Студопедия — Б - С. Рахманинов. Прелюдия G-dur (редукция)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б - С. Рахманинов. Прелюдия G-dur (редукция)






функции: целью является не длина гармоний, а отвлечение от норма­тивной функции данного аккорда (в примере 217А — побочной доми­нанты, 216А — доминантового вводного, 216Б — тоники) в пользу особого рода звучности и создания субсистемы, определяемой звучно­стью данного сочетания, включая сюда и собственно аккорд, и укра­шающие его неаккордовые. Даже такая, казалось бы, яркая тональ­ная неустойчивость, как звучание уменьшенного септаккорда, может «заглушаться» линейной неподвижностью и местными неустоями, для которых тянущееся созвучие — устой. В основную, центральную функциональность такая функциональная переменность вносит суще­ственные коррективы. Часто они способствуют психологическому сме­щению центра гармонического смысла в область красочности, коло­ристики (об этом в следующем параграфе этой главы).

Звуки тянущегося аккорда приобретают свойства местных усто­ев, что сравнимо и с ладовым устоем. Так возникают «аккордолады» (см. пример 216А), причем устоями таких микроладов могут стано­виться практически любые аккордовые структуры (а лады, соответ­ственно, не только мажор или минор).

Многозвучные аккорды допускают богатую выразительными воз­можностями разработку частей аккорда (пример 217).

217 А - С. Рахманинов. «Крысолов»

Красочно звучащий пятизвуковой «лидийский» аккорд DD9, от­крывающий главную тему произведения (оно написано в форме трех­частной с переходами), получает богатую оттенками разработку. Верх­няя часть (в данном регистре и стилистическом контексте это функ­циональный спутник второго порядка; ср. с окончанием романса Рахманинова «Ау!»), сама представляющая собой полный аккорд (субаккорд-трезвучие) и допускающая поэтому отдельное существо­вание в виде местной субдоминанты , получает переменно-функциональную фигурацию в качестве как бы звукоряда a-moll, причем 6 мелодического a-moll легко становится аккордовым тоном трезвучия a-moll в качестве сексты и — тем более — в качестве

сексты субаккорда DD9. В контексте же полного аккорда DD9 звуко­ряд мелодического a-moll образует сверкающий особенно яркими красками местный звукоряд лидийско-миксолидийского лада (при­мер 217Б).

Так же как остинато является разновидностью органного пунк­та, остинатная гармония есть вид педальной. Едва ли не самым выдающимся примером остинатной гармонии можно считать сцену колокольного звона из «Бориса Годунова» Мусоргского, необыкно­венный по впечатляемости гармонический замысел которой блиста­тельно довершен оркестровкой Римского-Корсакова. Вместо разра­ботки одного аккорда в остинатном чередовании у Мусоргского фактурно (вариантно), регистрово и темброво разрабатываются два аккорда, однотипные по структуре, водруженные на осевой цент­ральный тон с (сцена — предыкт к хору «Слава» в C-dur) и в своих чередованиях образующие симметричный лад 2.1.3 (пример 218).

218 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (инстр. Н. Римского-Корсакова)

Подобно тому как при неаккордовых звуках и педалях сочета­ются подвижные и неподвижные элементы гармонии, взаимодей­ствие педальной гармонии с другими, подвижными видами лине­арной гармонии часто приводит и к их объединению. В следующем примере две линеарные формы — проходящие аккорды и педаль — образуют динамичный подъем от Т к D (как остовных гармоний), см. пример 219.

219 С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини»

Аккорды линеарного происхождения, как бы «невесомые» по отношению к функциональному аккорду-фундаменту, в силу своей многочисленности и художественной значимости, часто достойны того, чтобы называться в собственном смысле «аккордами». Однако необходимо разграничить две категории аккордов — линеарно-фундаментный (в линеарности он несет функцию первичного, произво­дящего, местного гармонического устоя) и линеарно-надстроечные (то есть линейные неустои, примерно равнозначные неаккордовым звукам по отношению к фундаменту-аккорду). Соответственно этому линеарно-надстроечные аккорды мы будем считать вторичными ак­кордами (см. пример 215).

При фактурно оформленной дифференциации аккордов на фун­даментные и надстроечные эти гармонические функции легко раз­личимы и определение их не составляет проблемы. Однако во мно­жестве случаев, особенно при очень развитом мелодическом голосо­ведении, функции вторичных аккордов возникают и без фактурно оформленного разделения созвучий на фундаментные и надстроеч­ные. Но для правильного слышания гармонии такое смысловое раз­деление и в этих случаях столь же необходимо.

Дело в том, что множество аккордов самых обычных функцио­нальных значений возникает под влиянием мелодической линеарно­сти и — что особенно важно — сводимо к ней (см. § 5 главы 5), пример 220.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 722. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия