Ошибки занимающегося тайцзи-цюань
Занимающиеся тайцзи-цюань зачастую считают, что добились результата, запомнив последовательность движений формы или почувствовав уверенность в движениях, уподобившись движениям великих мастеров. На самом деле, далеко не всегда это означает что практикующий не допускает ошибок. Ошибки можно подразделить на ментальные, физические и энергетические. Вот некоторые из них. Ментальные ошибки Отсутствие расслабленности живота. Расслабленность живота — это способность удерживать напряжение для углубления дыхания. Зажатость. Ошибка формируется потому, что тело не приучено быть под контролем и движения тела зависят не от сознательной установки, а от собственных, наработанных предыдущим опытом возможностей. Характерная особенность — отсутствие понимаемой меры в движении. Под зажатостью понимается не только тело, но и сознание. Отсутствие увязывания. Движения должны быть увязаны, для этого необходимо привести сознание в живот. Заваливание в сторону. Заваливание в сторону — результат потери контроля сознания над боковыми осями, и это в первую очередь ментальная ошибка, которая приводит к разрыву связи плечо-бедро. В результате этого в теле появляется дополнительная энергия, ведущая к потере контроля над наращиванием силы. Потеря оси в голове (то же самое, что и натянутость в макушке). Ведет к нарушению центрированности головы и, как следствие, к нарушению питания мозга, что приводит к ослаблению концентрации. Также ведет к ненужным наклонам в спине. Потеря контроля над низом спины. Ведет к потере связи со спиной, и, соответственно, к потере контроля над силой. Отсутствие подобранности копчика. Важно понимать ментальную задачу в отношении того, что касается копчика. Пока не будет достигнуто умение возвращать энергию, невозможно добиться естественного состояния подобранности. Следовательно, задача работы с копчиком — это, в первую очередь, контроль, а не подобранность. Недостаточный контроль промежности. Важнейшая ментальная задача для вырабатывания умения опускать центр тяжести. Контроль стоп. Стопы надо научить думать, они не должны болтаться при движении. Стопы должны уметь слушать, опустошаться и укореняться. В конечном счете это должно привести к пониманию направления стопы. Отсутствие подобранности подбородка. Данный аспект необходим для поддержания контроля сознания. Потеря подбородка нарушает равновесие между левым и правым полушариями мозга. Потеря взгляда. Потеря взгляда — это отвлечение своего внимания в первую очередь от себя. Нужно уметь смотреть внутрь. В реальности нужно уметь видеть все тело. Любое выхватывание объекта взглядом ведет к потере контроля и концентрации. Взгляд должен быть сферическим. Неумение контролировать взгляд ведет к рассеянности и потере духа. Открытый рот. Это потеря контроля над слюной и языком, что также ведет к нарушению циркуляции в переднесрединном меридиане. Двойной вес. Неспособность регулировать сознанием внутренние процессы до конца.
Физические ошибки Одеревенение. Это состояние тела, которое, как правило, возникает из-за неправильной физической нагрузки. При привнесении или вырабатывании этого состояния на занятиях тайцзи-цюань происходит блокировка каналов, теряется возможность питания мозга. Разобранность. Отсутствие единения в движении создает разнонаправленную нагрузку на разные части тела. В результате становится непонятно, что именно развивается и зачем. Важно понимать работу трех уровней тела: ног, живота-спины-головы и рук. Обрушение. Ошибка вытекает оттого, что, не познав внутренние связи, мы бросаем тело в инерционные движения. В результате теряется связь верх-низ, правое-левое, перед-зад. Из-за данной ошибки не только не выстраивается геометрия движения, но и разрушается имеющаяся. Отсутствие вбирания груди. Эта ошибка ведет к нарушению оси, опусканию головы и, как следствие, к нарушению пропорции. Сюда же относится ошибка выпуклости и вогнутости, когда за счет дополнительного складывания реально заменяется пропорциональное усилие. Наличествует желание добавить, а не выразить. Сгибание спины. Ведет к потере возвратности движения, к нарушению пропорции, и потере связи с землей. Заламывание колен. Заламывание колен — типичная ошибка занимающихся из-за неправильного регулирования положения тела, что ведет к потере связи в ногах и неправильному выстраиванию мышечной, сухожильной и костной групп. Потеря опоры на стопы. Лишает наши движения направления, приводя действия в инерционное состояние, в котором нет реальной внутренней опоры. Зажатость диафрагмы. Эта ошибка следует из зажатости живота, не дающего диафрагме опуститься. Потеря кисти. Возникает из-за потери связи кисти с запястьем. Отсутствие цельности. Если отсутствует цельность в теле, то движения становятся несогласованными.
Отсутствие работы над меридианом поясницы. Считается энергетической ошибкой, поскольку данный аспект полностью зависит от работы поясничного меридиана. Отсутствие работы над развитием меридиана поясницы ведет к невозможности преобразовывать движение. Во время движений важно следить за нагрузкой на поясницу. Сопутствующая ошибка — потеря уровня поясницы. Непонимание спирали движений. Пока энергия не начнет реально циркулировать в теле, невозможно достигнуть спиралевидного движения. Опасно имитировать круговые и спиральные движения, пока нет внутренней ясности. Линейность. Пока тело не наполнено энергией, все движения линейны. Пока линейность сохраняется, движения следует делать как можно медленнее. Поднятость плеч. Является в первую очередь энергетической ошибкой, поскольку мешает возвращению энергии в живот. Также из-за данной ошибки происходит ненужное натяжение в пояснице. Выворачивание локтей. Выворачивание локтей ведет к потере связи кистей с плечами. В результате в руке теряется цельность. Выпячивание груди. Ведет к блокировке заднесрединного меридиана, к невозможности энергии опуститься вниз и к блокировке диафрагмы, в результате чего формируется поверхностное дыхание. Все это ведет к нарушению и блокировке циркуляции энергии. Зажатость в задней части поясницы. Данная ошибка возникает при отводе таза назад. В результате теряется центрированность в животе, нарушается циркуляция энергии в пояснице, и теряется связь с копчиком. Как следствие, теряется связь с ногами. Контроль ягодиц. Потеря контроля над ягодицами ведет к искривлению в теле, а также к потере связи живот-ноги. Этот пункт особенно важен для женщин, так как им важно не пережимать матку. Работа должна быть направлена на контроль увязывания ног с телом и животом и на удержание промежности. Напряжение в лице. Ведет к потере концентрации и к нарушению циркуляции энергии в голове. В результате, нарушается восприятие звука и внутреннее слышание. Непрерывность. В тайцзи-цюань должны реализовываться одновременно два закона: покой в движении и движение в покое. Поэтому каждое движение должно переключаться и иметь завершенность. Пытаться делать все непрерывно — это значит потерять внутренний покой. Нужно уметь возвращать и останавливать, а не только направлять и двигать. Отсутствие опоры на центр тяжести. Отсутствие опоры на центр тяжести — ошибка, которая носит в первую очередь ментальный характер, но она имеет серьезные энергетические последствия. Опора должна осуществляться на живот. Он центр. Центр живота — это уже выявленное условие, которое руководит всем. Оно позволяет сознанию опуститься внутрь. Существование с сознанием, не способным опуститься внутрь, характеризуется как существование с поднятым центром тяжести. Развитие центра тяжести — это долгий и монотонный процесс, где опасно просто информировать себя и придумывать, что он есть. Это изменение физиологии и переход на новый уровень частотных характеристик.
Вопросы и ответы После просмотра видеороликов с уроками по тайцзи возник вопрос и снова вернулась к статье об ошибках. Я занимаюсь стилем Ян. Во время выполнения комплекса сосредотачиваясь на внутреннем, иногда перехожу на последовательность форм из другого комплеса. Понимаю, что не хватает концентрации и сосредоточения. Как скорректировать и правильно формировать усилие? Где физически локализуется центр тяжести у женщин — в центре живота или матки? Возможно ли выстроить опору на на матку в тайцзи-цюань или нужно развивать живот? Для женщин, чем и как занимается во время месячных? Если я использую Тайцзи как инструмент (точнее сказать принципы Тайцзи), но не беру за основу известные формы и не пользовался ими. Я просто изучаю принципы движения тела, по этим принципам, пользуясь "свободными" формами. Направлял движение сознанием и я стараюсь увязывать с его помощью всю структуру в единое целое, пытаясь сохранять связи между стопами, животом, поясницей, головой и конечностями. Я чувствую, что понимаю и вижу пропорцию в этом едином сознательном движении, в этих связях и в этой опоре. Другое дело удерживать эту пропорцию постоянно. Вне занятий её обрывает или быстрое движение или отвлечение сознания. Понятно, что это требует постоянного усилия и я сейчас исправляю ошибки нерегулярности (..."наше несовершенство в нерегулярности.."), чтобы развивать усилие по связыванию сознания и движения, проявлению силы в движении постоянно. Учитывая Ваши замечания по поводу развитого объёма ци, хочу спросить — являются ли эти занятия формированием цзин в объёме ци? И какой вид энергии протекает по руке во время "сознательного" движения? Надо ли использовать отдельные известные формы Тайцзи для выработки усилия? (ведь Тайцзи изначально и существовало, как отдельные, не связанные последовательностью формы внутренней алхимии). В. Путник Для того, чтобы формировать цзин в объеме ци — нужна пропорция. Что касается энергии в руках, ее нужно формировать после обретения целостности и опоры в спине. Единственная форма сохраняется с принципами и 13 условиями их формирования — это Лао Цзя. Есть еще носители старой школы Ян, которые работают над этим, но в любом случае, самая древняя из сохранившихся — это Лао Цзя. И лучший ее носитель — Чэнь Сяован.
Как узнать, что Тайцзи-цюань, который я практикую, я делаю правильно? Мы занимаемся в нижних позициях, иногда почти сидя, из-за этого бывает трудно расслабиться. Дыхание должно быть естественным, от живота, или наоборот?
Я занимаюсь давно и у меня есть вопрос: не было ли тайцзи-цюань создано для ближнего боя, если известно, что Ян учил бороться охранников императора? Или это была интерпретация Тайцзи, которую создал Чжан Саньфен для внутренней алхимии? Заболевания - это вопрос кармы, того, что мы всегда ходим спящими, или, возможно, некоторые виды колдовства? И в любом случае, практика Тайцзи-цюань помогает в борьбе с ними? И второй вопрос на примере тайцзи, когда при обучении больше внимание уделяется физическому усилию. Занимающегося учат правильно ставить корпус, руки, ноги в соотв. с принципом удерживания внешнего воздействия или его формирования. Вроде бы все составляющие есть: тело более-менее сцепляется благодаря физ.усилию, сознание-дыхание отслеживается. Вероятно возможно далее утончать усилие, перейдя с силового соединения на энергетическую сцепленность, правда этого мне уже не довелось наблюдать. В чем подвох такой работы?
|