Студопедия — Исторические формы состязаний и региональные особенности в Тамбовской губернии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторические формы состязаний и региональные особенности в Тамбовской губернии






Традиционные рукопашные состязания, классифицированные нами выше, в России существовали в трех фундаментальных типах: кулачном бое, борьбе и палочном бое. Они отличались друг от друга по ключевому воздействию на соперника. Формы состязаний уровня классов, как показывает историографический анализ, характерны для всех территорий с компактным проживанием русских, то есть везде встречаются те или иные виды борьбы и кулачного боя. В свою очередь, уровень групп и подгрупп показывает региональные особенности в правилах и условиях проведения этих народных игр. Нами описываются рукопашные состязания, бытование которых подтверждают исторические источники различного происхождения, хронологически относящиеся к XIX - первой половине XX в.

Кулачный бой. Этот типсостязаний имел повсеместное распространение на всей территории проживания русских с глубокой древности. В работах разных авторов и всевозможных исторических упоминаниях встречается несколько народных названий для обозначения состязаний на кулаках: "кулачный бой", "кулачки", "драка кулаками"[79]. У украинцев существовали следующие названия: "кулачный бiй", "бойовище", "навкулачки"; у белорусов: "кулачная бойка", "бойка"[80].

На уровне подклассов для русских характерны две основные формы проведения рукопашных состязаний в кулачном бое. Это формы индивидуальных и коллективных состязаний.

Индивидуальный кулачный бой. На уровне групп индивидуальные рукопашные состязания делятся на состязания "один на один" и "удар на удар". Главная особенность всех этих видов в том, что поединок представляет собой противоборство двух соперников посредством нанесения ударов.

Кулачный бой "один на один"; - это состязание, где участники бились на кулаках, нанося удары в корпус и голову, аналогично современному боксу. Анализ массива данных позволяет говорить о следующих критериях победы в бою "один на один":

-бой до сбивания противника на землю ударом[81];

-бой до трех сбиваний противника на землю ударом[82];

-бой до первой крови[83];

-бой до вынуждения противника признать поражение[84].

Задача поединка оговаривалась непосредственно перед боем или была закреплена традицией проведения этого типа состязаний в той или иной местности. Также она могла включать одно или несколько из перечисленных выше условий. Практически повсеместно поединщики перед боем троекратно целовались и обнимались и только после этого начинался бой[85].

Для того чтобы иметь наиболее общее представление о форме боя "один на один", представим вашему вниманию несколько интересных описаний. М. Горький, будучи большим любителем и знатоком традиций кулачного боя и борьбы, вот так описывал схватку в произведении "Жизнь Матвея Кожемякина":

"Мишка зорко следит за противником, иногда он быстро взмахивает правой рукой - Базунов отскочит, а Мишка будто бы поднял руку голову почесать... Городской боец размахнулся, ударил - Мишка присел и ткнул его в подбородок снизу вверх... Освирепел Базунов, бросился на противника, яростно махая кулаками, а ловкий подросток, уклоняясь от ударов, метко бил его с размаха в левый бок.

- Лексей, не горячись! Что ты, дурова голова? Стой покойно, дубина! - кричали горожане.

- Не горячись, слышь! - повторял слободской боец, прыгая, как мяч, около неуклюжего парня, и вдруг, согнувшись, сбил его с ног ударом головы в грудь и кулака в живот - под душу"[86].

Еще одно не менее красочное и достаточно типичное описание кулачного боя "один на один" оставил Н. Я. Никифоровский в своей работе "Странички из недавней старины города Витебска":

"После призыва «давай побьемся»... становились в позицию, при которой далеко вытянутые вперед руки еле касаются одна другой, голова откинута назад, одна нога отставлена вперед. Ударяя время от времени по руке противника, бойцы делают незаметные пяди вперед,...улавливая же по глазам противника тот или другой маневр, они спешат предупредить удар, нанести свой в неожиданное место на лице, что и составляет суть нападения. Позволяет возможность - бойцы сыплют удар за ударом"[87].

Традиция предписывала обязательный вызов соперника на поединок. Один из героев М. Горького перед боем обращается к соперникам: "Выходи, женихи! Ну, кто там? Один на один! Эй, куроводы!"[88]

В бою "один на один", в противоположность "стеношным боям", состязались опытные бойцы. И. П. Сахаров пишет: "...Они мерили свои силы с татарами, с калужанами, москвичами. Замечательная черта этих бойцов состояла в том: пить вино, за бесчестье почитать подарки, предлагаемые боярами, и не ходить стена на стену..."[89]

Б. В. Горбунов приводит данные о региональных особенностях этого вида состязаний. Так, в Воронежской губернии они существовали в форме "на одну ручку", когда один из бойцов дрался одной рукой, подвязывая другую кушаком к туловищу. Так биться позволяли себе лишь искусные бойцы[90].

В России существовали различные названия этого вида кулачного боя. Приведем наиболее характерные названия: "один на один"[91], "в одиночку"[92], "на поединок"[93], "сам на сам"[94], "сам друг"[95], "на поодиночки"[96], "бой охотников", "одиночный бой"[97].

Известны изображения кулачного боя "один на один" в народном творчестве. Так Д. А. Ровинский сохранил лубочные изображения этих состязаний (см. приложение 6)[98]. Не осталась эта народная игра и без внимания русских художников XIX в. Интересная работа хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке - акварель 1836 г. пера Ф. Г. Солнцева, названная им "Кулачный бой"(см. приложение 7)[99].

Кулачный бой "удар на удар"; - это вид кулачного состязания, где противники наносили удары поочередно, пока кто-либо из соперников не оказывался на земле или не признавал себя побежденным. Иногда на земле обозначалась черта, по разные стороны которой друг против друга становились (в некоторых случаях садились) соперники. По жребию один из них наносил удар. Другой боец только защищался, закрыв руками уязвимые места (сердце, "подмикитки" и т.п.). Уклоняться от удара, отвечать на него, переступать ногами в это время запрещалось. Затем наносил свой удар второй боец[100]. Видимо, в этом состязании удары в голову, а иногда и в уязвимые места не наносились. Однако существуют свидетельства о нанесении в этом виде состязаний ударов по голове в область виска: "Удар был височный, результатом его была смерть"[101]. В лермонтовской "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", где, по справедливому замечанию Б. В. Горбунова, изображен именно этот вид состязаний, Калашников также ударяет соперника в висок. Может быть, именно за это он и был наказан? Нам кажется, что удары в уязвимые места должны были как-то ограничиваться, потому что удар, например, в висок обычно имеет летальный исход. Красочное описание этого вида состязаний оставил К. С. Петров-Водкин в первой части автобиографической трилогии "Хлыновск": "Федор… крикнул:

- Ладно, ребята, - вызов беру, только и мое условие ставлю.

Толпы обеих стен притихли. Федор продолжал:

- Биться один на один - до трех ударов - по очереди. Бить по обычаю. Ни кистенев, ни рукавиц чтобы… Ни о ком не подумали бы злого чего…

Толпа зашевелилась и загудела всей массой.

- Зачинать кому? - крикнул мордвин.

- Зачинать по жребию… - ответил Федор.

Выбрали место. Толпа сделала собой круг. Противники сняли полушубки, рукавицы, шарфы и шапки. Вынули жребий. Начинать приходилось мордвину. И вот…(соперники) встали один против другого…

Федор очень мало расставил ноги, чтобы иметь упор; сложил на груди руки и едва заметно покачивался.

…Мордвин. …ударил, с этим типичным гортанным выкриком рубщиков леса: г-гах…"[102]. Из этого описания четко виден предшествующий состязанию вызов на поединок, как и в кулачном бою "один на один", такие же правила относительно закладок в руку. Нужно отметить, что это, без сомнения, самый жесткий вид кулачного противоборства и часто его результатом был летальный исход. Для участия в этих состязаниях необходимо было уметь правильно принять удар, о чем, кстати, пишет в указанном произведении К. С. Петров-Водкин: "Такие удары вгоняют ребра в сердечную сумку и рвут легкое при неопытности принявшего удар, но Федор принял его, как груз. Он взметнулся на бок, сделал несколько волчковых оборотов и грохнулся на снег"[103].

Существовало несколько терминов для обозначения этого вида состязаний: "удар на удар"[104]; "раз за раз"[105], "через черту", "чередом"[106], "стукалка"[107].

Коллективный кулачный бой. При классификации коллективных рукопашных состязаний на уровне групп можно выделить "сцеплялку-свалку" и бой "стенка на стенку". Основная характерная особенность этих форм состязаний в том, что здесь участвовало большое количество участников от пяти-шести до нескольких тысяч человек.

Кулачный бой "сцеплялка-свалка"; - это вид коллективных состязаний, где бились без линейных построений, врассыпную.

В. И. Даль противопоставляет задачу сцеплялки-свалки задаче стеношного боя: "Сцепная драка, сцепной кулачный бой или сцеплялка-свалка врассыпную. Стена на стену, где не выходили из ряда, а старались сбить, попятить и погнать весь противный строй; сцеплялка, рассыпной, где всякий схватывался в одиночку, и это самый жестокий"[108]. Задача стенки - погнать, вытеснить за потылье; сцеплялки - дольше продержаться на месте сражения на ногах. В сцеплялке нет направления атаки, а следовательно, и нет построений. Они просто не нужны в подобной схеме противоборства. В источниках находим описание двух вариантов этого состязания. Первый вариант - когда бились двумя группами[109], второй - когда противной стороны не имелось, и бились в толпе каждый с каждым[110]. Все авторы сходятся в том, что в XIX в. этот вид боя встречается редко, однако "в старину", по их данным, он был весьма распространен. Как мы уже писали выше, "свалкой" называли одну из ситуаций боя "стенка на стенку", когда строй ломался, и бойцы бились врассыпную[111].

Существовало несколько названий этого вида состязаний: "циплялка-свалка", "сцепляка-свалка"[112], "сцепной бой", "сцеплялка", "свалка", "свалка врассыпную"[113], "сцеплявка-свалка"[114], "сцеплянка"[115], "сцепельная-схватка", "сцеплялка-свалка"[116].

Кулачный бой "стенка на стенку"; - это вид коллективных состязаний в кулачном бое, где участвовали две противоборствующие партии. Существовали следующие термины для обозначения этого вида состязаний: "стенка на стенку"[117], "стена на стену"[118], "стенки"[119], "бой стенками"[120], "стенной бой"[121], "стеношный бой"[122]. Б. В. Горбунов пишет о распространении этого вида состязаний у украинцев и белорусов, приводя их названия: у украинцев - "стiна до стiни", "iти стiною", "iти лавою", "лави", у белоруссов - "сценка на сценку", "сценки". Интересные данные приведены им о региональных названиях этого вида состязаний[123].

Характерная черта стеношного боя - линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания: вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, район на район, село на село, группа сел на группу сел и т.п. Нередко кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Известный писатель П. П. Бажов в произведении "Широкое плечо" свидетельствует о формировании стенок с равным числом бойцов: "Со счетом тоже строго велось. Правило было:

- Выбирай из своего околодка бойцов, каких тебе любо, а за счет не выскакивай! Сотня на сотню, полсотни на полсотню"[124].

Он же говорит, что для состязания нередко готовили площадку. "…К нему спозаранок подготовку делали. На том месте, где бойцам сходиться, боевую черту проводили, а от нее шагов так на двадцать, а когда и больше, прогоняли по ту и другую сторону потылье - тоже черты, до которых считалось поле"[125]. Но чаще границами поля являлись естественные ориентиры, бой заканчивался, если одна стенка вытесняла другую "за межу".

В кулачных боях строго соблюдались правила, которые передавались из поколения в поколение, служили бойцам неписаным законом. Существовали региональные особенности в правилах. Они выделяются нами на уровне подгрупп в классификационной схеме рукопашных состязаний.

Известный цирковой борец начала XX в. Н. С. Разин в своих воспоминаниях говорит о том, что "кулачные бои имели твердые правила"[126]. Их можно свести к следующим основным положениям:

- бой должен вестись голыми кулаками или в рукавицах;

- никаких твердых предметов, называемых "закладками", или пятаков, зажимаемых в ладони, чтобы крепче сжать кулак и усилить этим действие ударов, иметь под рукавицами не полагалось;

- запрещалось нападать на упавшего противника или противника, который присел ("лежачего не бьют" - русская пословица, навеянная кулачным боем, стала синонимом русского благородства, аналогична ей и другая пословица: "лежачий в драку не ходит")[127];

- запрещалось бить с "подножкой", наносить удары ногами[128];

- "мазку не бьют" (под "мазкой" понималась кровь на лице)[129].

Некоторые положения традиционных правил нашли законодательное закрепление. Указ Екатерины I "о кулачных боях" от 1726 г. регламентирует стеношный бой: "Чтоб у бойцов никакого оружия и прочих инструментов для увечного боя не было, и во время боя чтобы драк не было; и кто упадет - лежачего не бить"[130].

Традиционные правила состязаний являлись нормами обычного права и регулировались нормами общественной морали. Нарушителя ждало не только суровое физическое наказание, но и общественное осуждение. За соблюдением правил следили сами участники состязаний, зрители, нередко выборные судьи. Писатель Б. Л. Васильев в историческом повествовании "И был вечер, и было утро" приводит описание: "В центре сходились и ругались, пока из Пристенья и из Успенки не подходили выборные судьи: по пять с каждой стороны. За ними мальчишки тащили лавки; судьи усаживались рядком и давали сигнал. И начиналась знаменитая крещенская драка до тех пор, покуда противник не побежит, а судьи следили, чтобы дрались по чести, без железа и дреколья"[131].

У "стенки" был предводитель. Его называли "башлык" (от тюркского "баш" - голова)[132], "атаман", "староста", "боевой староста", "предводитель", "старый чоловик"[133].

Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя, например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей "стены" для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию "стены". Намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т. п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара[134]. У П. П. Бажова в сказе "Широкое плечо" приведено наставление башлыка своим бойцам: "Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

- Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано"[135].

Кулачных бойцов, выдающихся по своей силе и боевым качествам, народ называл "надежа-бойцами", "силачами", "богатырями", "удальцами", "знаменитыми бойцами", "первыми бойцами", "знатоками", "излюбленными бойцами", "усилками", "отменными силачами", "записными бойцами", "крепкими кулаками", "забойцами", "приказными богатырями", "битками", "силачами-славутниками", "матерыми бойцами", "ломусами"[136]. Эти бойцы, участвовавшие как в одиночных боях, так и в стенках, приобретали громкую славу не только в своей округе, но и далеко за ее пределами.

Сценарий проведения состязаний по стеношному бою в целом по России был одинаковым. Бой начинали дети, затем бились подростки и лишь затем взрослые мужчины. Н. С. Разин писал: "Начинали бой обычно мальчишки. Потом включались юноши. И под конец двигались во главе с "надежой-бойцом", то есть старшим мужчиной"[137]. Количество возрастных групп и их названия, как показывают данные, приведенные Б. В. Горбуновым, могли варьироваться. Перед стеношным боем мог устраиваться индивидуальный бой двух силачей.

Этот популярнейший в России XIX в. вид состязаний сохранился в произведениях изобразительного искусства. Нами приведены характерные изображения стеношного боя на лубке конца XVIII (из собрания Д. А. Ровинского) и рисунке с натуры 1845 г. (из собрания известного в Советском Союзе спортивного журналиста Б. М. Чеснокова) (см. приложения 8,9).

Борьба. Следующими по популярности, после кулачных состязаний в России, были различные виды борьбы. Для их обозначения на уровне классов, в используемой нами классификации, были распространены народные названия: "борьба", "борение", "ломанье"[138], "боронье", "боренье"[139]. Б. В. Горбунов приводит названия состязания у украинцев и белорусов: "боротьба", "борение", "борюкання", "змагання", "борня", "бороння", "боротя", "бориня" и др.[140]

На уровне подклассов мы выделили два основных типа состязаний в борьбе, существовавших в России: с формированием предварительного захвата и без формирования предварительного захвата. В свою очередь, эти типы обладали множеством региональных особенностей.

Борьба с формированием предварительного захвата. В этом типе состязаний борцы формировали захват до начала состязания и не отпускали его до конца поединка. Для победы было необходимо повалить соперника на землю. На уровне групп можно выделить следующие основные виды: борьба "в схватку", борьба "на поясах", борьба "за вороток".

Борьба "в схватку";. Названия этого вида состязания: "в схватку", "сграбившись"[141], "накрест"[142], "в замок"[143], "в обхват", "в крест", "русская борьба"[144], "в охапки", "в охабку", "в обхватку", "на русскую", "русский крест", "крест на крест"[145]. В этом виде захват формируется следующим образом: одна рука через плечо, другая под плечо. А. И. Терещенко пишет: "Искусившиеся в борьбе... схватываются, жмут так крепко, что, кажется, слышишь, как хрустят кости. Падение противника... признается, когда кто из двух поборет без лукавства и хитрости, потому что некоторые из них подставляют ногу и сбивают"[146]. В этом виде борьбы предпочтение отдавалось силовой манере, "не заключавшей в себе кроме силы никакого искусства". Поэтому борьбу "в схватку" называли "мужицкой"[147]. На силовой характер борьбы указывают и следующие описания: "способ борьбы, когда борцы, охватив друг друга, нажимают при борьбе на позвоночник противника"[148]. На уровне подгрупп в России бытовали две основные формы проведения состязаний по этому виду борьбы: первый - когда запрещены действия ногами, и второй - когда действия ногами разрешены.

Борьба "на поясах";. Существовали следующие названия этого вида борьбы: "поясная борьба"[149], "за пояски"[150], "на поясах", "на кушаках", "пояски", "на пояски", "под пояски", "на веревки", "на ремни", "ламок", "на ламка", "под пряжки", "на мотки", "на опоясках"[151]. В. И. Даль описывает этот вид состязания: "Татары и башкиры закидывают друг другу пояс за поясницу, не хватаясь за одежду и упершись левым плечом друг в друга, а перехватывать руками и подставлять носков не дозволяется"[152].

У русских в борьбе "на поясах" соперники обоюдно захватывали друг друга крест на крест за пояс на спине противника. М. Горький описывает этот вид состязания в романе "Дело Артамоновых": "Схватив друг друга за кушаки, они долго топтались на месте. Илья смотрел через плечо Вялова... Он был выше землекопа, но тоньше и несколько складнее его. Вялов, упираясь плечом в грудь ему, пытался приподнять соперника и перебросить его через себя. Илья, понимая это, выкрикивал:

- Не хитер ты, брат, не хитер!

И вдруг, ухнув, сам перебросил Тихона через голову свою с такою силою, что тот ударом о землю отбил себе ноги..."[153].

Необходимо отметить, что формирование захвата в борьбе "на поясах" у русских несколько отличалось. Так, в России обычно брали захват за пояс или кушак, завязанный на теле узлом, у тюркских народов пояс чаще всего не завязывался, а просто накидывался[154]. Это обусловило более силовую манеру борьбы "на поясах" у русских и сближало ее с традиционным видом борьбы "в схватку".

На уровне подгрупп, как и в борьбе "в схватку", известны две основные формы проведения состязаний по этому виду борьбы: первый - когда запрещены действия ногами, и второй - когда действия ногами разрешены. Фактическим отличием борьбы "на поясах" от борьбы "в схватку" было лишь различие в способе формирования захвата.

Борьба "за вороток";. Это популярный вид борьбы с формированием предварительного захвата. Существовали следующие названия этого вида состязания: "с носка"[155], "в одноручку", "наперекоски", "на одну руку", "за вороток", "на носок", "московская борьба"[156].

В борьбе "за вороток" для победы было необходимо, повергнув соперника на землю, остаться на ногах. На уровне подгрупп в борьбе "на вороток" существовали две формы поединка: первая, когда "одной рукой друг друга за ворот, а второй не хватать"[157]; вторая, когда "левая шла в дело только в момент схватки"[158]. Одним из основных элементов для достижения победы в этом виде состязания была подсечка ("с носка"). Вот как это образно описано в былине:

Иванушко Годинович

Ай взял татарина за шиворот,

Ай положил-то ведь правой ногой

Татарина по левой ноги.

Ай бросил-то его на сыру землю[159].

Борьба без формирования предварительного захвата. В этом типе состязаний борцы проводили захваты произвольно и могли их менять в ходе схватки. Борьба велась в положении стоя и лежа, иногда только стоя. Побеждал тот, кто прижимал соперника спиной к земле, или вынуждал его сдаться (если борьба продолжалась на земле), или сбивал.

На уровне групп существовали следующие названия этого вида борьбы: "не в схватку", "охотничья борьба"[160], "за руки", "на щипок", "на вольную", "как схватишь"[161].

На уровне подгрупп существовали следующие региональные особенности этого вида борьбы:

1) разрешались захваты только выше пояса соперника[162];

2) допускались вместе с тем и подножки;

3) позволялось также захватывать ноги противника[163];

4) борьба до сбивания противника с ног.

Виды рукопашных состязаний в Тамбовской губернии в конце XIX - первой половине XX в. В Тамбовской губернии, как и в целом по России, были распространены рукопашные состязания в кулачном бое и борьбе. Здесь, как и в других регионах, формировались свои особенности в правилах, общем ходе состязаний и технике боя. Обнаружены формы состязаний, неизвестные в других районах России.

Охарактеризуем состязания и их региональные особенности на основе предложенной классификационной схемы.

Кулачный бой. В Тамбовской губернии кулачные бои существовали в форме индивидуальных состязаний ("один на один" и "удар на удар"), а также в форме коллективных состязаний ("стенка на стенку" и "сцеплялка-свалка").

Бой "один на один"; обычно продолжался до тех пор, когда один из бойцов признавал свое поражение словами или поднимал одну руку вверх, а также если не мог продолжать бой. В Мичуринском и Староюрьевском районах современной Тамбовской области зафиксировано продолжение таких боев "до первой крови". Тот, у кого появлялась кровь на лице, проигрывал бой[164]. Падение на землю в этом виде кулачного боя любого из соперников, если упавший мог встать и продолжить бой, чаще всего не являлось критерием победы. Условия боя - поднятая рука, бой до первой крови, продолжение боя после падения - являются региональными особенностями состязаний "один на один" в Тамбовской губернии.

Как показывают материалы опроса информаторов и открытые вопросы анкеты социологического исследования, в этом виде состязались профессионалы, специалисты кулачного схода, сильнейшие бойцы. В народе их называли "любители", отсюда и распространенное повсеместно на территории губернии название одиночного кулачного боя - "любительский бой". В селах Тамбовщины зафиксированы следующие названия этого состязания: "по любви", "полюбовно", "слом". Причем отмечено, что если одиночный бой предшествовал стеношному, то его называли "начин" или "зачин"[165]. Описание таких боев оставил актер В. Н. Давыдов в своих "Рассказах о прошлом", наблюдавший кулачные бои в середине XIX в., проходящие в губернском центре. "Наконец, одна из групп выделяла здоровенного парня. Он выходил из группы несколько вперед и, подбоченясь, орал на всю ивановскую: "Давай бойца с другого конца!" Тогда из другой группы выходил парень не менее здоровый и ловкий. Между ними завязывалось состязание"[166]. Если бой проводился для выяснения отношений, как элемент обычного права, он назывался "базар".

В с. Чурюково, нынешний Староюрьевский район, зафиксирована интересная разновидность боя "один на один" - "бой через бревно". Особенность состояла в том, что на землю клали бревно, по обе стороны которого располагались бойцы. Во время боя переступать через бревно запрещалось. Бой длился до сдачи, до первой крови или до падения.

В кулачном бою "удар на удар"; в Тамбовской губернии наносились только прямые удары в грудь, поочередно, до тех пор, пока кто-либо не признавал себя побежденным. Существовали следующие региональные названия этого вида кулачного боя: "по согласованию", "чехарда", "на перешибание", "схлест"[167].

Кулачный бой "стенка на стенку" проходил по общим для России правилам. Хотя здесь существовали некоторые особенности, не известные в других регионах. Так, нами в с. Атманов Угол Тамбовской губернии зафиксирована традиция хлопать в ладоши, тем самым показывая свою готовность к бою. Если кто-то из бойцов, стоящих против друг друга, начинал бой раньше хлопка, это рассматривалось как нарушение правил. В газете "Тамбовская правда" за 1924 г. в статье "Кулачки в шести верстах от Тамбова" обнаруживаем упоминание о бытовании традиции хлопать в ладоши, демонстрируя свою готовность начать бой, в с. Бокино. "Показался председатель местного сельсовета Илясов и, хлопая рука об руку, кричал: "А ну, кто там? Налетай!"[168]. Как и в бою "один на один", бойца, поднявшего руку, запрещалось атаковать. Хотя в стеношном бою, в отличие от одиночного, боец, поднявший руку, после передышки мог продолжить бой. Нередко руку поднимали, если не хотели биться в стенке с каким-либо бойцом, превосходящим по силе, или просто желали "перевести дух".

Как правило, межой, ограничивающей место побоища, являлись естественные ориентиры. В с. Серновое и Борки Тамбовской губернии роль такой межи выполняли церкви названных пунктов, расстояние между которыми было 4 км.[169]. Бои, как и в целом по России, начинали дети, их сменяли подростки и лишь затем в бой вступали мужики. Состязания проходили по несколько часов с перекурами. Нередко ночь застигала бойцов на поле боя. Так, в указанной выше статье о кулачном бое в с. Бокино говорится, что состязание началось "часа в 2 дня" и закончилось "далеко за полночь"[170]. В газете "Тамбовский крестьянин" за 1926 г. в заметке "В кулачном бою кулаков победили" рассказывается об "открывшемся кулачном бое, который продолжался в течение трех часов"[171]. Все информаторы сходятся в мысли, что бои "стенка на стенку" на праздники продолжались не менее четырех часов с перекурами[172].

Очень красочное и, в тоже время, типичное описание стеношного боя оставил житель села Мезинец Староюрьевского района М. И. Мокринский в своих мемуарах, написанных им в 1952 г. "Как же вели себя на улице парни и мужчины? Одетые в суконные зипуны, обутые в лапти, суконные онучи, обмотанные бечевкой из моченца, красные кожаные рукавицы из барана или собак, которые покупали на рынке. Шапка "крымка", молодежь и подростки баловались друг с другом и группами толкались, бились ладонями и слегка сжатыми кулаками. В рукавицах - по горбу, по бокам, по голове, а иногда и заденут по носу... Взрослые всеми силами старались ссорить подростков в кулачный бой. И вот отбираются самые смелые ребята в две противоположные шеренги. И впервые на середине выходили на поединок в кулаки. Рядом с ними были подручные и вот начинает разгораться маленький кулачный бой. Вслед за подростками на помощь выходили постарше. Малышей вытесняли из шеренг. Потом доходило до взрослых, и тут уж начинали азартный кулачный бой. В шеренгах некоторые послабее падали на землю и обязательно вниз лицом. Бывает так, что некоторые злоумышленные бойцы пинком ноги так могут задеть, что и зубов во рту не останется. В шеренгах с обеих сторон были прославленные бойцы, которых называли: Степан, Пахом и другие более ловкие и сильные в кулачном бою, и если они пойдут в шеренгу, за ними гурьбой ломятся на поддержку несколько также ловких и сильных мужиков. Иногда эти прославленные бойцы бывают под хмельком. Это делают для того, чтобы прибавилось храбрости и смелости, и вот они с ревностью врываются, напором смяв толпу людей на фланг.

Шеренги со второго фланга также подбираются ловкие, смелые и храбрые на встречу. И вот тут-то завязывается настоящий озорной кулачный бой. С обеих сторон лезут с напором в гущу людей, чтобы поддержать свою сторону и выбывших, образовывается две упорно противостоящие стороны, шеренги длиною в несколько десятков сажень. И если посмотреть с возвышенного места, то тебе представится в этой шеренге сверху видно махание рук сжатыми кулаками, то подымающие вверх, то опускающие вниз и клубы, и какой-то гул голосов и криков людей. Иногда на одном месте бой кулачный продолжается по несколько минут. И вот одна сторона оказывалась слабее. Вторая сторона прорывается и бойцы выходят на простор, гонят проигравших, наперед забегают другие, стараются задержать в одиночку и группами, и гонят до тех пор, пока не окажется ни одного человека задерживающего. Кроме тех, которые люди не участвуют в кулачном бою, стараются с большим интересом посмотреть, как идет кулачный бой. Где происходит бой-ничего не увидишь. Они взбираются на возвышенные места, лезут на деревья и т.п. Женщины и девушки также интересуются посмотреть на кулачный бой. Следом продвигаются некоторые любители смотреть кулачный бой, приезжают из других сел, деревень за несколько верст, где нет кулачных боев. И так кончили кулачный бой"[173]. Интересно отметить, что почти так же, порой теми же словами описывают бой стенками все информаторы. То есть основные мысли этого отрывка повторяются всеми зрителями и участниками состязаний, которые были опрошены в ходе исследования. В свою очередь, данный факт свидетельствует о надежности устных источников.

Особенности в правилах проведения стеношного боя в Тамбовской губернии сводились к следующим основным положениям:

- "не морозить рукавицы"[174];

- нападать на противника только спереди - "с крыла не бить"[175], "сзади не бить";

- не бить поднявшего руку;

- бить только хлопнувшего в ладоши;

- закладки не иметь.

Правило, запрещающее бить ногами, формулировалось так: "не бить лытками"[176].

За соблюдением правил строго следили старики и зрители. Знатоки говорят так: "Игра - драка честна. Бить рукой куда хочешь, упал - не тронь". Нельзя бить "с крыла", т.е. со стороны, с боку, если противник тебя не видит. За то, что брали в руку "заклады", жестоко били свои же. Выдающихся бойцов уважали, сочиняли "былички" про их смелость и ловкость[177]. Кулачников, прославивших свою силу и удаль, на Тамбовщине называли "топтунами", "любителями", "героями"[178]. Краевед К. Т. Ермаков в своем дневнике пишет о выдающихся бойцах: "Кто выделялся силой, ловкостью, назывались "бойцы"[179].

Особенно сильные мужики бились в кулачках одной рукой. Очень часто информаторы говорят, что некоторым бойцам запрещали участвовать в этих мужских играх. В доброжелательной обстановке "кулачек" многие сами ограничивали свои действия. Приведем отрывок из упомянутого дневника краеведа К. Т. Ермакова: "Вот на этих кулачных боях наш великан Алексей Иванович соперников против себя не имел. Однажды в бою на него пытался броситься, бывши выпивши, среднего роста мужик. Боец Алексей заметил это и махнул ему левой рукой отойти в сторону, но упрямый мужик полез на него, показать людям свою смелость. Тогда Алексей не стал его ударять кулаком, а стукнул его по спине ладонью. Мужик воткнулся в снег. Решили посмотреть спину, что там после удара ладонью, когда ему подняли рубаху и увидели на спине большую пятерню синяка от ладони крупных Алексеевых пальцев. Вот тут Алексей Иванович сказал: "Опасно мне биться на кулачках, ведь есть задористые мужики, не по себе, даже совсем не по себе, кидаются в драку. Вот и этот мужик лез на меня, если бы я еще разгорячился и вдруг бы вдарил его не ладонью, а кулаком, вот и повезли бы его на соснях"[180]. Во всех населенных пунктах, где проводился опрос люди помнят имена мастеров кулачного схода. О них до сих пор существуют легенды.

Борьба. На территории Тамбовской губернии в рамках современной Тамбовской области существовали виды борьбы с особенностями, выделенными нами на уровне подклассов: с формированием предварительного захвата и без его формирования. В свою очередь, эти типы обладали собственными региональными особенностями. Зафиксировано два вида состязаний в борьбе, неизвестных в других регионах России.

Отмечены следующие региональные особенности борьбы с формированием предварительного захвата. Борьба "в схватку"; существовала в двух видах с действиями ногами и без действий, борьба "на поясах"; - без действий ногами. В Тамбовской губернии зафиксирован вид борьбы "на поясах", где захват за пояс производится одной рукой, а второй рукой захватывают одежду у плеча. В этом виде действия ногами также запрещались. Эта разновидность борьбы "на поясах" характерна только для Тамбовщины.

Борьба без формирования предварительного захвата "не в схватку"; существовала со следующими региональными особенностями, отраженными нами на уровне подгрупп:

- с действиями ногами и борьбой на земле с любым захватом;

- без действий ног и борьбой на земле с любым захватом;

- до падения на землю с действиями ногами с любым захватом;

- до падения на землю с действиями ногами без захватов ног.

Зафиксировано проведение состязаний в борьбе "не в схватку" до одного или трех падений на землю.

На территории Тамбовщины обнаружен вид борьбы без формирования предварительного захвата, называемый "в крест";[181], который известен только в Белоруссии под названием "на крыжа"[182]. В этом виде разрешались любые захваты и действия ногами, борьба продолжалась в положении лежа до тех пор, пока кто-либо из борцов







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 536. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия