Студопедия — На период 2260—2040 гг. до н.э. выпадает много волнений со­циального и политического характера, и его именуютпериодом переходным.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

На период 2260—2040 гг. до н.э. выпадает много волнений со­циального и политического характера, и его именуютпериодом переходным.






Среднее царство (2040—1786 гг. до н.э.) - время царствования XI—XII династий - становится временем расцвета, называемым также веком строительства пирамид. Про­исходит рост рабовладельческих и частных хозяйств, расслоение общины с обособлением мелких собственников. Возникают крупные поселения, становящиеся городами-государствами и названные греками номами. Иероглиф, обозначавший ном, изображал землю с кусочком реки и прямоугольной сетью отводных каналов. Возрос­шее со временем соперничество номов привело к ослаблению стра­ны Верхнего и Нижнего Египта, и она на время стала добычей вторгшихся племен гиксосов.

С 1770 по 1580 г. до н.э. — второй переходный период. Новое царство (1580—1085 гг. до н.э.) - время цар­ствования XVIII—XX династий египетских фараонов - отмечено возвышени­ем жречества и оформлением теократической деспотии, управля­емой бюрократизированным жречеством и наместниками в номах. Чатти становится первым и высшим администратором, управляю­щим из столичной канцелярии всем земельным фондом страны, всей системой водоснабжения. Он осуществляет верховный судеб­ный надзор и организует контроль над всем податным населени­ем. В этот период при фараоне Тутмосе III (XV в. до н.э.) Египет­ское государство простирается от нильских порогов до Средизем­ного моря и до Северной Сирии на востоке.

Позднее царство (1085—332 гг. до н.э.) становится временем упадка, соперничества жречества и вельмож и одновременно пе­риодом борьбы с частыми внешними агрессиями. Последним и ре­шающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским.

Социальная структура. Для Древнего Египта была ха­рактерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовле­ченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Вос­тока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее упот­ребляемым среди которых был термин, обозначающий про­столюдина, — мерет. Это понятие не имело четко выра­женного правового содержания, как и спорное понятие "слуга царя" — полусвободный, зависимый работник, про­существовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сель­ская община. Закономерный процесс внутриобщинного со­циального и имущественного расслоения был связан с ин­тенсификацией сельскохозяйственного производства, с ро­стом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руко­водящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впос­ледствии перешли к централизованному государству.

Долгое время Верхний Египет, расположенный вдоль узкой долины реки в южной части до первого из четырех порогов Нила, и Нижний Египет с его расширяющейся к северу доли­ной (дельтой) реки осваивались неодинаково. В письменном обо­значении Верхний Египет изображался иероглифом в виде ра­стения, произрастающего на полоске земли. Нижний Египет с его многорукавной заболоченной дельтой обозначался кустом папируса. Все сельскохозяйственное про­изводство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригацион­ных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных.

Интенсивно развивающееся поливное земледелие спо­собствует социальному расслоению, выделению управлен­ческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые госу­дарственные образования — номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместно­го ведения ирригационных работ.

Территориальное распо­ложение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Юж­ном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинни­ков-крестьян, с которых взимается государством рента-на­лог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых динас­тий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи "людей, скота, золота", на основе которых и устанавливались налоги.

Пре­допределял раннюю централизацию древнеегипетского го­сударства и сам характер хозяйства, связанный с постоян­ной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом мно­гих людей по преодолению их последствий.

Для политического устройства египетского общества, как и мно­гих других древневосточных обществ, характерны следующие черты:

. - политическая власть сосредоточена в одном центре;

- права и собственность разных общественных групп опреде­ляются центральной властью;

- сам принцип собственности слабо гарантирован властью;

- в обществе и государстве преобладает произвол, суть ко­торого в том, что властвует облеченный властью человек, а не су­ществующий закон (деспотизм фараона).

Централизованный деспотизм характеризуется с точки зрения административной тремя главными областями правительственного властного регулирования: финансовой, военной и строительной. По характеристике К. Маркса, восточная деспотия имеет три ве­домства: финансовое (ведомство по ограблению собственного на­рода), военное (ведомство по ограблению других народов) и ве­домство общественных работ (ирригация, храмы, зрелищные по­стройки).

Социальная иерархия, состоявшая из чиновников, стражей, земледельцев (общинников) и рабов, имела на вершине своей пи­рамидальной организации слой высших вельмож, а также жрецов во главе с фараоном — сыном Ра, бога Солнца. Сам титул фара­она иногда возводят к слову Ра-Фра (сын Ра). Его считали также двойником бога и величали иногда добрым богом и господином. Бли­жайшим помощником фараона был главный управитель и распоря­дитель чатти, иногда именуемый в учебной литературе джати или везиром.

Общественные институты включали общину, патриархальную семью, различные управляющие сословия: чиновников, жрецов, писцов, контролеров. В хозяйствах вельмож трудились их люди, состоявшие помимо надсмотрщиков из подневольной " челяди " и домашних рабов.

Формами землевладения были царское, храмовое, общинное, пожалованное за службу ("дом номарха"), а также наследственные земли ("дом отца моего").

Главными сословиями считались жрецы и воины, второсте­пенными — земледельцы, ремесленники и пастухи. Геродот упо­минает еще о кастах торговцев, толмачей и корабельщиков. Бра­ки между членами второстепенных сословий и рабами не были зап­рещены. Принадлежавшие к военному сословию владели вместе со своими семьями земельными участками, которые предоставлялись им взамен жалованья, оружием их снабжали с казенных складов. Число воинов при Рамзесе II доходило до полумиллиона обучен­ных военному делу людей.

Жрецы были самой почитаемой частью населения за их образ жизни, соответствующий строгим правилам, что касается чисто­ты и пищи, а также за их знания и многочисленные умения, включая вычисление периодов разлива Нила, строительство храмовых комплексов, создание других произведений искусства стро­ительного, живописного и словесного. Именно жрецам Египет был обязан устройством и развитием своего богослужения и понятий религиозного мировосприятия, составлением и изданием законов (которые, к сожалению, до нас не дошли), созданием письменно­сти. В качестве людей образованных и искусных в письме они имели предпочтение перед другими в занятии административных и судейских должностей.

Раннее создание единого государства с централизо­ванным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как са­мостоятельной единицы, связанной коллективным земле­пользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей.

Неким по­добием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебой­ное функционирование ирригационных сооружений, при­нудительные работы и пр.

Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхуш­ка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централи­зованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сло­жившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земель­ных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духов­ной знати трудились различные категории зависимых под­невольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военноп­ленные или соплеменники, доведенные до рабского состо­яния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им нор­му работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скуд­ное пропитание из царских складов.

Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств про­изводства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от "слуг царя", были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников

Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развити­ем торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расшире­нием сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с дру­гой — к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель ("дом номарха") наследственные земли ("дом отца моего"), стремится превратить свои держания в соб­ственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых ора­кулов, которые могли засвидетельствовать ее наследствен­ный характер.

Рано выявившаяся неэффективность громоздких цар­ских хозяйств, основанных на труде подневольных земле­дельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться "слугам царя" в аренду, она обра­батывалась ими в основном своими орудиями в относитель­но обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рен­та-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-пре­жнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы "слуг царя" выделяются так называе­мые нейясес ("маленькие”), а среди них "сильные неджес". Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не слу­чайно в XVI—XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких де­фицитных в Египте специальностей, как каменотесы, зо­лотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий ста­тус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объеди­нения ремесленников по специальностям.

Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия "дом", ранее обозначающее родственно-клановую группу подвлас­тных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес.

Сильные неджес вместе с низшими звеньями жрече­ства, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленни­ками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависи­мых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к край­нему обострению социальных противоречий в конце Сред­него царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впос­ледствии присоединились рабы и даже некоторые пред­ставители состоятельных земледельцев.

События тех лет описаны в красочном литературном памятнике "Речение Ипувера", из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, унич­тожили книги учета урожаев и пр. "Земля перевернулась, словно гончарный круг", — пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Они длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.

В результате победоносных войн Египет Нового цар­ства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложне­нии его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей пра­вящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое ме­сто они занимают в должностной иерархии, насколько близ­ко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести админист­рации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных шко­лах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.

Наряду с неджес в это время появляется и особая ка­тегория египетского населения, близкая к нему по поло­жению, обозначаемая термином "немху";. В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ре­месленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависи­мости от потребностей и нужд государства.

Связано это было с созданием по мере централиза­ции в Среднем царстве системы общегосударственного пе­рераспределения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерар­хически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключа­лась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категори­ям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные кате­гории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновни­ков, мастеров и "простых людей". Своеобразие этого деле­ния заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государ­ством в каждом конкретном случае с учетом его потребно­стей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

"Наряд" на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил "про­стого человека" к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую част­ную собственность. До тех пор, пока мастер не переводил­ся в разряд "простых людей", он не был бесправным чело­веком. Работая в том или ином хозяйственном подразделе­нии по указанию царской администрации, он не мог поки­нуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от поло­жения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновни­ков, военных и мастеров. Периодический учет и распреде­ление на работу основного резерва рабочей силы в Древ­нем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения госу­дарством египетского общества.

Государственный строй. Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданными богами. Согласно хронологии жреца Манефона, основанной на священных текстах, до земных правите­лей Египтом вначале правили боги, затем полубоги. В "Мемфисском богословском трактате" — творении жрецов Птаха, датиру­емом периодом Древнего царства, говорится; "Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил жертвоприношения, основал храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец". Боги-творцы уничтожают изна­чальный хаос в созданном ими человеческом сообществе и выс­тупают при этом в роли восстановителей всеобщей гармонии в виде Маат, т.е. особого общественного Порядка и Истины на месте беспорядка. Подобно богам, фараон также должен был стремиться утвердить Маат на месте беспорядка ("Тексты пира­мид"). Маат со временем воспринимается также принципом спра­ведливости, на котором строятся правильные человеческие отно­шения. В пантеоне богов появляется богиня справедливости с именем Маат.

Боги и земные правители выступают при этом одновременно властелинами и учредителями законов. Египетские визири — глав­ные помощники царей — начиная с Древнего царства выступают в роли жрецов Истины, что соответствовало возложенным на них судейским обязанностям наряду с административными и жрече­скими.

Когда-то в древности страна состояла из небольших храмо­вых городов-государств, имевших своих богов и управлявшихся по своим законам. В этих городах поклонялись разным богам: богу Солнца Ра, богине небес Нут, символу плодородия и одно­временно земному воплощению души Осириса быку Апису, доб­рожелательному богу воды, заботившемуся о душах умерших, богу-крокодилу Себеку. Богами плодородия были Исида и Осирис. По преданию, Осирис, красивый и добрый бог, был убит своим братом и злым богом пустыни Сетом, а затем воскрешен своей женой и сестрой Исидой (Изидой). Когда первый фараон Менее объединил Верхнее и Нижнее царства в единое государство, он провозгласил себя Гором, сыном Осириса. Его стали изображать с мотыгой в руках, главным благодетелем крестьян-земледель­цев, строителем дамб вдоль нижнего течения Нила и осушите­лем болот.

Египтяне, как и многие другие древние народы, были солн- цепоклонниками. В эпоху Среднего царства верховным божеством становится фиванский бог Амон, который отождествляется с более древним богом солнца Ра и начинает именоваться Амоном-Ра, фараон объявляется сыном этого бога. Амон-Ра был царем богов и одновременно царем Верхнего и Нижнего Египта. Люди вышли из очей его, боги из уст его. Он не только царь обоих Египтов, но "владыка всего, что обегает диск солнца", "владыка неба и влады­ка земли", "начало жизни". Лучи его кормят все пашни: установ­ленный им ход времени, в том числе сезонные циклы, предназна­чен для того, чтобы вновь и вновь рождалось сотворенное этим бо­жеством (Гимн богу Амону / Пер. и коммент. М. Коростовцева // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 68—70).

Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего разви­тия, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под на­чалом единого царя ускорило создание здесь централизован­ного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.

С помощью этого аппарата, систематически одаривае­мого центральной властью, происходило дальнейшее укреп­ление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам. Логи­ческим следствием изменений в египетской теологии стано­вится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сооб­щений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что ра­боты над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет на заготовку материалов и 20 лет на само строи­тельство). Привлекались к сооружению пирамиды все егип­тяне по очереди (на 3 месяца по 100 тыс. человек).

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основан­ная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинив­шего себе управление обширной территорией.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чи­новников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий со­циальный протест против царя — преступление против рели­гии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

Поскольку владыка страны был особой священной и чаще всего воспринимался как сын и наместник бога на земле, пользующийся его непререка­емым авторитетом, но в то же время послушный его воле и символическим указаниям, то напоминать ему о боже­ственных велениях были вправе только люди определенного сословия и религиозно-культового ранга, т.е. верховные жрецы храмов. При этом обращение к нему, могло быть только иносказательным. Его именовали символическим титулом "высокий дом", который про­износился по-египетски "пер-о", с чем связано и слово "фара­он".

Во внешних атрибутах фараон отчасти повторял титулатуру божества (как сын бога) — он тоже был владыкой Верхнего и Нижнего Египта, но вдобавок еще носителем многих необык­новенных и полезных способностей: он "владыка познания чело­веческого", олицетворение истины и справедливости. В одном из обращений к фараону его приравнивают к весам — характерно­му символу справедливого правосудия, уже существовавшему в юридической мифологии страны. "Ты весы... Твой язык — стрелка весов, твое сердце — гири, твои уста — коромысло" (Тураев Б.В, История Древнего Востока: В 2 т. Т. 1. М., 1936. С. 244).

И все же способность богов в решении дел по осуществлению власти над людьми, их судьбами была неизмеримо большей. Осирис, верховное божество эпохи Нового царства, величался влады­кой Двух Истин (для земного и для загробного миров одновремен­но). Он председательствовал, согласно мифологии, в загробном су­дилище, в своем дворце, именуемом Двором Двух Истин. Здесь со­биралась коллегия из 42 богов (вероятно, по числу номов), каждый из ее участников заведовал определенным грехом. Умерший чело­век переносился в загробный мир и представал перед коллегией Осириса с оправдательной речью. Его речь содержала перечень всевозможных и весьма добродетельных воздержаний — привыч­ные способы добропорядочного и законопослушного поведения: "не крал", "не грабил", "не убивал" (в этом речь умершего во мно­гом сходна с 10 заповедями Ветхого Завета), "не убавлял от меры веса", "не святотатствовал", "не совершал прелюбодеяний", "не подавал знаков в суде", "не оскорблял царя", "не оклеветал бога в городе своем". В такой речи имелись и весьма тонкие различе­ния добропорядочного поведения, которые характерны для высо­кой культуры повседневного общения: "не был глух к правой речи", "не был несносен", "не был тороплив в сердце своем", "не шумел", "не надменничал" и др. (125-я глава "Книги мертвых", Вторая оправдательная речь умершего. Пер. И.М. Дьяконова // По­эзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 72—73).

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере во времена царствования той или иной династии). При этом характерной особенностью внутриполитической жизни была борьба за власть и влияние между фараонами, жрецами и крупными вельможами. Статусная власть фараона обреталась в сложной борьбе между представителями различных фракций и слоев господству­ющего класса, и прежде всего представителей жреческого и бюрократического сословий (сановники, наместники, советники, писцы и др.). Династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипо­стасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много. Египетские фараоны обычно имели главную жену, египтянку, которой по традиции становились их родные или единокровные сес­тры, и несколько второстепенных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородства был при этом традиционно решающим.

Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, "войти" в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

Эти представления и служили признанию нового не­наследственного фараона, легитимации власти новой пра­вящей династии, которые, как свидетельствует длитель­ная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных номархов или главных жрецов храмов.

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, осо­бенно военной и жреческой верхушке. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справед­ливости (маат), следование которым считалось особой зас­лугой царя-бога. Аменхотеп III (1491—1424 гг. до н.э.), на­пример, в своих надписях указывал, что он всегда "соблю­дал закон", т. е. установленный в Египте правопорядок.

В главе 125 "Книги мертвых", обширном произведении, составленном в эпоху Нового царства на основе более ран­них жреческих записей (которые клались в гробницу при погребении царей и сановников в качестве своего рода путе­водителя для мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв гласила: "Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного". "Речение Ипувера", как и другое литературное произведение древности "Пророчество Неферти", содержит предостережение в адрес правителей, Нерадение и ошибки в управлении которых могут привести к краху государства, его гибели, "когда Нил иссыхает, а женщины не рожают".

Все эти тексты свидетельствуют о двойственном пред­ставлении египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает как все, впадает в грехи, приходит к "Суду вечности", обремененный хоро­шими или дурными делами, и может быть осужден.

Природа фараона-человека слабая, смертная, подвер­женная страданиям, всяческим напастям, только соеди­нившись с природой божественной, оказывается способной к выполнению исключительной сверхъестественной роли, в которой египтяне видели залог их благополучия не толь­ко на земле, но и при вхождении в посмертное бытие. В этом свете можно по-иному взглянуть и на само понятие восточная деспотия, и на массовое участие египтян в стро­ительстве пирамид, которое стимулировалось, видимо, не одним насилием, приказом.

По мнению многих историков, в Египте су­ществовал обычай, согласно которому после смерти фараона со­зывалось собрание для решения вопроса, достойно ли он правил в отпущенный ему земной срок. Частное обвинение против фара­она было правом каждого гражданина, и, если правитель был признан виновным в злоупотреблении, он был лишаем погребения.

Двойственность представлений египтян о власти отра­жалась и в особенностях управленческого аппарата древне­египетского государства, который, несмотря на свою много­численность, был слабо дифференцирован. Почти все чи­новники Египта были одновременно связаны с хозяйствен­ной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем если со временем прямая связь царских чиновников с дея­тельностью тех или иных хозяйственных подразделений воз­растала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления.

На всех этапах развития Египта особая роль в управ­лении государством принадлежала царскому двору. О раз­витии функций государственного аппарата могут свидетель­ствовать изменения полномочий первого помощника фара­она — чатти (джати). Чатти (джати) сначала жрец города — резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ве­дающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. Полномочия чатти (джати) со временем выходят за рамки управ­ления царским двором, царским хозяйством. В Новом цар­стве чатти осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — выс­шая военная власть. Он контролирует набор войска, строи­тельство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рас­сматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государ­стве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Должность чатти обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых динас­тиях, например V и VI, — какой-либо из высокопоставлен­ных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было сви­детельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем чатти находились главы специали-

зированных управлений: "начальник дома оружия, руководивший военным

ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строитель-

ство кре­постей и пр., "заведующий тем, что дает небо, производит земля и

приносит Нил" — хранитель государственных ам­баров и складов, "началь-

ник работ", отвечавший за круп­ное строительство и пр.

Слабая дифференциация отдельных звеньев управлен­ческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хо­зяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название "послушных призыву";. Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли вхо­дить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — толь­ко рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

"Послушные призыву" — это те, кто мог непосред­ственно выслушать и должен был выполнить приказ свое­го господина. Одно и то же лицо могло иметь "послушных призыву" и состоять в группе "послушных призыву" свое­го господина, начальника высшего ранга.

В системе органов управления особую роль играла груп­па "больших послушных призыву царя" — придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохрани­телей царя. Часть своих управленческих функций предста­вители этой группы могли передавать своим "послушным призыву". Они зачастую совмещали ряд должностей, полу­чая за каждую из них особое должностное земельное вла­дение. "Большие послушные призыву царя" возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их "послушные призыву".

Так, например, особо многочисленную группу состав­ляли работники "белых домов";, центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома "царских сокровищ" — своеобразного на­логового ведомства. Древние надписи говорят о "начальни­ке послушных призыву дома его величества", ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о "начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество", о "начальни­ке послушных призыву местоприбывания царя", т. е. соб­ственно дворцовых слуг и пр.

Особую группу "послушных призыву богов" составля­ли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавля­лась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных подразделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строи­тельстве ирригационных сооружений или царских гробниц.

Местное управление. Древнее царство — это объедине­ние небольших сельских общин, во главе которых стояли общинные старосты и общинные советы — джаджаты. Об­щинные советы в Древнем царстве, состоящие из представи­телей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 486. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия