Студопедия — Древнего Китая.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнего Китая.






История Древнего Китая обычно делится на ряд пери­одов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до. н.э.), период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII — V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), пос­ледний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в..н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вслед­ствие разложения родоплеменных связей, прогрессирую­щего разделения труда выделяется управляющий слой ро­довой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превра­щаемые, как правило, в рабов.

Создание первоначального примитивного государствен­ного образования в Шан (Инь) было связано с необходимо­стью организации производства, орошения земель, предот­вращения пагубных последствий разлива рек, защиты тер­риторий. Это выразилось, во-первых, в превращении пле­менного вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, со­стоящего из многочисленных управителей, военачальни­ков, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завое­ванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили гос­подство над населением всего Северного Китая, над мно­жеством разрозненных родоплеменных коллективов, на­ходящихся на различных стадиях разложения родовых от­ношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходи­мостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследствен­ные владения своим родственникам и приближенным, ко­торые вместе с землей получали и соответствующие ти­тулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уде­лов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независи­мость. Власть вана ограничивается пределами его владе­ния-домена. Становясь местными царьками, удельные пра­вители сами начинают жаловать земли за службу, обрас­тая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономи­ческому упадку, к разрушению ирригационных сооруже­ний и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближе­ния народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения лю­дей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных райо­нов и народов, что приводит к их сближению, к "собира­нию" земель вокруг семи крупных китайских царств.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идео­логией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению же­лезных орудий труда происходит резкий подъем экономи­ки. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, со­здание крупного частного землевладения.

Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в раз­витии общества. С одной стороны, развивается крупная ча­стная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с дру­гой — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной част­ной собственности на землю — путь раздробленности, меж­дуусобиц; 2) через упрочение государственной собственно­сти на землю и создание единого централизованного госу­дарства. Утверждается второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

Основы социальных порядков, государственная маши­на, созданные в циньском Китае, оказались столь приспо­собленными к нуждам империи, что они без всяких изме­нений были перенесены в Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в Императорском Китае до бур­жуазной революции 1911—1913 гг.

Сословие-классовое деление в Древнем Китае. В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI— Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые гра­ницы проходили между тремя социальными слоями: а) приви­легированной правящей родовой, аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближен­ных, местных правителей с их родственниками и прибли­женными, а также из глав родовых и большесемейных (кла-новых) объединений; б) свободными крестьянами-общинни­ками; в) бесправными рабами, которые находились в услу­жении у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их приба­вочного продукта. Этому соответствовала система "обще­ственных полей", при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с "обще­ственных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и обще­ственные нужды.

В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие — чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "корм­ления" с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, при­своение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского чрг-т-ного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые стано­вятся, как правило, арендаторами-издольщиками на част­новладельческих и государственных землях.

Вместе с исчезновением "общественных полей" рен­та-налог в форме отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за от­дельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.

Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зре­ния. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свобод­ных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, на­емные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неодно­роден. Он состоял из титулованной знати, из ранжирован­ного чиновничества и из незнатных крупных землевладель­цев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегиро­ванных свободных мелких производителей, собственников средств производства — крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

Различия между тремя вышеуказанными обществен­ными слоями находили выражение и в праве. "Благород­ные" противопоставлялись законом и традицией как "под­лым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).

Рост крупного землевладения, сопровождаемого мас­совым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачи­вал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа нало­гоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у круп­ных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных зе­мель и рабов. Им вводится большой налог на крупные со­стояния; Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перерас­пределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-про­дажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года.

Реформы и в дальнейшем способствовали установле­нию определенного равновесия государственного и частно­го землевладения.

Государственный строй. Деспотические черты прав­ления стали складываться еще в иньском Китае, где сна­чала не существовало строгого порядка престолонаследия — наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чи­новники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соиз­воления вана.

В раннечжоусском Китае власть и личность вана окон­чательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", ко­торый "управляется Небом", его называют "отцом и мате­рью" своих подданных. Ван — первосвященник.

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управле­нию государственными делами. Близко к вану стоял цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чинов­никами был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал двор- цовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольни­ки), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполне­нию его различных административных и военных поруче­ний. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чинов­ников, подчиненных "надзирателю земель".

По образцу двора вана строилось управление и в авто­номных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями — чжухоу, они опирались на со­ветников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о спра­ведливости". В VII—VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клят­венные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

В циньско-ханьском Китае складываются централизо­ванные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частно­сти этнической, духовной, культурной общностью населе­ния Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наибо­лее дальновидными представителями правящих слоев Ки­тая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов (Легисты - законники — сторонники сильного бюрократическо­го государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления.).

"Власть — это то, чем располагает лишь правитель", — писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государствен­ный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной зе­мельной собственности, угрожавшей традиционной систе­ме эксплуатации податного крестьянства.

Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующе­му усилению, завершившемуся созданием Циньской импе­рии. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от раз­меров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, при­званных на основе взаимной слежки охранять порядок, на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации — потомственной ти­тулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократичес­ким происхождением, а за заслуги перед правителем. В кон­це III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чи­новничьих рангов, соответственно которым чиновники за­нимали должности и получали жалованье. Последнее озна­чало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга (1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами).

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожеств­лялась. Правитель царства Цинь, объединивший в грани­цах Циньской империи обширные территории, принял ти­тул императора (ди). Император выступал в качестве сим­вола, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали орга­ны, которые были связаны с ритуалом и обрядами, при­званными поддерживать миф о божественном происхожде­нии "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточи­валась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чинов­ников центрального и местного аппаратов.

Центральный аппарат империи включал в себя ряд ве­домств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельско­го хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совеща­ния к императору, на которых обсуждались важные воп­росы государственной жизни.

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чи­новничества.

Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэнсян}, выпол­нявший обязанности первого министра, главного помощ­ника правителя (вначале их было два — "левый" и "пра­вый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, го­сударственные расходы и пр.

Со временем вместе с усложнением функций государ­ственного аппарата стала больше разграничиваться дея­тельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положе­ние канцлера как первого помощника и главы администра­тивного аппарата делало его ответственным за все воен­ные приготовления.

Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое вы­полняло и некоторые функции организатора общественных работ.

Ведомство императорского двора сложилось в Ханьс­кой империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреп­лена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ве­домства императорского двора, располагавших значитель­ным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала долж­ность особого чиновника (душуйя), руководящего строи­тельством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными со­оружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточи­валась в руках императора.

Особая роль отводилась военному ведомству, возглав­ляемому тайвэем, к ведению которого относились комп­лектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тай-вэй наряду с первым министром (чэнсяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее приви­легированную категорию чиновников — "трех гунов".

В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный риту­ал должен был служить социальному сплочению, воспита­нию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. импе­раторской академией, готовящей высокопоставленных чи­новников. Он тем самым выступал в роли "министра обра­зования".

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали ра­боту всех его должностных лиц, следили за их благонадеж­ностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.

Глава ведомства сельского хозяйства был своеобраз­ным верховным казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных моно­полий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

Местное управление. Государственные формы эксп­луатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились пер­вые элементы территориального деления. Здесь были вве­дены округа, являющиеся налоговыми и военными едини­цами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направ­лялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении вла­сти центра на местах.

Циньско-ханьский Китай делился на области или ок­руга, те — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные еди­ницы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, ко­торые делили свою власть с представителями военного ве­домства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в ру­ках губернатора.

Община, несмотря на разрушение общинного земле­владения, продолжала играть роль относительно обособ­ленной единицы. Руководство общиной осуществляли ста­роста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повин­ности, но пользовались большой властью, вплоть до моби­лизации общинников-крестьян для защиты общинной тер­ритории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао}.

Бюрократический контроль распространялся и на орга­ны местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чи­новников, отвечающих за нарушения приказа или за пло­хую работу подчиненных им чиновников.

Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и.крестьянскими вос­станиями. Войны, в частности завоевание чжоусцами зна­чительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского го­сударства.

Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и раз­мещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лаге­рям выделялись земельные угодья, составлявшие их хо­зяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, нахо­дящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.

Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали муж­чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года;

и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чинов­ники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.

Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.

Суд. Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе..

Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за применением уголовных законов. Все дела онаиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресе- чение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности, мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции высту­пал сам император, который мог непосредственно разби­рать судебные дела.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия