вокруг себя влево.

9-й такт. Кавалеры становятся на левое колено, подняв левую руку выше плеча с ладонью, открытой кверху. Правая рука лежит на бедре.

10—11 такты. Дама кладет свою левую руку в левую руку кавалера и обходит его.

12-й такт. Кавалер встает с колен, берет даму правой рукой за левую руку (небольшая пауза).


Фигура вторая

Музыка В

1—2 такты. Первая пара ведет за собой остальные пары в направлении к точке 6.

3—4 такты. Кавалер берет левой рукой левую руку дамы, продолжая шаги полонеза назад. Его правая рука поднята выше плеча ладонью кверху.

5—6 такты. Кавалер идет рядом с дамой, держа ее левой рукой. Правая рука кавалера поднята выше плеча и находится за спиной дамы.

7— 8 такты. Разъединив руки, дама и кавалер меняются местами (dos а dos).

9—12 такты. Держа левую руку дамы в своей левой руке, кавалер обводит даму вокруг себя (круг на месте) и выводит ее во внутренний круг. Правая рука кавалера поднята выше плеча (схема 42).

Примечание. Для образования внутреннего круга шестая, седьмая и восьмая пары замедляют ход, когда колонна движется от точки 2 к точке 6.

Фигура третья (трио)

Музыка С

7— 4 такты. Дамы шагом полонеза идут по кругу против часовой стрелки, кавалеры — по часовой стрелке. Левая рука кавалера на бедре, правая слегка отведена от корпуса.


5—7 такты. В конце четвертого такта кавалер подходит к своей даме. Он становится на левое колено. В это время дама левой рукой берет его левую руку, затем кавалер обводит даму вокруг себя. 8-й такт. Они кланяются друг другу (схема 43).

Chaоne

Музыка D

7—7 такты. Chaоne правой рукой со своим кавалером, левой — со встречным.

8-й такт. Деление пар на кресты (moulinet): дама с дамой, кавалер с кавалером. Первая и вторая пары приходят к точке 4, третья и

четвертая пары — к точке 6, пятая и шестая пары — к точке 8, седьмая и восьмая пары — к точке 2.

Moulinet

Музыка Е

1—2 такты. Пары подают друг другу правую руку, двигаясь влево. 3—4 такты. Обратный ход направо, подавая левую руку (схема 44). 5— 8 такты. Первая и вторая пары, за ними третья и четвертая, пятая и шестая идут к точке 1. Седьмая и восьмая пары направляются от точки 2 к точке 5 и замыкают колонну (схема 45).

Фигура четвертая

1—2 такты. Колонна расходится через пару. Сначала идут первая, третья, пятая и седьмая пары. В продолжение двух тактов остальные пары стоят на месте. Кавалер держит левой рукой левую руку


дамы. Свободные руки отведены от корпуса. Кавалеры идут спиной, дамы — лицом к кавалеру. Пары движутся от точки 1 к точкам 8, 7 и 6.

3—4 такты. Вторая, четвертая, шестая и восьмая пары расходятся к точкам 2, 3, 4. Держась за левые руки, дамы идут спиной, кавалеры — лицом. Кавалеры обводят дам на полкруга и встают на ил места. Одновременно кавалеры первой, третьей, пятой и седьмом пар обводят дам вокруг себя, делая на месте полный круг (схема 46).

5—6 такты. Все пары, держась за правые руки, делают balance вперед и назад.

7-й такт. Кавалер и дама обходят друг друга (полкруга).

8-й такт. Заключительная поза и прощание. Голова дамы повернута вправо и склонена слегка вниз. Левая рука отведена от корпуса. После перемены местами кавалер обходит свою даму сзади, целует ее левую руку и почтительно склоняется. Он стоит на правой ноге, левая — сзади, правая рука отведена от корпуса.

ПРИМЕР ВТОРОЙ*

Полонез рассчитан на восемь пар. Танцующие стоят парами по кругу. Кавалеры образуют внутренний круг, дамы — внешний. Лица танцующих повернуты друг к другу. Первая пара стоит между точками 1 и 8, вторая — между точками 8 и 7 и так далее (схема 47).

* Схема танца сочинена автором книги. В качестве музыкального сопровождения использованы фрагменты полонеза Шопена, ор. 26, № 1.


Исходное положение: для дам—III позиция, левая нога впереди, для кавалеров — I позиция.

1—2 такты. Кавалеры делают поклон своим дамам вправо. 3—4 такты. Дамы делают реверанс влево, танцующие подают друг другу руки: левая рука дамы в правой руке кавалера, правая рука придерживает платье; левая рука кавалера слегка отведена от корпуса.

5-й такт. Пары идут по кругу к точке 5. Кавалеры начинают шаг полонеза с левой ноги, дамы — с правой.

6-й такт. Дамы делают шаг вперед с левой ноги, кавалеры — с правой. Правая нога дамы и левая нога кавалера в IV позиции сзади, прикасаются носком к полу (первая четверть). Пауза (вторая четверть). Тяжесть корпуса дамы переносится на правую, кавалера — на левую ногу. Левая нога дамы и правая нога кавалера снимаются с пола (третья четверть).

7-й такт. Дамы делают шаг левой ногой влево (II позиция), правая нога ставится назад в III позицию, левая переносится назад в III позицию.

Кавалер это движение делает вправо с правой ноги. Кавалер проходит сзади дамы.

8-й такт. Дама возвращается на свое место, проходя сзади кавалера (шаг правой ногой вправо) — II позиция, шаг левой ногой назад в III позицию, правая нога остается впереди. Кавалер, проходя впереди дамы, делает шаг левой ногой во II позицию. Шаг правой назад в III позицию. Левая нога кавалера остается впереди в III позиции.

9-12 такты. Повторение пятого, шестого, седьмого и восьмого

тактов.

13—14 такты. Шаг с правой ноги вперед (dos а dos). Левая нога

отведена назад в IV позицию, прикасается носком к полу. Головы

обращены друг к другу.

Кавалер и дама меняются местами: шаг левой ногой вперед. Танцующие повернуты лицом друг к другу. Правая нога вытянута вперед в IV позицию. Подъем вытянут, носок прикасается к полу. Корпус слегка наклонен вперед. Правая рука в локте согнута. Левая отведена от корпуса. Голова наклонена вправо.

15-й такт. Подавая друг другу правые руки, исполнители плавно поднимают их в III позицию и переходят на свои места. Головы обращены друг к другу.

16-й такт. Кавалер берет правой рукой левую руку дамы (первая четверть).







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 631. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия