К. Дебюсси. Прелюдия, I, 1
В отличие от просто побочных функций, хроматический терцовый ряд имеет вид цепи примерно равнозначных аккордов (сходно с фрагментом из «Бориса Годунова» Мусоргского, см. схему ниже), главный эффект которых — яркая красочная экспрессия хроматических медиант, а не формально поддерживающих последование квинтовых функциональных опор (S-T-D-DD). Непосредственная функция аккордов в их отношении к тонике ощущается главным образом в крайних звеньях ряда (в примере 209 это: тоника — <...> — «тритонанта»*); внутри же ряда перевешивает функциональность * Тритонанта — аккорд на тритоновой ступени, термин 3. Карг-Элерта, см.: Polaristische Klang- und Tonalitätslehre (Harmonologik). Leipzig 1931; см. также в Упоминавшейся книге А.Й. Амбразаса (С. 95, 98). иного типа: 1) точная повторность структуры в каждом аккорде (в разбираемом примере — всюду 4.3); 2) вариантная повторность отношения (всюду верхняя терция, с непременным переченьем смежных аккордов); 3) неповторность самих аккордов — каждый на новой высоте (использовано 6 высот из 12 возможных). Функциональностью, таким образом, является производностъ последующих структур от исходной (мажорного трезвучия) и интервалов смещения от исходного (терции вверх). 2. Функциональность гармоний в равнотерцовых хроматических рядах чаще всего связана не с тональными ладами — мажором и минором классико-романтического типа, а с особого рода модальными и будет поэтому рассматриваться особо (см. ниже, § 31). Образец смешанной структуры терцового ряда — сцена в келье из «Бориса Годунова» Мусоргского (ц. 15, такты 1-6, сон Григория): В этом запутанном модулирующем ходе, все аккорды которого кажутся равнозначными, часть звеньев — «полуквинтовые» ряды, а часть равнотерцовые (верхние скобки). Безопорная модуляционность, видимо, имеет свой выразительный замысел: ступени крутой лестницы, ведущие на головокружительную высоту, откуда от страха можно упасть. Таким образом, терцово-хроматические ряды здесь также призваны выполнять роль повышенной экспрессии и повышенной степени тональной неустойчивости.
|