Б. Малиновский. Никто из верящих в призраков или духов никогда не с
БАЛОМА
Никто из верящих в призраков или духов никогда не сомневается в том, что они могут разговаривать и даже действовать; они могут стучать по столам или ножкам столов, поднимать предметы и т.п. 26 Op.cit., р.733. 27 Op.cit., p.679. 28 "Ритуальные в более узком смысле слова" в отличие от простого бормо 29 Например, маилу на южном берегу. См.: Trans. Roy. Soc. South Austra- lia, vol. XXXIX, p.696. 30 В этом коротком, чисто описательном сюжете о сборе урожая я намеренно избегал социологических тонкостей. Сложная система взаимных обязанностей, связанных в возделыванием огородов, — исключительно интересная черта общественного хозяйства в Киривине. Она будет охарактеризована в другом месте. 31 В этом и в других примерах я не останавливаюсь на тех социологических деталях, которые не имеют непосредственного отношения к теме данной работы. 32 Календарная система на островах Тробриан усложняется тем фактом,
33 Ни в Омаракане, ни в Оливилеви никаких токаикайя не возводили во 34 В какой мере, наряду с этой явной целью, такие демонстрации побуж 35 Это одна из многочисленных ситуаций распределения пищи (общее обоз- начение сагали), которые связаны почти с каждым значительным моментом социальной жизни на островах Тробриан. Как правило, сажали устраивает один клан (или два клана), а еду принимает другой. Так, во время катукуала вначале еду раздает клан Маласи, а Лукулабута, Лу-куасисига и Лукуба принимают ее. Спустя несколько дней катукуала повторяется, но на этот раз социальный порядок меняется на обратный. Двойная расстановка кланов варьирует в соответствии с районом. В Омаракане Маласи имеют такой перевес, что они сами составляют одну половину, а три других клана образуют другую. Заняться детальным исследованием социального механизма и других особенностей сагали здесь не представляется возможным. 36 Конечно, прежде чем отдавать что-нибудь токаи, вожди оставляют себе от свиньи столько, сколько им нужно. Но характерно, что привилегии вождя больше касаются свободы давать, чем свободы потреблять. Тщеславие является более сильным чувством, чем жадность — хотя это соображение, пожалуй, не отражает всей истины. 37 Так, обычно танцы торжественно открываются "освящением" барабанов (катувивиса касауса-у), которое связано с катукуала. Каидебу должны быть отдельно "освящены" посредством катувивиса каидебу. 38 Каждый день, ближе к полнолунию, имеет свое название. Так день (и 39 "Набор" барабанов жителей Киривины состоит из: 1) большого барабана (обычных для Новой Гвинеи размеров), называющегося касауса-у или купи (это последнее слово здесь означает в просторечии glans penis [головка пениса (лат. — Прим.пер.)] и 2) малого барабана, называющегося катунетш, размером в одну треть большого. Все виды барабанного боя являются сочетанием боя двух барабанов, купи и катунениа, каждый выбивает свой ритм. 40 На Бойове существуют два основных типа танца. Круговые танцы, когда "оркестр" (барабаны и певцы) располагается в центре, а исполнители танца движутся вокруг них, всегда против часовой стрелки. Эти танцы, в свою очередь, подразделяются на: 1) бисила (по названию длинной ленты из листьев пандануса), танцы с медленным движением, 2) кита-
|