Выступление
Известные общественности лица часто появляются на экране. Выступления делятся на три группы: а) текстовое — по тексту, заранее написанному выступающим (или для выступающего) и отредактированному редактором телестудии, б) тезисное — на основе подготовленных тезисов и сопутствующего материала (фотографии, схемы, карты), в) импровизированное — основанное лишь на предварительном обозначении темы и продолжительности выступления. Так, официальные телевизионные выступления президента страны с речью по поводу значимых событий часто происходят в текстовой форме — в силу высокой значимости точности формулировок, определений и высокой цены потенциальных ошибок. В целом, однако, текстовое выступление на телевидении менее желательно. Текст, несомненно, готовить полезно, однако чтение заранее подготовленного текста воспринимается как скучное и сухое. Тезисное и импровизированное выступления более органичны на экране. Иллюстративный материал — схемы, макеты повышают зрелищность выступления. Интересная личность может быть интересна сама по себе. Эти формы предъявляют к выступающему требования компетентности, умения говорить, телегеничности. На радио метод литературной обработки речи выступающего при подготовке текста предпочтительнее написания для него текста журналистом/специалистом ПР. Жанры аналитической и художественной публицистики Деление публицистики на информационную, аналитическую и художественную основано на 1)функции и 2)структуре сообщения. Если функция информационных жанров — сообщение о факте, то функция аналитической публицистики — анализ событий и явлений действительности. Функция художественной публицистики — раскрытие типического, общего через индивидуальное, отдельное на фактическом материале. Жанры аналитической и художественной публицистики представляют: 1) беседа, 2) обозрение, 3) комментарий, 4) корреспонденция, 5) очерк, 6) зарисовка, 7) эссе, 8) фельетон, памфлет. Беседа Беседа — диалогическая форма сообщения, жанр аналитической публицистики. Беседа — это часто дискуссия на темы большого общественного интереса — политические, экономические, социальные, морально-этические, научные. Автор передачи-беседы определяет идею дискуссии, подбирает участников, намечает композиционное построение передачи. Внешне статичная по форме, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. Движение к истине происходит в столкновении мнений и аргументов участников. В жанре беседы ведутся передачи Александра Любимова «Один на один». Обозрение Обозрение — традиционный жанр аналитической публицистики. Его особенности: а) фактологичность, — факты отбираются и группируются в соответствии с авторской целью, б) обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, выявляет причинно-следственные связи, обобщает, делает выводы, в) обозрение отличает широта исследуемого материала, — не один, а множество фактов, г) ограниченность материала хронологическими рамками, д) предмет обозрения — общественные события, е) обозреватель- журналист/специалист ПР высшей квалификации. Обозрение бывает: 1) общее, — рассматривающее разнообразные события определенного отрезка времени и 2) тематическое — ограниченное сферой конкретной проблематики. К этому жанру относится передача «Итоги» Евгения Киселёва. Комментарий Комментарий — компетентное, требующее специфических знаний, толкование актуального общественно-политического явления, важного события в культурной или научной жизни, или группы фактов, объединенных тематическими или хронологическими рамками. С комментариями текущих событий часто выступают политики и политологи. Корреспонденция Корреспонденция — это сообщение фактов, сопровождающееся их анализом и обобщением. Метод корреспонденции — прямая съемка; текст корреспонденции всегда читает автор, хотя и не всегда он — в кадре. Форма жанра — лаконичная, яркая. Идея сообщения четко определена.
|