Студопедия — Б. Малиновский. когда не заходил в эту рощу не столько из страха нарушить табу, сколько из-за боязни подцепить маленьких красных клещей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б. Малиновский. когда не заходил в эту рощу не столько из страха нарушить табу, сколько из-за боязни подцепить маленьких красных клещей






когда не заходил в эту рощу не столько из страха нарушить табу, сколько из-за боязни подцепить маленьких красных клещей, кото­рые в самом деле являются сущим наказанием. Для исполнения одного из магических обрядов товоси из Тилакаивы отправляется в этот священный лес и кладет большой клубень каси-иена (разно­видность ямса) на камень. Это — подношение для балома.

Заклинание звучит следующим образом:

"Аваита-у икавакавала Овававала?

Иаегула-и Насибова-и,

Акавакавала Овававала]

Т any ала: Бала баисе акавакавала, Овававала Иаегула-и

Насибова-и акавакавала Овававала; бала баисе,

Агубитпамуана, олопоуло Овававала; бала баисе

Акабинаигуади олопоуло Овававала";.

В этой формуле нет догина (заключительной части). Переводится она следующим образом:

"Кто наклоняется в Овававиле?52

Я, Насибоваи (имя собственное нынешнего товоси)

наклоняюсь в Овававиле! Я отправлюсь туда и наклонюсь в Овававиле; Я, Насибоваи наклонюсь в Овававиле; я отправлюсь туда и принесу ношу

[здесь маг отождествляет себя с камнем,

на котором лежит каси-иена] в кабома Овававиле. Я отправлюсь туда и раздуюсь

[здесь он говорит о посаженном клубне] в роще Овававиле".

В этой церемонии связь между балома и магией не очень заметна, но она существует, а соотнесение с местностью служит еще одним связующим звеном между традицией предков и магией. Это все о земледельческой магии.

В двух самых важных системах рыболовной магии Киривины, т.е. в магии деревни Каибуола, необходимой для охоты на акул, и магии, способствующей ловле калала (кефаль?) деревни Лаба-и, духи также играют свою роль. Так, в обеих системах один из риту­алов заключается в подношениях балома, которые также берутся из ула-ула, платы, предоставляемой магу жителями его деревни. В "акульей" магии один из обрядов происходит в доме мага. Испол­нитель обряда кладет небольшие кусочки приготовленной рыбы (ко­торую он получил в качества ула-ула) и немного орехов бетеля на один из трех камней (каилагила), которые помещаются вокруг очага


БАЛОМА

и служат в качестве подставок для больших глиняных горшков, в которых варят еду. Затем он произносит следующую формулу: У-ула: "Камкуамси ками Ула-ула кубукуабуиа, Инене-и, Ибуаигана И-иовалу, Ви-иамоуло, Улопоуло, Боваса-и, Бомуагуеда". Тапуала и догина: "Кукуавиласи поуло, куминум куаидаси поуло; окавала Вилаита-у; окавала Обувабу;Кулоуси кувапуашсе вадола куа-у обуарита, кулоуси кулувабоуодаси куа-у обуарита куиаиои-уваси кукапуагегаси кумаисе кулувабодаси матами пуалалала. око-талела Винаки";.

У-ула можно перевести:

"Ешьте свою ула-ула (дар, плата за магию), о незамужние жен­щины, Инене-и" и т.д. (это все имена собственные женских балома).

В тапуала есть слова, которые я не смог перевести, но общий смысл понятен: "Испортьте нашу рыбную ловлю, принесите неудачу нашей рыбной ловле" (пока это заклинание, построенное по при­нципу 'от противного': в повелительной форме оно перечисляет дей­ствия, которые должны быть предотвращены); "Идите, откройте пасть акулы в море; идите, сделайте так, чтобы акула встретилась в море, чтобы оставалась открытой (зияющей) ее пасть; идите, сделайте так, чтобы они встретили акулу; ваши глаза (?); на бе­регу Винаки".

Во всяком случае, этот отрывочный перевод показывает, что, стремясь обеспечить удачную охоту на акулу, непосредственно взы­вают к били балома (форма множественного числа от балома, упот­ребляемая когда эти духи выступают в качестве действующего фак­тора в магии) незамужних женщин.

Мой информатор не меньше меня самого был озадачен вопросом: "Почему женским, а не мужским балома приписывается эффектив­ность в этом виде магии?" Но вообще-то всякому, а не только магам, было известно, что именно женские балома являются толипоула, "хозяевами рыбной ловли". Маг и некоторые другие мужчины, ко­торых я спрашивал, посоветовавшись между собой, осторожно пред­положили, что мужские балома отправляются рыбачить с мужчи­нами, а женские балома остаются покинутыми, и чтобы они не гне­вались, маг должен их накормить. Другой мужчина указал на то, что в мифе, объясняющем существование охоты на акул в Каибуоле, женщина играет важную роль. Но было ясно: всем моим информа­торам женское начало толипоула казалось столь естественным, что такой вопрос ранее никогда не приходил им в голову.



Б. Малиновский


БАЛОМА



 


       
   

Ловля калала в деревне Лаба-и ассоциируется с мифическим ге­роем Тудавой, которого предание особенно тесно связывает именно с этой деревней. Считается, что он был в некотором смысле предком нынешних правителей Лаба-и. Магия, сопутствующая этому виду рыбной ловли, главным образом сопряжена с мифологическими де­яниями Тудавы. Так, он жил на берегу, откуда и сейчас отправля­ются ловить рыбу и где произносятся самые важные магические формулы. Далее, Тудава имел обыкновение ходить по дороге, ве­дущей от берега к деревне; и на этой дороге есть места, которые, по преданию, свидетельствуют о его деяниях. "Традиционное присут­ствие", если можно так выразиться, героя ощущается во всех местах, где ловят рыбу. Вся округа "опутана" табу, которые особенно строги во время рыбной ловли. Ею занимаются регулярно — в течение примерно шести дней в месяц, начиная с йяпила (дня полнолуния), когда рыба стаями заходит на мелководье между барьерным рифом и берегом. Туземное предание гласит, что Тудава приказал рыбе калала жить в "больших реках" архипелага Д'Антрекасто и раз в месяц подходить к берегу Лаба-и. Но и магические заклинания, также введенные Тудавой, обязательно следует всякий раз пускать в ход, ибо если ими пренебречь, то рыба не придет. Имя Тудавы, вместе с именами других предков, фигурирует в длинном заклина­нии, которое произносится в начале каждого рыболовного периода на берегу возле большого священного камня, называющегося Бом-ликулику53. Заклинание начинается словами:

"Тудава кулу Тудава;

Ибу-а кулу, Ва-ибуа;

Кулувидага, Кулубаивоие, Кулубетото,

Муага-и, Карибуиува" и т.д.

Тудава и Ва-ибуа — мифические предки, принадлежащие деревне Лаба-и. Первый из них, как мы уже знаем, — великий "культурный герой" острова. Стоит отметить игру слов: "ибу-а — Ва-ибуа";, оче­видно она обусловлена интересами ритма. Слово кулу, вставленное между повторяющимися именами — Тудава и Ибуа — и служащее префиксом трех следующих далее имен, мои информаторы перевес­ти не могли, не видел я и никакого этимологического решения этой проблемы. После имен собственных, перечисленных выше, следует восемь имен без термина родства, и шестнадцать с таковым — тубугу ("мои деды"), — предваряющим каждое из них. Затем на­зывается имя непосредственного предшественника нынешнего мага. Мой информатор не смог объяснить, почему одни имена были пред-


ставлены с термином родства, а другие — без него. Но он был совершенно убежден, что эти два способа перечисления имен не являются равноценными или взаимозаменяемыми.

В течение шести дней, пока продолжается рыбная ловля, ежед­невно делают подношения балома. Небольшие кусочки приготов­ленной рыбы (размером с каштан) и кусочки орехов бетеля (а теперь также табак) кладутся магом на камень Бомликулику со следующи­ми словами:

"Камкуамси ками ула-ула, нунумуаиа:

Иликилалува, Илибуалита;

Кулисасисама" 54.

Это означает:

"Ешьте свою ула-ула (подношение за исполнение магии),

о старые женщины:

Иликилалува (имя собственное), Илибуалита (имя собственное);

откройте ее".

Это акулье заклинание, или призыв, повторяется ежедневно при каждом подношении. Другой заговор, называющийся гувагава, про­износится нараспев ежедневно в течение шести дней над некоторыми листьями; он обладает силой привлекать рыбу калала. Заговор на­чинается с перечня предков, все они именуются либо "предок", либо

"дед".

Существует заклинание, которое проговаривается только один раз, в начале шестидневного периода рыбной ловли, на дороге, ве­дущей из деревни Лаба-и к берегу. Оно произносится нараспев над растением (либу), вырванным с корнем из земли и положенным поперек дороги. В этом заклинании есть следующая фраза:

"Иамуана иаегуло, Умналибу Таи-иоко, Кубугу, Таигала, Ликиба"55

Это также перечисление имен, все они, как говорят, принадлежат предкам нынешнего мага.

Другая формула, в которой содержатся имена предков, распева­ется, когда маг подметает пол у себя в доме в начале периода рыбной ловли. Это заклинание начинается так:

"Боки-у, Калу Боки-у; Тамала, Кури Тамала; Тагеуло, Куритагеуло";.

Все это имена предков субклана мага. Характерным является пов­торение имен с прибавлением префикса, "Боки-у, Калу Боки-у" и т.д. Представлено ли полное имя человека первым словом, а второе









Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 325. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия