Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Двойное применение фригийской гармонии Л. Бетховен




В первом образце примера 194А основной тон фригийской гармо­нии — 4. Во втором (Б) — несомненно н2. С точки зрения риманов­ской теории, оба аккорда объясняются одинаково (см., например: Riemann, « L. v. Beethovens sämtliche Klaviersolosonaten <...>» — анализ сонаты op. 57 f-moll). Однако если трактовка фригийской гармонии как «видоизменения сущностного аккорда» °S безусловно верна для первого из образцов примера (Бетховен), то она сомни­тельна или даже неверна для второго (Шопен). Здесь две гармонии находятся друг к другу в несомненном тонико-доминантовом отно­шении (см. ход баса и характер удвоения аккордовых звуков; дан­ный образец можно понять и как отклонение в тональности Des-dur с тоникой на безусловном фундаменте des),и, следовательно, они уже не помещаются в одну функциональную группу (то есть не могут считаться видоизменением одного и того же «сущностного» аккорда). В подобной ситуации и допустимо особое функциональное обозначение нII как гармонии, лежащей квинтой ниже крайне низ­кой ступени минора (ниже нVI), — N («неаполитанская»; другие знаки практически неудобны). При этом «эмансипировавшуюся» нII не следует «для упрощения» смешивать с классическим «неаполи­танским секстаккордом» (Sn — как в примере 194А): ведь у них различны основные тоны (4 и н2).

Если с введением в рамки тональности основного тона фригийс­кой секунды (н2) прибавляется расширяющий тональные рамки но­вый фундамент (нII), то в сочетании со столь же несомненным фун­даментом двойной доминанты (II<) наступает расщепление ступени на две различных. Вместо одной II ступени в системе появляются Две. Подобное расщепление гармонических ступеней есть проявление хроматической ладовой системы (см. следующий параграф), правда, пока в зачаточной стадии, когда еще трудно говорить о собственно

195 H. Римский-Корсаков. «Шехеразада»

«системе». Но отсюда происходят функционально странные, на пер­вый взгляд, смены, когда одна II ступень в остром полутоновом («вводном») ходе сменяет другую (пример 195).

(Еще более развито такое сопоставление в «Цыганской песне» из «Кармен» Бизе: II<- -нII-II<-нII-I в e-moll; однако нII может быть истолкована здесь сперва как вспомогательная, а потом как хрома­тически проходящая гармония.)


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 522. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7