Б. Малиновский.
структурными, организационными основами общества, а не просто пример общего антропологического феномена, состоящего в том, что все меняется по мере нашего продвижения по поверхности земли. Ясно, что все эти теоретические соображения — результат опыта длительной работы в полевых условиях, и привести их здесь, в связи с уже изложенными данными, представлялось мне вполне целесообразным, потому что они тоже принадлежат к сфере этнологических фактов, только это факты гораздо более общего характера. Однако именно благодаря такому высокому уровню генерализации они более важны, чем детали обычаев и верований. Только два условия, в равной мере обеспеченные исследователем, — выведение общих закономерностей и подробное документирование — делают информацию действительно полной, отражающей предмет нашего интереса. 1 Работа основана на результатах этнографических исследований, проделанных в Британской Новой Гвинее благодаря Стипендии Роберта Монда по финансированию научных поездок (Лондонский университет) и Стипендии Констанс Хатчинсон Лондонской Школы Экономики (Лондонский университет) при содействии Департамента иностранных дел Австралийского Союза (Мельбурн). Автор провел около десяти месяцев, с мая 1915 г. по март 1916 г., в Омаракане и соседних деревнях Киривины (острова Тробриан), живя все это время в палатке среди туземцев. Уже к октябрю 1915 г. автор выучил местный язык достаточно хорошо для того, чтобы отказаться от услуг переводчика. Автор хотел бы выразить признательность за оказанную ему помощь м-ру Атли Ханту, Секретарю Департамента иностранных дел Австралийского Союза, и Д-ру Зелигману, профессору этнологии Лондонского университета. Неизменная доброжелательность и поддержка д-ра Зе-лигмана стали для автора неоценимой помощью в ходе всей его работы, а труд проф. Зелигмана "Меланезийцы Британской Новой Гвинеи" обеспечил прочный фундамент, на котором можно было строить представленные исследования. Сэр Болдуин Спенсер, кавалер ордена Св. Михаила и Св. Георгия 2-й степени, любезно согласился прочитать отдельные части рукописи и дал автору ценные советы по нескольким важным вопросам. Ил. 5. "Корвар", изображение предка (бухта Гилвинк, Новая Гвинея). Голова подобных изображений иногда бывает изготовлена из дерева, иногда же (как в этом случае) использовался подлинный череп. Ажурный экран перед изображением украшен орнаметном с символическим изображением змей. Г? БАЛОМА
Ил. 6. П. Гоген. Варварские сказания. 1902. Эссен музей
2 Описание социологии Киривины см.: C.G Seligman, The Melanesians of 3 Seligman, op.cit., p.733. 4 Обсуждение различных версий см. ниже. Там же см. обсуждение сущ 5 Меня поразило огромное различие в этом отношении между этнической 6 См.: Seligman, op.cit., ch. XLVII, где описаны подобные "роковые" 7 Предварительное погребение и захоронение в центре деревни недавно 8 Необходимо отметить, что в древние времена могила располагалась Теперь, когда могила находится вне деревни, от охраны пришлось отказаться, и мулукуауси могут терзать труп как им заблагорассудится. Похоже, что между мулукуауси и высокими деревьями, на которых они любят располагаться, существует связь, так что место погребения, находящееся прямо среди высоких деревьев вейка, рощи, окружающей каждую деревню, является особенно страшным для туземцев. 9 Этот водоем располагается недалеко от берега, в раибоа/.е, поросшем
|