Студопедия — Дальнейшее социально-политическое развитие Японии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дальнейшее социально-политическое развитие Японии






В императорское правительство Японии в 1868 г. вошли даймё и самураи Юго-Западных княжеств, сыгравшие важную роль в свержении сегуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в той или иной мере втянут в предпринимательскую деятельность. У антибакуфских социально-политических сил Японии с самого начала не было конструктивной программы пере­стройки старого государственного аппарата и тем более его демократизации. В "Клятве", провозглашенной в 1868 г., император обещал "создание совещательного собрания", а также решение всех дел управления "согласно обществен­ному мнению", без указания конкретных сроков.

Последующие десятилетия 70—80-х гг. были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоев. На общем фоне широкого народного дви­жения усиливаются оппозиционные настроения среди тор­гово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, вы­ступающих против засилия в государственном аппарате приближенной к императору знати. Политически активи­зируются определенные круги помещиков и сельской бога­той верхушки, требующие снижения налогов, гарантий пред­принимательской деятельности, участия в местном управ­лении.

Настроения протеста, выливающиеся в требования из­менения государственного управления и принятия конституции, приводят к объединению оппозиционных, демокра­тических течений в широкое "Движение за свободу и на­родные права". Использование либеральной оппозицией уко­ренившихся и доступных широким массам стереотипов ре­лигиозного сознания сделало это движение поистине массо­вым. Лозунги движения основывались на центральном в японском религиозном сознании понятии "Неба" как выс­шего начала, способного наделить чем-то или погубить че­ловека. Восприняв идеологию французских просветителей о естественных правах человека, лидеры "Движения за сво­боду и народные права" искали ключ к пониманию ее сути в традиционных понятиях. Естественные права человека при переводе на японский трансформировались, таким образом, в "права человека, дарованные Небом", а "свобода и народ­ные права" соотносились с конфуцианским требованием разумности ("ри") и справедливости ("га").

Правительство ответило на требования конституцион­ных реформ репрессиями, арестами, преследованиями про­грессивной печати и пр. Вместе с тем перед угрозой народ­ных выступлений в правительстве зреет понимание необхо­димости компромисса с либеральной оппозицией. В 1881 г. император издает указ о введении с 1890 г. парламентского правления. В преддверии конституционных реформ проис­ходит значительная перестройка всей политической систе­мы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция организа­ционно оформляется в политические партии. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представ­ляла интересы помещиков, средних городских слоев и сель­ской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники. Партия консти­туционных реформ (Кайсинто), в которую вошли предста­вители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, создан­ная в 1882 г., стала другой умеренной партией оппозиции.

Политические программные требования у обеих пар­тий были почти одинаковы: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, ликвидация монополии в управлении страной узкого круга бюрократии и самурайства. Они дополнялись экономически­ми требованиями снижения налогов, пересмотра неравно­правных договоров с западными странами, укрепления по­зиций японской буржуазии за счет развития внешней тор­говли, проведения денежной реформы и пр. В рамках Либеральной партии формируется левое крыло, ставящее своей задачей установление республики, лидеры которого в 1883 — 1884 гг. возглавляют открытые антиправительственные вы­ступления. После начала работы парламента в 1890 г. пар­тии Дзиюто и Кайсинто стали играть все более пассивную роль в политической жизни страны. В 80-х гг. начинает про­являть себя как самостоятельная социальная и политиче­ская сила растущий рабочий класс Японии. Создаются пер­вые рабочие организации, в рабочее движение проникают социалистические идеи.

На требования оппозиции правительство отвечает соз­данием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные рефор­мы угодными ему рамками. Требования этой партии не идут дальше пожеланий "свободы слова и печати совместно с общественным спокойствием". Охранительным целям, на­ряду с созданием правительственной партии, служило и предконституционное законодательство. Так, законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов, которым было предоставлено впоследствии право форми­ровать верхнюю палату японского парламента.

В 1885 году создаются отдельные министерства и каби­нет министерств европейского образца, ответственный в сво­ей деятельности перед императором. В 1886 г. восстанавлива­ется в качестве совещательного органа при императоре лик­видированный ранее Тайный совет. В этом же году вводится экзаменационная система назначений на чиновничьи должно­сти. В 1888 г. проводится новая административная реформа. В каждой префектуре создаются выборные органы управления, обладающие совещательными функциями, которые, в свою очередь, находятся под строгим контролем министерства внут­ренних дел. Своеобразным венцом этого законодательства стал полицейский закон об охране порядка, принятый в 1887 г. и закрепивший под страхом суровых наказаний создание тай­ных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегаль­ной литературы. Движение "за свободу и народные права" было разгромлено с помощью репрессивных мер.

Во исполнение обещания импера­тор "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию, от­менить или изменить которую мог только он сам.

Решающую роль в подготовке «Конституции великой Японской империи" сыграл глава Конституционного коми­тета, будущий премьер-министр Японии Хиробуми Ито, который исходил из того, что так как в Японии не сущест­вует "объединяющей религии", подобно западному христи­анству, то центром конституционного правления должна стать императорская династия, олицетворявшая государст­во и нацию.

Новая Конституция (а также ее официальный коммен­тарий), представляла собой умелое переложение принци­пов, заимствованных из западных конституций (и прежде всего прусской Конституции 1850 г.), на основополагающих началах тэнноистской идеологии. В этом заключалась суть политического компромисса между теориями синтоистских традиционалистов и сторонников западного конституциона­лизма, призванного прекратить общественное брожение, вызванное движением "за свободу и народные права".

Согласно ст. 1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к "единственной и не­прерывной во веки веков" династии. Особа императора, в соответствии с "божественным" законом, объявлялась "свя­щенной и неприкосновенной". Император как глава госу­дарства имел право объявлять войну и мир, заключать до­говоры, созывать и распускать парламент, руководить во­оруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законода­тельная власть, согласно Конституции, также вверялась "им­ператору и парламенту" (ст. 5). Император утверждал за­коны и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 кон­ституции императорские указы, изданные в случае "настоя­тельной необходимости поддержания общественного поряд­ка", во время перерывов в работе парламента имели силу закона. Эти указы и появлялись, как правило, во время пар­ламентских каникул, которые длились 9 месяцев в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Министры, как и все высшие должностные лица, не только назначались императором, но и были ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как служе­ние императору — сакральному центру конституционного порядка. Сам же император был ответственен только пе­ред Богом, чему противоречило, на первый взгляд, требо­вание Конституции осуществлять им свою власть "в соответствии с Конституцией" (гл. 4). Видимость этого проти­воречия устранялась главным конституционным постула­том, что сама конституция — "божественный дар" импе­раторского самоограничения, предоставления императором некоторых прав парламенту, правительству, подданным. Конституция и построена по этой концептуальной схеме самоограничения, путем перечня прав парламента, прави­тельства, а также прав и свобод подданных.

В комментариях к конституции Ито, провозглашая императора священным центром нового конституционного порядка, подчеркивал, что конституция — его "благоже­лательный и милосердный дар". Касаясь вопроса ответст­венности министров перед императором, а не перед пар­ламентом, он рассматривал деятельность самого парламента как служение императору путем "внесения своей доли в гармоничное осуществление уникального государства — семьи", во главе которой и стоит император.

Парламент, наделенный по конституции законодатель­ными правами, состоял из двух палат: палаты пэров и па­латы представителей. Каждая палата имела право высту­пать с представлениями правительству, "касающимися за­конов и другого рода предметов", но ст. 71 Конституции за­прещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Для решения во­просов в палатах требовалось абсолютное большинство го­лосов.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата из­биралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не полу­чили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие "особые заслуги" пе­ред императором. Срок полномочий нижней палаты опре­делялся в 4 года, верхней — в 7 лет. Министры были при­званы лишь "подавать совет императору". Института "во­тум недоверия" Конституция не знала.

Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду "секретных". Отсутствовал фактически у японского парламента и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного пар­ламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюд­жет предыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции пре­дусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы "для осущест­вления правомочий самого императора" и для расходов, "свя­занных с обязательствами правительства". Расходы прави­тельства без согласия парламента могли быть узаконены и самим императором.

В Конституции нашла отражение относительно самостоя­тельная роль военщины, правящей монархической бюрокра­тии, — двуединой силы, ставшей со времен буржуазных ре­форм активным проводником интересов господствующих классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей монопо­листической буржуазии. Это выражалось, в частности, в осо­бом, привилегированном положении таких звеньев государ­ственного аппарата, как Тайный совет, Геиро (совет старей­шин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руково­дящей верхушкой армии. Тайный совет, состоящий из пре­зидента, вице-президента и 25 советников, назначался импе­ратором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать госу­дарственные дела по запросам императора. Фактически ка­ждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган Генро, оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1889 году император установил, что все наиболее зна­чимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя прави­тельство, даже военного и морского министров. Военщина могла тем самым влиять на решение императора о замеще­нии двух главнейших постов в правительстве — военного и морского министров, предрешая тем самым вопрос не толь­ко о составе правительства, но и его политике. Это положе­ние в 1895 г. было законодательно закреплено. Посты воен­ного и морского министров могли замещать лишь военные, находящиеся на действительной военной службе.

Специальный раздел Конституции был посвящен пра­вам и обязанностям японских подданных (платить налоги и нести военную службу), которые отождествлялись с их дол­гом перед "божественным" императором. Среди прав и сво­бод японских подданных названы свобода выбора местожи­тельства, перемещения, свобода от произвольных арестов, слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались в "установленных законом пределах".

Сугубо формальный характер этих прав и свобод осо­бенно ярко проявился в отношении свободы вероисповеда­ния, затрагивающей самую чувствительную сторону япон­ского мировоззрения. Требование отделения религии от го­сударства, признания свободы вероисповедания все настой­чивее стали звучать еще в период, предшествующий при­нятию конституции, по мере того, как идеи свободы и ра­венства овладевали умами наиболее образованных слоев общества. Под влиянием этих требований в 1877 г. было ликвидировано Министерство религиозного образования.

Пересматривая в очередной раз свою религиозную по­литику, правительство в 1882 г. предприняло хитроумный ход. Формально провозгласив "свободу религии", оно объя­вило синтоизм не религией, а государственным ритуалом. В связи с этим всем синтоистским священникам импера­торских и государственных святилищ было запрещено со­вершать религиозные обряды и проповеди. Они должны были отправлять лишь государственные ритуалы, верховным блю­стителем которых в качестве главного священнослужителя становился сам император, что лишь усиливало его религи­озный авторитет. Синтоизм, таким образом, превращался в некую "сверхрелигию", непосредственно включенную в го­сударственную систему.

Сознательному восприятию индивидуальных прав и свобод препятствовало и целенаправленное внедрение вла­стями в общественное сознание принципа "священной япон­ской национальной общности" ("кокутай"), идеи, четко вы­раженной Ито, что "отношения между властями и подданными были изначально определены при основании япон­ского государства".

Формальное закрепление буржуазно-демократических прав и свобод не могло изменить сугубо консервативного характера Конституции 1889 г., но Конституция стала опре­деленным шагом вперед по пути крайне ограниченной де­мократизации японского общества. Вместе с утверждением представительного органа, провозглашением буржуазно-демократических прав и свобод она способствовала станов­лению фактически новой переходной формы японского го­сударства от абсолютной к дуалистической монархии, в рам­ках которой в последующие десятилетия не только консер­вировались феодальные пережитки, но и происходило стре­мительное развитие японского капитализма.

Конституция 1889 г. оп­ределила лишь общие принципы будущей перестройки су­дов в Японии, формально установив несменяемость и неза­висимость судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Компетенция об­щих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Статья 60 Конститу­ции предусматривала создание особых, административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии, согласно ст. 16 Кон­ституции, принадлежало императору, так же как и замена наказания по суду.

Старая судебная система и судопроизводство в Японии перестраивались медленно. Еще до принятия конституции японскими политическими деятелями, юристами было про­ведено широкое изучение судебных и правовых систем за­падных стран. Этому способствовала деятельность вновь созданных таких научных центров, как Франко-правовая школа (1879), Профессиональная правовая школа Мэйдзи (1881), Английская школа права (1885) и пр.

С 1872 года в суды стали допускаться представители прес­сы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена кров­ная месть. В 1874 г. ограничиваются, а затем полностью запре­щаются пытки в уголовном судопроизводстве.

В 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, созда­ются местные окружные, апелляционные судебные инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда право­судия образовались коллегии административных судов.

Закон в соответствии с конституцией формально за­крепил принцип несменяемости и независимости судей, предусмотрев возможность смещения, понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом же году был принят Закон о дисципли­нарной ответственности судей. Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции, обес­печивающего общий административный надзор за японским правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты.

Для замещения должности судьи, согласно Закону 1890 г., требовались юридические знания и профессиональ­ный опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответст­вующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.

Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со шта­том местных прокуроров, подчиняющихся строгой суборди­нации. К прокурорам предъявлялись те же квалификаци­онные требования, что и к судьям, на них также распро­странялся контроль министра юстиции, которому принад­лежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам.

В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвока­ты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрис­дикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дис­циплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения, "правоохранительная" система Японии еще долго оставалась репрессивным при­датком имперской власти.

Эпоха промышленного развития в Японии почти полностью совпала со временем перехода к крупному корпоративному капитализму. Этому способствовала целенаправленная по­литика абсолютистского государства, осуществление им широких экономических и военных функций. В целях пре­одоления технического и военного отставания от передовых капиталистических государств японское государство не толь­ко всемерно стимулировало развитие частного капитали­стического предпринимательства, но и само активно участ­вовало в промышленном строительстве, широко субсиди­руемом за счет налоговых поступлений. Государственной казной финансировалось строительство большого числа во­енных предприятий, железных дорог и пр. Промышленным строительством руководило созданное в 1870 г. министерст­во промышленности.

Сращивание банковского и промышленного капиталов, относительно раннее образование японских монополий были ускорены последующей передачей за бесценок банковским домам, таким, как Мицуи, Сумитомо и другие, промышлен­ных предприятий, принадлежавших государству. Возника­ют монополистические концерны ("дзайбацу"), представляю­щие собой ряд связанных фирм, контролируемых одной материнской фирмой или группой финансистов.

Японское государство, однако, консервируя феодаль­ные пережитки во всех сферах жизнедеятельности япон­ского общества, еще долго уступало по уровню развития Европе и США. В социальной области существовали не толь­ко полуфеодальное помещичье землевладение, кабальная эксплуатация крестьян-арендаторов, засилие ростовщиков, сословные различия, но и жесточайшие формы эксплуата­ции, социальное бесправие рабочих, полуфеодальная кон­трактация промышленниками рабочей силы в деревне и пр. В политической области феодальные пережитки выража­лись в абсолютистском характере японской монархии с пре­обладающей ролью помещиков в правящем помещичье-буржуазном блоке, сохранившемся вплоть до первой мировой войны, в политическом засилии помещиков в японской де­ревне.

Не успев быть признанной в качестве конкурента дру­гими мощными в военном отношении державами, Япония очень рано пошла по пути экспансионистской политики. В целях передела мира в свою пользу в 1876 г. началась японская военная активность в Корее, в 1894 г. японская военщина развязала войну в Китае.

Создание большой современной армии и военно-мор­ского флота стало особой заботой нового японского импера­торского правительства с первых дней его существования. Этому способствовали та важная роль, которую играли в государстве влиятельные милитаристские клики, недоволь­ство сотен тысяч самураев, оказавшихся не у дел, лишив­шихся своих прежних феодальных привилегий, тэнноистская идеология с ее мифами о великой миссии японцев как нации "уникальных моральных качеств", призванной сами­ми богами "спасти человечество", установить гармонию во всем мире путем распространения на него власти "богорав­ного тэнно". Именно в это время в Японии распространился лозунг "весь мир под одной крышей", рассматривавшийся как божественный императив.

Пособником милитаризации страны, военных авантюр фактически стал и японский парламент. После японо-ки­тайской войны 1894—1895 гг. все парламентские оппозици­онные партии стали единодушно поддерживать военную по­литику правительства, из года в год увеличивавшего во­енные ассигнования.

Армии наряду с разветвленным полицейским аппара­том отводилась в это время и важная роль в охране правя­щего режима. С этой целью она всемерно ограждалась от проникновения демократических идей, изолировалась от политической жизни страны. Военнослужащие не только лишались избирательного права, но и всех других полити­ческих прав и свобод, которые могли применяться к ним, согласно ст. 32 Конституции, "лишь постольку, поскольку они не противоречили уставам и военной дисциплине".

Строительство новой армии и военно-морского флота происходило с помощью иностранных специалистов, глав­ным образом из Англии и Франции. Молодых японцев для изучения военного дела посылали за границу. Свойственны были японской армии и сугубо феодальные черты — засилие в течение многих десятилетий самурайских элементов, преобладание в руководстве армии и флота выходцев из феодальных кланов бывших Юго-Западных княжеств и др.

При общей поддержке политически активной частью японского общества милитаристско-экспансионистской го­сударственной политики правящему блоку удалось сфор­мировать в 1898 г. достаточно дееспособное парламентское большинство. Благодаря созданию "конституционной пар­тии", объединившей и оппозицию, в том же году был сфор­мирован первый в истории Японии партийный кабинет. Не­смотря на недолговечность и искусственность парламент­ского кабинета, в который вошли представители одной проправительственной партии, сам факт его создания стал важ­ным политическим событием, заставившим военно-бюрокра­тические круги по-новому взглянуть на роль политических партий и самого парламента. В 1890 г. в Японии была прове­дена реформа избирательного права, расширившая число избирателей. Так началось медленное, непоследовательное (сопровождаемое, например, расширением полномочий Тай­ного совета за счет парламента и пр.) перерастание абсо­лютной монархии в ограниченную, дуалистическую, кото­рое было прервано последующей подготовкой к "большой войне" и установлением монархо-фашистского режима в Японии.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 414. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия