Студопедия — ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ТИПЫ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ. ИХ ГЕНЕЗИС
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ТИПЫ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ. ИХ ГЕНЕЗИС






Основные категории и типы лада складываются под воздействи­ем общего развития музыкального сознания (что, в свою очередь, является частью общего процесса поступательного развития челове­ческого сознания вследствие практической общественной деятельно­сти человека по освоению и преобразованию мира). Непременное условие лада — упорядочивающее «согласие» звуков (своего рода функциональная константа лада) при прогрессирующем (в целом) ко­личественном увеличении объема звукового материала и расширении охватываемых им границ. Категории лада — это разного рода типы и виды устоев и неустоев, а также связанные с ними значения ладовых элементов. На рубежных, критических пунктах эволюции лада про­исходят качественные перемены в формах его существования и возни­кают новые типы ладовых структур. При этом, согласно бытию лада в трех основных его аспектах — звуковом (интонация), логическом (связь) и эстетическом (слаженность, красота), происходит внутрен­няя перестройка лада. Движущим моментом выступает обновление интонационного строя (вплоть до «кризиса интонаций», лежащих в основании лада), что делает необходимым и дальнейшие перемены.

Первый из важнейших исторических этапов эволюции категорий лада — формирование фиксированного тона -устоя в рамках перво­бытного «экмелического» (то есть без определенной высоты звучания) глиссандирования. Устой как категория ладового мышления генети­чески есть первое установление определенности лада по высоте (гос­подствующий тон как логически упорядочивающий центральный элемент лада) и по времени (устой как тождественность его самому

себе, сохраняющаяся вопреки текучести времени благодаря возвра­щению к остающемуся в памяти одному и тому же тону); с появле­нием категории устоя возникает и само понятие лада как некоей звуковой структуры. (Тем самым категория времени становится од­ним из аспектов лада, временные отношения фиксируются в ладо­вой структуре.) Исторически ранний (предположительно) тип лада — опевание тона (соответствующий «этапу устоя» в эволюции лада) встречается у этнических групп, стоящих на относительно низкой ступени развития. Формирующаяся здесь ладовая категория — при­легающий к устою неустой.

Следующий (исторически и логически) этап — появление моноди­ческого лада с развитым и определенным мелодическим звукорядом (модальный тип, модальная система); он характерен для старинных песен европейских народов, в том числе и русского, для средневеково­го европейского хорала, древнерусского певческого искусства; встре­чается также в фольклоре множества неевропейских народов.

Ладовая категория звукоряда в его более развитом виде предпола­гает усложняющуюся иерархию действующих в звукоряде модальных функций (в позднейшей терминологии — различение интервального рода, например дифференциация диатонической интервалики и хро­матической, микрохроматической; в диатонике различение функций: «ми» = выше данной ступени находится полутон, «фа» = полутон снизу; более тонкая дифференциация неустоев, далее также и устоев).

Тип лада «опевание тона», по-видимому, примыкает к модально­му (также являясь монодическим).

Особый ладовый тип составляет так называемая гармоническая тональность европейской музыки нового времени (XVII-XIX вв.), представляющая собой объединение множества микроладов в еди­ную составную систему благодаря пронизывающему ее тональному тяготению.

Категория тонального тяготения относится к самым высшим в области ладосложения; лады модального типа — древние, восточ­ные, европейской народной музыки — могли не иметь этой катего­рии: тяготение в них нередко либо вовсе отсутствует, либо чрезвы­чайно слабо, нестабильно, двойственно, неопределенно в своей не­прерывной переменности. «Гармоническая тональность» предельно широко использует свойства задолго до нее установившегося в музы­ке важнейшего типа устоя — одновременного созвучия (двузвучия, например d-а, трехзвучия, например квинтооктавы d-a-d 1, аккор­да, например c-e-g); теперь категория аккорда пронизывает любую одноголосную мысль — мелодию (в этом принципиальное различие мелодики, например, Палестрины и Моцарта в отношении ладовой ее структуры и действия соответствующих тому и другому стилю ладовых категорий). Возникновение категории вертикального созву­чия-устоя и освоение вертикального измерения музыки — событие в истории ладового мышления столь же значительное, как переход прачеловека к вертикальному положению.

В XX в. получили распространение многообразные новые типы высотных структур (новотональные, новомодальные), среди кото­рых есть и резко отличающиеся от всех предыдущих (в серийной, сонорной, электронной музыке). Большинство из них либо допуска­ет приложимость категории лада, модуса, однако, в более или менее модифицированном виде, либо допускает применимость другой, ана­логичной категории (высотная система, высотная структура), свя­занной с иными, но сходными структурными понятиями (разные виды центрального или исходного элемента, материала, отношения; градация соотносимых друг с другом прочих элементов). Но есть и такие, по отношению к которым категория музыкального лада не­применима совсем (электронная, конкретная музыка).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия