Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Та6лица 2





Диссонансы
употребительные неупотребительные
9: 5 малая септима 7: 4 (натуральная) малая септима*
9: 8 (большой) целый тон 8: 7 (натуральный) целый тон
10: 9 (малый) целый тон 7: 5 (натуральный) тритон (умень­шенная квинта)
16: 9 малая септима  
15: 8 большая септима 10: 7 (натуральный) тритон (увеличенная кварта)
16: 15 малая секунда  
45: 32 тритон (увеличенная кварта)  
64: 45 тритон (уменьшенная квинта)**  

 


* Чтобы конкретнее представить себе величину этого интервала, целесообразно выразить ее в центах (цент — 1/100 темперированного полутона; в октаве 1200 центов). Натуральная септима b = 968,8 цента, то есть между темперированным а = 900 центов и b = 1000 центов. См. Приложение 3.

** На наше восприятие темперированного тритона проецируется прообраз тритона натурального и упрощает эти сложные отношения. Сходно обстоит дело и с нату­ральной малой септимой.

Не представленные от­ношения:

4 = 2 = 1; 6 = 3 · 2 = = 3 · 1 = 3; 8 = 4 = 2 = 1;

10 = 5 · 2 = 5 l = 5; 11 = = неупотребит.;

12 = 3 · 4 = 3 · 2 = 31 = 3; 13 = = неупотребит.;

14 = 7 · 2 = 7 · 1 = 7; 16 = 8 = 4 = = 2 = 1.

Физический аспект представляет собой проекцию математиче­ского (числового) на показатели колебаний звучащего тела (акусти­ческие соотношения). Акустически сущность разницы между консо­нансом и диссонансом выражается в различной длине периодов ре­гулярно повторяющихся групп колебаний (то есть групп одинаковой структуры).

Так, например, при октавном соотношении длин звучащей части струны (2: 1) длина периода — наименьшая:

 

частоты верхнего звука: · · · · · ·
частоты нижнего звука: · · ·
периоды:      
  При квинтовом (3:2) — несколько больше:
верхний звук: · · · · · · · · ·
нижний звук: · · · · · ·
периоды:          

 


При диссонантном интервале эти соотношения колебаний более сложны, чем при любом из консонантных. Кроме того, акустическое звучание консонансов (по теории Г. Гельмгольца) либо вовсе не дает биений, либо они слышны слабо, а диссонансы производят сильные биения. К физическому аспекту относятся и различия между интер­валами с точки зрения взаимодействия тонов с обертонами. Так, обнаруживается различие между терциями, с одной стороны, и сек­стами — с другой, при взаимодействии с самым сильным из оберто­нов после повторяющего основной тон второго — с третьим (дуоде­цимой). Звук g (3-й тон натурального звукоряда от с) дает консонанс децимы и с e, и с es (терции к с), но образует весьма сильный

диссонанс с а и (в особенности) с as (сексты к с). Таким образом, обнаруживается физическое обоснование того кажущегося нам стран­ным (даже не вполне логичным) факта, что в XIII-XIV вв. при пере­ходе терций и секст в разряд консонансов сначала к ним были отне­сены только терции, а сексты некоторое время продолжали оста­ваться в диссонансах.

Подобное различие можно усмотреть и между квартой и квин­той: квинта (g) образует с 3-м обертоном совершеннейший консо­нанс, а кварта (f) уступает ей, давая с g диссонанс большой ноны.

В математико-физическом смысле консонанс и диссонанс разли­чаются лишь количественно — как более простое и более сложное отношение, а твердая, определенная граница между ними совершен­но условна и с точки зрения математики и физики не может быть точно мотивированной. Таким образом, наше представление о прин­ципиальных различиях между консонансом и диссонансом коренит­ся в других аспектах проблемы, связанных с человеческим восприя­тием того и другого.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 817. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия