Студопедия — Корни современной науки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Корни современной науки






Истоки европейского представления о Душе восходят к орфикам (древняя Греция), проповедовавшим оккультное религиозно-философское учение. Для орфиков Душа - это бессмертное, доброе начало, частица божества, оказавшая­ся погребенной в теле, как в темнице. Посему цель жизни заключается в том, чтобы освободить Душу от тела. Осуществить эту цель нелегко, ибо Душа обречена к переселе­нию из тела в тело. Прервать переселение Душ можно толь­ко очистительным образом жизни.

Венцом развития древнегреческой философии является научно-философская система Аристотеля. И если первым психологом Востока можно считать Будду, то первым психологом Запада по праву является Аристотель, а первое сочинение по психологии - его трактат «О Душе». Кроме того, Аристотель представил Дух в виде эфира, пронизывающего все пространство, не подчиняясь законам, кото­рым подчиняются все земные тела. Эфир служит обосно­ванием несотворенности и неуничтожимости мира, он со­общает миру свойства вечного и блаженного живого суще­ства - Бога. Сколько же копий было сломано учеными за два с половиной тысячелетия в бесплодных попытках дока­зать реальность его существования. И только в конце XX века наука сумела доказать существование эфира, благода­ря развитию теории физического вакуума [1. С. 60].

Великий физик Исаак Ньютон находился под влиянием как алхимических и магических принципов философии, так и принципа экспериментальной проверки теоретических поло­жений, провозглашенного Фрэнсисом Бэконом. Его науч­ный гений проявился в слиянии мистических и математичес­ких озарений. Современники отмечают, что его научное мы­шление носило некоторый «магический» характер: решения проблем приходили к нему интуитивно, а форма логических доказательств придавалась им лишь впоследствии. Ньютон использовал предложенный Аристотелем термин «эфир», обозначив им субстанцию, пронизывающую всю Вселенную, делающую возможным гравитацию и электромагнетизм. Его деятельность не ограничивалась фундаментальными работа­ми в области классической механики, оптики и гравитации. Ньютон много писал о Библейском пророчестве, изучал ок­культный символизм в построении храма Соломона и пира­миды Хеопса, посвятил много времени проведению экспе­риментов в своей частной алхимической лаборатории [2. С. 25], пытался «вычислить математически дьявола и вой­ти с ним в контакт» [20].

Недавно в Великобритании вышла в свет книга трех английских журналистов «Святая кровь и Святой Грааль». В ней, в частности, упомянуто, что Ньютон был масоном одной из высших степеней посвящения, главой ордена «Си­онский преорат», тесно связанного с орденом тамплиеров. Великий философ Джон Мейнор Кинс так пишет о Нью­тоне: «Он был последним магом, последним вавилоняни­ном и шумером, видевшим мир глазами человека, создав­шего нашу цивилизацию сто тысяч лет назад». Один из биографов Ньютона заметил, что Ньютон рассматривал конечный механизм изменений во Вселенной уходящим в «тайну управления материи разумом» [20]. Становится ясно, что гениальный Ньютон был не только великим фи­зиком, но и не менее великим метафизиком.

Советский энциклопедический словарь дает следующее определение метафизики: «Метафизика - философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия» [3. С. 805]. Крупный российский философ Н. О. Лосский считает, что «Метафизика есть наука о мире как целое; она дает общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем» [110. С. 5].

А вот что написано о науке, религии и метафизике в уникальной «Книге Урантии»: «Наука материального мира позволяет человеку контролировать и в некоторой степени подчинять себе физическую среду. Наука вступает на свой хваленый путь рациональной аргументации, начиная с до­пущения реальности трех вещей: материи, движения и жизни. Религия является источником товарищеских по­рывов, позволяющих людям жить вместе в сложных ус­ловиях цивилизации научного века. Религия начинает с допущения реальности трех вещей: разума, духа и вселенной - Высшего Существа. Метафизика, и в еще большей мере откровение, является связующим звеном как научных, так и религиозных открытий, что позволяет че­ловеку пытаться логически свести эти отдельные, но вза­имозависимые области мысли во взвешенную философию, которая отличалась бы устойчивостью науки и увереннос­тью религии» [67. С. 1139].

В конце XVII века родоначальник английского матери­ализма философ Фрэнсис Бэкон громогласно провозгла­сил новый «научный метод», в основу которого был поло­жен принцип экспериментальной проверки теоретических положений.

Однако сам Бэкон верил в природную магию и, несмо­тря на громогласно провозглашенный принцип обязатель­ного экспериментального доказательства научных истин, продолжал систематическое исследование телепатических снов, экстрасенсорного влияния, а также «эксперименты, касающиеся природы духовной энергии и силы воображе­ния». Это ему принадлежат слова: «Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а це­лый народ рухнет в бездну».

Математик и один из основателей науки и философии Нового времени Рене Декарт (1596-1650) в своем произ­ведении «Рассуждение о методе» (Декарт, 1950. С. 283, 303) пишет: «...Я есть субстанция, вся сущность или природа ко­торой состоит только в мышлении и которая, чтобы сущест­вовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Так что мое Я есть душа, благо­даря которой я есмь то, что я есмь, совершенно отлична от тела и более легко познаваема, чем тело, и если бы тела даже вовсе не было, душа не перестала бы быть всем тем, что она есть....она (душа) вложена в меня существом воистину бо­лее совершенным, чем я сам, существом, которому присущи все мыслимые мною совершенства, то есть Богом....Наша душа имеет природу, совершенно не зависящую от тела, и, следовательно, не подвержена смерти вместе с ним; а так как других причин, которые бы ее разрушали, не видно, то, есте­ственно, склоняешься к мысли о ее бессмертии».

Не менее известный математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) перевел астрологические и розенкрейцерские исследования внутреннего пространства на более строгий математический и философский язык. Эти работы привели его к открытию бесконечно малых исчис­лений, которые, как он надеялся, превратятся в универсаль­ный язык. Лейбниц по праву является одним из создателей теории дифференциального исчисления. Ему удалось раз­работать также изысканно-величественную философию, основанную на понятии монады - эволюционирующей единицы сознания (от греч. Monados - «единица», «еди­ное»). В своем философском произведении «Монадология» (Лейбниц, 1983) Лейбниц пишет, что монада представляет собой принцип, связывающий физическую и психологиче­скую сферы. Благодаря монадам вся материя является жи­вой и одушевленной. Монады, по Лейбницу, различаются по количеству сознания или ясности восприятия. И живые организмы, и неорганические тела состоят из монад; одна­ко в организме имеется центральная монада, или «душа», которая воплощает в себе руководящий принцип для ос­тальных монад. В неорганических телах такой централиза­ции нет. Монады образуют ряды, постепенно развиваю­щиеся от низшего к высшему. Существует непрерывная цепь бесконечно малых градаций от неорганического вещества до Бога, монады всех монад, подобно тому, как душа явля­ется верховной монадой среди монад, составляющих чело­веческое тело.

В своем труде «Новые опыты о человеческом разуме­нии автора предустановленной гармонии» Лейбниц пишет: «...душа есть некий микрокосм, в котором отчетливые идеи являются представлением Бога, а неотчетливые - представ­лением Вселенной. Надо признать, что наша склонность признавать идею Божества заложена в человеческой природе... существование духа более достоверно, чем сущест­вование чувственных предметов» [2. С. 62].

В 1662 году в Лондоне было образовано Королевское общество (прообраз Академии Наук), цель которого извест­ный физик Роберт Гук определил так: «Улучшать знания о природных вещах, а также о полезных искусствах, производствах, применениях механики: различных двигателях и изобретениях, сделанных в результате экспериментов (не смешивать с божественностью, метафизикой, моралью, по­литикой, грамматикой, риторикой или логикой)». Одним словом, без гипотезы о Боге. А позже Гук писал: «Теперь, несмотря на мои прежние выступления, я хотел бы пока­зать, что Душа с помощью излучаемой ею энергии облада­ет более чем обычной управляющей властью над всеми иде­ями, находящимися в мировом хранилище; и не нужно по­нимать, что я ограничиваю сферу излучения душевной энер­гии; надо полагать, что Душа может иметь значительно большее пространство своей власти, то естьрасширять его не только до влияния на каждую клетку живого тела и при этом предохранять их, но, возможно, и испытывать влия­ние также с их стороны. На этот счет я мог бы привести множество результатов научных наблюдений и рассужде­ний, чтобы доказать возможность существования подоб­ного влияния, и почти с уверенностью утверждать как это, так и восприятие человеком других идей» [2. С. 27].

И Роберт Бойль (1627-1691), химик и физик, один из учредителей Королевского общества, несмотря на провоз­глашенный принцип экспериментальных исследований, также продолжал заниматься алхимией и мистицизмом.

Ну что же! Отчетливо видно, что крупнейшие физики прошлого были одновременно и метафизиками. В корифе­ях науки того времени сильны были корни веры!

Однако в конце XVII века новый «научный метод» получил всеобщее признание, и с этого момента бурно раз­вивающаяся наука устремилась в русло материализма, от­секая решительно все то, чего нельзя было измерить, по­щупать, попробовать, понюхать. Все, что не поддавалось экспериментальной проверке, просто игнорировалось. И по­скольку измерить Дух никому не удавалось, а признать его как нематериальную составляющую мира не позволялось, материалистически настроенные ученые не задумываясь отвергли тысячелетний опыт своих предшественников, вы­брав из их гениальных трудов только то, что они считали «правильным». А судьи кто?

Отрицание материалистической наукой Духа как все­общей характеристики бытия неизбежным следствием имело и отрицание Души. Архиепископ Лука (известный хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий) в своей книге «Дух, Душа и тело» справедливо отмечает, что материализм потому не желает признавать Душу, что ничего не хочет знать о Духе.

Директор Центра философии и естественных наук Т. Фейгл как-то очень образно заметил, что наука психо­логия, потеряв сначала Душу, затем сознание, скоро ли­шится ума [98. С. 63].

В пятитомной Философской энциклопедии, изданной в 60-е годы XX столетия, про Душу сказано следующее: «Душа... в религии и идеалистической философии, и психологии - будто бы особое нематериальное (независимое от тела) оживотворяющее и познающее начало». И далее авторы рассуждают следующим образом. Признание в человеке двух начал материального (тела) и нематериального (Души) было бы уступкой дуализму, на которую наука ре­шительно пойти не может. Поэтому термин «Душа» она заменяет термином «психика», понимая последнюю как социально обусловленную функцию мозга [6. С. 166]. Итак, Душа - это психика, вместо бессмертной сущности чело­века, сотворенного Богом по Своему образу и подобию.

И, как считает доктор технических наук В. В. Нали­мов: «В мире умер Бог. Умер не сразу, не везде, не для всех, но умер. Бог уступил место Материи - изначальной субстанции, и Закону - всемогущественному организато­ру Материи. Это оказалось не просто перекодировкой на­блюдаемого. В новой кодировке исчезло понятие смысла. Смыслы оказались редуцированы к тому, что поддавалось изучению позитивистски ориентированной наукой. Естест­венно, что это стремление к редуцированию сложного к чему-то простому коснулось и сознания человека. И тогда изучение человека, по крайней мере в плане философском, потеряло всякий смысл» [4. С. 67].

Где уж тут изучать сознание или какой-то там Дух! Заниматься метафизикой для ученых стало не престижно, во всяком случае в рамках, доступных для широкой общественности. Итак, физика, фактически созданная гением Ньютона как средство познания Бога по творению его, была повернута на совершенно другой путь. Заявив устами Ла­пласа, что она не нуждается более в гипотезе существова­ния Бога, физика стала опорой и надежной защитницей материалистического мировоззрения.

В науке сформировались два самостоятельных направле­ния: мощный поток материалистической, ортодоксальной науки, заполняющий все и вся, и тоненький ручеек, поддерживаемый исследованиями нестандартно мыслящих ученых, продолжаю­щих верить в Бога и искать ответы на вечные вопросы - что такое сознание, Душа и Дух, - т. е. заниматься оккультными и парапсихологическими исследованиями.

Например, в нашей стране исследования в сфере оккульт­ных наук проводились постоянно, но в рамках суперзакры­тых НИИ, а КГБ тщательно контролировал секретность полученных сведений [9. С. 122]. Население же воспитыва­лось в рамках научного атеизма и преклонения перед мате­риалистической наукой.

До последнего времени с точки зрения материалистичес­кой науки Вселенная представляла собой замкнутую, самоор­ганизующуюся и саморегулирующуюся систему, в которой все происходящие в ней процессы имеют полностью алгоритми­ческий характер и могут быть описаны динамическими и ста­тистическими законами. Иными словами, Вселенная - это мир, частицей которого являемся мы сами; мир, который «тво­рит себя сам», и никто извне не вмешивается в него и не на­блюдает за ним ни равнодушно, ни сострадающе. И, наконец, это мир, который может быть познан нами.

Объявив единственной реальностью материю, ученые-материалисты (канонизированные ученые) вольно или не­вольно сузили мир до видимого, свели человека к его физи­ческому телу, а его потребности - к поиску комфорта. Вообразив себя единственным разумом в бесконечной Все­ленной, самонадеянное человечество пришло к опасной ил­люзии собственного всемогущества. Человек объявил себя высшим существом и полновластным хозяином мира. Вот где корни сегодняшнего потребительского хищнического отношения ко всему, что нас окружает: к природе, да и к самому человеку.

Главной задачей познания материалистическая наука стала считать открытие законов, управляющих Вселенной. Конечной целью является покорение природы разгадавшим ее законы человеком, считающим себя творцом.

У большого количества ученых до сих пор не возникает сомнений в возможности безграничного познания Вселен­ной. Они полагают, что процесс познания подобен сходящемуся ряду, в котором без всякого ущерба для истины можно отбросить часть, состоящую из бесконечного числа членов. Возникает кричащий по своей нелепости парадокс: субстратом Вселенной является информациогенный вакуум (99, 999999%) и лишь 0,000001% составляет материя [72. С. 73], исходя из которой ортодоксальный научный мир пытается познать остальные ее 99,999999%.

Но как показал Курт Гедель еще в 1931 году,доказав свою знаменитую теорему о неполноте арифметики, невоз­можно полное описание с помощью конечного числа аксиом даже такого простого объекта, как натуральный ряд, т. е. нельзя получить исчерпывающего знания о системе, иссле­дуя ее на свойственном для нее языке. И уж тем более не­возможно описание на языке физического тела такого слож­ного объекта, как человек с его сознанием, Душой и Духом.

Рассматривая материю как объективную реальность, существующую вне и независимо от человека, материалистическая наука изгнала понятие «дух» и из научно-матери­алистической философии. Маркиз де Сад, известный скан­дальный писатель и философ-материалист, в своем произ­ведении «Тереза-философ» выразил отношение к Духу пре­дельно четко: «Что такое сознание? Как оно так может существовать и одновременно нигде не быть? Если оно где-то есть, то оно должно занимать какое-то место, если оно занимает место, то ясно, что оно из чего-то состоит, а если оно из чего-то состоит, то это и есть материя. Значит дух, сознание есть химера или же это - проявление материи» [6. С. 35]. И поскольку материальная основа сознания ста­ла ясна только в последнее десятилетие благодаря разви­тию теории физического вакуума и торсионных полей, со­знание и Дух просто игнорировались наукой.

Видимо, только самым древним философам было дано почувствовать и понять мир во всей его целостности и не­разделимости, каким он на самом деле является. Затем эта способность была утрачена, поскольку зародившаяся на­ука могла что-то постичь, только разорвав единое целое на части и изучать их по отдельности. И ученые разорвали мир на тысячи суверенных наук, между которыми часто нет взаимопонимания.

В книге Т. Циглера «Умственные и общественные те­чения XIX века» приведено письмо естествоиспытателя Стеффенса, написанное Шеллингу в сентябре 1800 года. Оно свидетельствует о том, что автор письма, повинуясь требованиям науки, перестроил свое мировоззрение на ана­литическое, однако интуиция подсказывает ему о непра­вильности такого подхода. Вот выдержка из этого письма: «...несчастное стремление к теоретичности, разлагающей все на части, заразило меня; дивное целое, с детства проникав­шее всю мою душу, умерло у меня под руками и распалось на тысячу кусков, и я тщетно пытался склеить из отдель­ных частей разбитого бога нечто целое. Жизнерадостность моя исчезла, и я утратил внутренний мир и покой, и необычное беспокойство охватило все мое разбитое сущест­во» [109. С. 5].

Уже в наше время доктор физико-математических наук, профессор А. П. Смирнов пишет: «Как устроен мир?...Со­временная физика, наука об общих законах Природы, при­званная формировать естественнонаучное мировоззрение, оказалась бессильна в решении этой проблемы. Узкоспеци­ализированное рецептурного типа образование привело к раздробленности этой науки, к созданию разных „физик", в результате чего физики перестали даже понимать друг друга. Каждое из направлений в физике использует определенный набор принципов, моделей, гипотез, правил и предписаний» [70. С. 11].

Типичной для науки является, например, ситуация, когда на одной конференции врачи не понимают друг друга, по­скольку изучение болезней человека они разбили на сотни специальностей и специализаций, и каждый врач говорит на собственном языке. Такие специалисты берутся за изу­чение человека по частям: один изучает ухо, нос, горло; другой - глаза: третий - сердце; четвертый - работу мозга и т. д. А когда результаты их исследований синтези­руются в единую систему, то оказывается, что человека-то и нет. Есть тело, состоящее из отдельных частей, т. е. при таком анализе и синтезе - обязательных научных опера­циях - сознание, Душа и Дух просто исчезают. И если в философии, искусстве, религии Дух, Душа, духовность яв­ляются вечными темами, ибо не подвергают мир анатоми­рованию, а рассматривают его всегда целостно, то необходимость такого целостного подхода назрела и в науке, тем более что хорошей предпосылкой к этому является успеш­но развивающийся и широко используемый на практике системный подход.

Еще в 1967 году канадский биолог Л. фон Берталанфи сформулировал представления о биологических системах, понимая под системой «комплекс взаимодействующих элементов». На основе работ Л. Берталанфи в биологии (а позднее и в других разделах науки) появилось новое направле­ние, получившее название «системный подход» с его фун­даментальным свойством эмерджентности.

«Эмерджентность означает принципиальную несводи­мость свойств системы к сумме свойств ее составляющих частей и невыводимость из последних свойств целостного объекта. Обусловленность свойств целого свойствами час­тей проявляется не непосредственно, а через связи. Связь в системном исследовании выступает как полноправный предмет анализа» [101. С. 8]. Иными словами, системные свойства целостного объекта качественно отличаются от свойств всех входящих в систему элементов.

И как утверждает профессор В. А. Обухов: «Сейчас, как это ни парадоксально звучит, настало время, когда ученым необходимо возвыситься до мироощущения, миропонимания древнего человека, еще не знающего никаких наук»[6. С. 160],а следовательно, воспринимающего мир целостно.

Действительно, звучит парадоксально. Чтобы какие-то дикари, не знакомые ни с генетикой, ни с кибернетикой, лучше нас разбирались в законах Мироздания?!

В европейской рационалистической традиции отноше­ние к уровню сознания первобытного человека и к мифам, главному продукту его творчества, всегда было откровенно пренебрежительным, как к чему-то примитивному. Не мо­жет же быть, в самом деле, чтобы мифологическое созна­ние было выше, чем научное?! Чтобы метафизика была бли­же к истине, чем физика! Однако современное научное зна­ние все решительнее свидетельствует именно об этом.

Здесь уместен будет интересный пример. В дремучих джунглях в излучине реки Нигер в районе Тимбукту (Мали) в 1931 году ученые обнаружили загадочное и совершенно неизученное первобытное племя догонов [8. С. 2]. Роберт Темпл был одним из первых, кто обнародовал информацию о догонах. За годы контактов с ними выяснилось, что это племя хранит информацию, которую, по любым стандар­там современного мировоззрения, оно просто не могло иметь. Например, догонам известны планеты Юпитер и Сириус, но знанием двух планет Солнечной системы предания племени не ограничиваются. Вот некоторые фрагменты преда­ний догонов, записанные с их слов.

«Земля вращается вокруг себя и, кроме того, проходит большой мировой круг, как волчок, который, вращаясь, ходит по кругу. Солнце вращается вокруг своей оси, как бы приводимое в движение спиральной пружиной». И это го­ворят люди, которые не только не могли наблюдать враще­ния Солнца, но и спиральной пружины никогда не видели. Еще один пример. Многолетние наблюдения ученых за Сириусом позволили установить, что он, по существу, со­стоит из двух звезд - голубого гиганта и белого карлика (Сириус А и Сириус В), которые вращаются вокруг обще­го центра масс. Догоны очень конкретно описывают эти звезды. Они говорят, что вокруг Сириуса А вращается очень-очень старая и очень маленькая звездочка, состоя­щая из «самого тяжелого вещества во Вселенной», которая совершает один оборот примерно за пятьдесят лет. Астро­номы открыли Сириус В еще в 1862 году, но только срав­нительно недавно они смогли подтвердить полученную от догонов информацию. Выяснилось, что «вещество» дейст­вительно тяжелое: по новейшим данным, его плотность со­ставляет примерно 1,5 миллиона тонн на кубический дюйм! А период обращения Сириуса В вокруг большой звезды, Сириуса А, составляет 50,1 года [41. С. 28]. В 1970 году астрономы установили наличие в этой звездной системе еще одной маленькой звездочки, которой было присвоено имя Сириус С. Так вот, догоны знали об этом изначально.

Ученые, заинтересовавшись догонами, выяснили, что, помимо Сириуса, они располагают сведениями еще о 226 звездных системах. «Мало того, племя владеет и знаниями в области молекулярной биологии, ядерной физики и других наук». А на вопрос, кто снабдил их предков такими удивительными сведениями, догоны отвечают, что это был Номмо, который в свое время прибыл к ним на «ковчеге» как раз из... системы Сириуса. Здесь хочется напомнить, что в шумерских хрониках упоминается праматерия Нам-му, из которой возникло все сущее. Нет ли тут какой-либо связи? Однако версия о том, что догоны получили инфор­мацию от инопланетян, совсем неоднозначна. Известный ученый, исследователь экстрасенсорных феноменов, Н. Н. Сочеванов пишет следующее: «По фотографиям до-гоны характеризуются уникально высокой биоэнергетикой (биополем), превышающей величину этого параметра экс­трасенсов. Не исключено, что эти сведения получены ими по каналам из информационного поля» [32. С. 19].

После создания квантовой физики и ее огромного успе­ха возникло противоречие в отношении логических послед­ствий таких элементов, как роль наблюдателя в установлении реальности, ограничения, налагаемые принципом нео­пределенности, полный отказ от причинности и т. д. Прин­цип дополнительности, введенный в квантовую механику Нильсом Бором, свидетельствует, по существу, о том, что картину мира разделить на наблюдателя и наблюдаемое невозможно. Следовательно, при создании образа мира необходимо учитывать наблюдателя, наблюдаемое и про­цесс наблюдения. Но тогда открывается полная, целостная картина мира, пронизанная единым сознанием. И нестан­дартно мыслящие ученые вынуждены были повернуться лицом к метафизике.

Так, например, Н. Бор интересовался проблемами био­логии и искал пути применения законов квантовой механи­ки для описания живых систем. В. Паули занимался мис­тицизмом и оккультизмом и, в частности, исследованием влияния архетипических концепций на развитие современ­ных физических теорий. Э. Шредингер изучал восточную и западную философию, после чего написал большое количество работ по проблемам мистицизма и метафизики. В Гейзенберг предложил новые концепции в философии на­уки и указал на возможность их применения в этической и социальной сферах. П. Джордан размышлял об использо­вании понятий квантовой физики для объяснения физичес­ких феноменов. Е. Вагнер открыто признал необходимость включения сознания в физическую теорию. К. Вайцзеккер выдвинул тезис о том, что фундаментальным элементом фи­зики является информация и исследовал связь между восточной метафизикой и западной наукой и т. д. [1. С. 89].

Несмотря на несовпадения во взглядах и философских убеждениях, каждый из патриархов квантовой механики в конце концов пришел к вопросу о роли сознания в установ­лении физической реальности. Общий итог подвел Макс Планк: «...ученые поняли, что отправная точка их исследо­ваний лежит не только в смысловом познании и что наука не может обходиться без небольшой порции метафи­зики. Современная физика в особенности впечатляет нас истинностью старой доктрины, которая учит, что возника­ют проблемы и конфликты, в которых эти реальности име­ют для нас явно большее значение, чем богатейшие сокро­вища мирового опыта» [2. С. 51].

Еще полтора столетия назад священник Феликс Нотрдамский писал: «Кто измерил бездонную глубину песчин­ки? Наука изучала песчинку тысячи лет, она вертела ее и так, и сяк; она делит ее все мельче и мельче; она терзает ее своими опытами; она пристает к ней со своими вопросами, чтобы вырвать у нее окончательное разрешение ее сокро­венного строения; она вопрошает с настырным любопытст­вом: „Должна ли я тебя делить до бесконечно малого?" Затем, зависнув над этой бездной, наука колеблется; она спотыкается; она чувствует себя оглушенной - у нее кру­жится голова, и в отчаянии она восклицает: „Я не знаю!" Но если вы в таком полном неведении относительно происхождения и сокровенного естества песчинки, какая может быть у вас интуиция о происхождении какого-либо живого существа? Откуда появилась жизнь в этом живом существе? Что есть жизненный принцип?» [40. С. 5.]

И вот здесь, как и следовало ожидать, весьма пригодились исследования оккультистов и парапсихологов.

Парапсихология - область исследований, изучающая формы восприятия, происходящего без участия органов чувств, а также формы воздействия живого существа на физические явления вне организма без посредства мы­шечных усилий (желанием, мыслью и т. д.) [3. С. 979] т. е. изучающая паранормальные феномены.

 

Очень часто обыватель, не желающий считаться с су­ществующими вопреки всему паранормальными фактами, отмахиваясь от них, заявляет: «Это оккультизм!», - не удосужившись выяснить смысл этого понятия. Советский энциклопедический словарь трактует это понятие так:

«Оккультизм - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, до­ступных лишь для „посвященных", прошедших специ­альную психическую тренировку» [3. С. 931].

 

А теперь давайте посмотрим, как толкует понятие ре­лигии тот же самый энциклопедический словарь:

«Религия - мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в существование бога или богов, то есть той или иной разновидности сверхъестественного» [3. С. 1129].

 

Не правда ли, по сути своей это одно и то же!

Да, именно оккультизм является основой всех религий! Действительный член РАЕН А. С. Маркон в своей статье «Вера и религия» пишет: «Религия - социальная (обще­ственная) догматизированная, ритуализированная форма, система почитания Бога, общения с ним, всегда включаю­щая в себя определенную космогоническую доктрину, частью которой является представление о месте человека во Вселенной. Каждая религия многослойна в том смысле, что содержит представления, знания нескольких слоев, как минимум: намеренно упрощенные для дилетантов, детей, неофитов и т. д., общедоступные для посвященных и со­кровенные для сравнительно узкого круга профессионалов, откуда их названия - эзотерические (тайные), оккульт­ные (затуманенные)... Религия - хранитель и проводник оккультных знаний и умений. Оккультизм - база каждой религии, но между ними могут быть и принципиальные рас­хождения» [77. С. 14].

А расхождения эти заключаются в следующем. Рели­гия, так же как и оккультизм, признает существование скры­тых сил в человеке (например, Душа) и в космосе (напри­мер, Бог, Дьявол, бесы и т. д.), но априорно утверждает, что эти явления и процессы недоступны для понимания че­ловека - ни для его интеллекта, ни для его интуиции. А по­сему не следует и стремиться познавать их. Нужно просто верить! Оккультизм же отвергает любые априорности, ут­верждая, что все истины выясняются на базе опыта, экспе­римента.

Первой попыткой придать официальный статус парапсихологическим исследованиям явилось создание в 1882 году в Лондоне Общества психических исследований (БОПИ). Несколько лет спустя в Бостоне было создано Американское Общество психических исследований (АОПИ). Президентами этих обществ были три нобелев­ских лауреата, девять членов Королевского общества, один премьер-министр, архиепископ Кентерберийский, а члена­ми обществ были многие известные деятели, включая Ар­тура, графа Белфордского, лауреата Нобелевской премии Анри Бергсона, лауреата Нобелевской премии сэра Уилья­ма Крукса, физика сэра Оливера Лоджа, физика Джона Рэлея, президента Парижской Академии наук Шарля Риши и другие. Кроме того, в работе Общества принимали участие Пьер и Мария Кюри, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Марк Твен, Альфред Рассел Уоллис и другие.

Задачи Обществ были сформулированы великим аме­риканским психологом Уильямом Джеймсом следующим образом: «Каждый, кто при оценке реальности имеет здра­вый смысл, не притупленный систематическим воздейст­вием „научного" сектантства, должен, как мне кажется, понимать, что психическая гиперчувствительность и феноменальная память, документально подтвержденные факты появления призраков и домов с привидениями, возникно­вение у людей состояний транса и паранормальных способ­ностей, и даже эксперименты по передаче мысли на рассто­яние относятся к природным феноменам, которые должны стать предметом изучения со стороны науки» [2. С. 34].

Примерно с 1969 года в США зародилась и начала развиваться новая наука, основанная Ф. Капра, - транс­персональная психология (ТРПП) [4. С. 78], предтечей которой был Карл Юнг. Он расширил наше понимание бес­сознательного, вводя представления о личном и коллектив­ном бессознательном, об архетипах. Юнг придал личности вселенское звучание. У него личность выходит за пределы своей персональности в силу своей связанности с коллек­тивным бессознательным.

ТРПП также направлена не на изучение отдельных проявлений психики человека, а на попытку понять приро­ду человека в целом, в широком мировоззренческом кон­тексте. В связи с этим трансперсональная психология при­обрела философское звучание. Отличительные черты но­вой философии:

  • она не сосредотачивается на умозаключительных по­строениях, а занимается непосредственно экспери­ментальным изучением внеличностного, трансперсонального состояния сознания;
  • ТРПП выделяет созерцание как метод изучения, не сводимый к эмпиризму и логизму;
  • ТРПП впитывает в себя опыт, достигнутый рели­гиями прошлого и новые разработки физиков;
  • она не обладает заумностью западной философии.

Итак, на наших глазах за последние десятилетия стало создаваться новое, в значительной степени прагматически ориентированное, философское направление, сумевшее впи­тать в себя как тысячелетний опыт понимания природы че­ловека на Востоке, так и некоторые идеи и методы современной науки.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 566. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия