А. Скрябин. Этюд ор. 42 № 5 (редукция)
(Тема вводится оборотом, сопутствуемым полифункциональностью, элемент которой всегда привносится не только органными пунктами, но и сочетаниями аккорда с неаккордовыми звуками, в том числе и с задержаниями, апподжиатурами.) Влияние линеарной функции предъема способствует образованию многотерцовых аккордов доминанты (с ундецимой — примой тоники, терцдецимой — терцией тоники, например, перед репризой ноктюрна Грига). Феноменальный, особый случай линеарной гармонии предъемного типа, даже «оторвавшейся» от своего слияния с последующей основной, был упомянут в главе 5 (см. пример 44). Брошенные вспомогательные, лишенные обычного разрешения, трудны для объяснения и в качестве звуков. В качестве аккордов камбиаты встречаются лишь в гармонии XX в. (пример: Прокофьев, 6-я соната, II часть, конец; III часть, 25-й такт от конца). Для классико-романтической гармонии они нетипичны. Однако укажем на 214 Э. Григ. «Весной» линеарную гармонию, образованную с участием брошенного неаккордового (аккорд-камбиата!), в пьесе Грига (пример 214). Начиная с романтиков, нередки гармонические последования аккордов простого функционального соотношения, но украшенных всевозможными линеарными вариантами (например, в прелюдии Шопена e-moll, в тактах 4-10 на основе гармонии: даются:
|