Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ СВОЙСТВ КОНСОНАНСА И ДИССОНАНСА





Спектр консонантно-диссонантных отношений как первичная реа­лизация музыкальной гармонии сам по себе изначально дан человеку полностью (см. пример 1), подобно тому как даны числа в математи­ке. Историческое развитие здесь состоит не в изобретении каких-то новых элементарных звукоотношений (хотя это и возможно как по­бочное явление), а главным образом в постепенном переходе от опоры на более простые звукоотношения к опоре на более сложные. Нельзя не усмотреть в этом процессе поступательного движения музыкально­го сознания по линии подъема, возвышения. Весь доступный нашему изучению период музыкальной истории (примерно около 2800 лет),

* Так, например, в C-dur (основной тон С = 1) к центральному звукоотношению (КК: c-g = 2:3, с-е = 4:5) уже ближайшая гармония доминанты дает противоре­чие диссонансов — ее терция Л = 15: 16 к с, ее квинта 4 = 9: 8 к с, 9: 10 к e; более отдаленные — диссонантны в еще большей мере.

при всех его противоречиях и непоследовательностях, все же может быть понят как единый этап развития-подъема. Его можно схемати­чески охватить единым принципом, временно отвлекшись от заслоняю­щей его простоту невообразимой сложности явлений музыкальной практики, на уровне рассмотрения коренных, элементарных, фунда­ментальных основ гармонии и всего музыкального мышления.

В области гармонии («согласия» тонов) такой коренной первоос­новой оказывается наиболее простое отношение — консонанс (тоже «согласие» тонов) как ядро звуковысотной структуры (так сказать, ядро «мозговой части» феномена музыки).

Предыстория процесса исторического развертывания консонантно-диссонантного отношения — завоевание отношения чистой примы (1: 1) в виде простого или остовного горизонтального консонанса, в фактур­ной форме возвращения к исходному звуку, превращения его тем са­мым в ладовую опору. В гармонию этим вносится важнейшая, корен­ная категория самотождественности структуры (в противоположность непосредственной природной привольности первобытного глиссандиро­вания). Форма лада при этом такова: прима-консонанс как устой и линеарно прилегающие к нему (сверху и снизу) диссонансы-неустои.

Логически следующей стадией освоения звукоотношений явля­ется опора лада на твердые консонансы — кварту (4: 3) и квинту (3: 2) (причем кварта, как более узкий и линейно более простой интервал, исторически предшествовала квинте — акустически бо­лее простому интервалу). Терции, сексты, секунды и септимы пони­мались как диссонансы. Этой стадии, «эпохе кварты» (если исполь­зовать выражение П. П. Сокальского), соответствует музыкальное сознание античной Греции (из дошедших памятников сошлемся на сколию Сейкила, I в. до н. э.). Такая трактовка консонанса и диссо­нанса действительна и для первых веков существования нового евро­пейского многоголосия (IX-XIII вв.), она распространилась и на вер­тикальные созвучия (музыкальные образцы — от раннего органума в параллельных квартах и квинтах до раннего мотета XIII в.).

С эпохи позднего средневековья терции и (чуть позже) сексты постепенно стали трактоваться как консонансы (в основном с XIV в.; показателен запрет в XIV в. параллелизма совершенных консонан­сов — «третье правило» контрапункта в трактате «Ars perfecta in musica» школы Φ. де Витри; особенно систематично этот запрет стал применяться с XV в.). К концу эпохи Возрождения (XVI в.) консонант­ность терцо-секстовой вертикали стала всеобщей нормой, а отсутствие терцового консонанса в созвучии начинает ощущаться как неполнота звучания.

На рубеже XVI-XVII вв. начинается «эмансипация диссонансов» (выражение Г. А. Лароша). С XVII в. подчиненность диссонансов вы­ражается в необходимости их разрешения в консонансы; однако уже не требуется обязательное приготовление (подчинение стало одно­сторонним, а не двухсторонним, как прежде). Период нового време­ни (XVII—XIX вв.) характеризуется также господством представления

9 М. Мусоргский. «Борис Годунов»

о «совершенном аккорде» (консонирующем трезвучии) как об основном типе консо­нанса, причем «совершенный аккорд» понимается как цель­ное, монолитное, исходное образование (см. пример 7Б), а не как сумма интервалов (см. пример 7А).

С приближением эпохи XX в. все чаще диссонанс (диссонирующий аккорд) при­обретает самостоятельность, подобно консонансу. Одновременно вы­свобождаются для широкого применения и пустотные консонансы квинты и кварты, жесткость и суровость звучания которых противположна диссонансам, это как бы «минус-диссонансы» (пример 9). В новой музыке XX в. происходит окончательная эмансипация диссонанса — он получает возможность свободного применения без необходимости разрешения в консонанс. Отсюда общеизвестная ра­дикальная перемена в технике музыкальной композиции, коренные изменения в системе восприятия, выдвижение новых категорий, касающихся созвучания тонов (особенно важна сонорика как новый принцип «музыки звучностей»). В трактовке консонансов и диссо­нансов новое состоит в образовании многоступенной градации сонан-







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 770. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия