Студопедия — ГАРМОНИЧЕСКАЯ КОЛОРИСТИКА. КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГАРМОНИЧЕСКАЯ КОЛОРИСТИКА. КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ






Гармонической колористикой называется техника оперирова­ния всеми возможными гармоническими красками — звучностями тех или иных аккордовых структур, звукосочетаний, фактурно-регистрово-тембрового расположения гармоний, функциональных сопоставлений, красками тональностей, всевозможных ладов, не­аккордовых звуков и т. д. Об оппозиции «функциональность-кра­сочность» известно давно, однако нельзя сказать, чтобы колористи­ка заняла подобающее ей место в общей системе науки о гармонии. Большой вклад в научную разработку проблемы внесло учение Ю. Н. Тюлина о фонизме.

На первый взгляд гармоническая функциональность и колори­стика кажутся находящимися в разных измерениях. В действитель­ности же колористика есть особого рода гармоническая функцио­нальность, которая так же закономерно коренится в основных свой­ствах гармонического материала, как и тональная функциональность, линеарная функциональность.

Об этих коренных свойствах, трех сторонах аккорда было ска­зано выше — в главе 4. Здесь необходимо напомнить о них, чтобы поставить в закономерную связь актуально действующие в гармо­нии мощные силы формования, развившиеся из первичных воз­можностей материала:

1. Линейность тонов ———————> линеарные функции;
2. Тональная функциональность —— > тональные функции;
3. Фонизм ——————————— > колористические функции
  (тональные функции).

ческих) функциях?Вернемся к общему понятию функции. «Функ­ция» есть значение, роль элемента в системе, обусловливающие его смысловую сущность. При всем исключительно важном значении тональной функциональности фактор звучности, закономерно раз­вившийся из глубинных свойств гармонического материала, также приобрел в более поздней музыке значимость, вполне сравнимую с тональной функциональностью, по меньшей мере в смысловом отно­шении, в отношении эстетического интереса композиторов и слуша­телей к этой стороне гармонии. (Не забудем, что в музыке XX в. бурно развившаяся из тенденций колористики сонорная гармония часто характеризуется полным вытеснением фактором звучности традиционной тональной функциональности.) Тем самым фактор звучности, краски, как минимум, оказывается необходимым при рассмотрении общехудожественной его роли в музыке. С другой сто­роны, это требует выработки специального аппарата измерения, подобного тому, которым можно схватить сущность и различия то­нальных функций (тоника, D, S, побочные функции, функциональ­ные спутники и т. д.), сущность и различия линеарных функций (критерии систематики, законы связи, фактурные формы и т. д.). Нельзя сказать, что подобный аппарат уже сложился как система; этот вопрос еще требует специального исследования.

За основу технического понимания колористических функций может быть принят критерий основной звучности (своего рода «ЦЭ» в области колористики) и разного рода ее колебаний и видоизмене­ний (как производных и контрастных звучностей) с целью дости­жения красочной экспрессии. (Следует заметить, что эта уже автономизировавшаяся закономерность особенное распространение по­лучила в XX в.: по словам И. Ф. Стравинского, «каждое хорошее сочинение отмечено своим собственным характерным звучанием»; см. в кн.: Стравинский И. Диалоги. Л., 1971. С. 159.)

Согласно справедливому общему мнению, гармоническая колори­стика стала важным художественным средством в эпоху романтиков, скажем точнее — от Шопена. Отдельные, часто исполнительские, а не композиторские прецеденты, конечно, были и в прежние эпохи (крас­ки органных регистров; ренессансные и барочные инструментальные составы, вроде эффектов сонаты «для 16 тромбонов», то есть различ­ных «больших труб»; красочные эффекты клавесинной музыки, даже «разработка» аккорда в пьесе Рамо «Крики птиц», и т. д.). Но необхо­димым художественным фактором колористика стала лишь в XIX в.

Чтобы выявить и обрисовать сущность нарождающейся «музыки звучностей», сделаем анализ гармонии этюда ор. 25 № l As-dur Шопена (пример 222).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 852. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия