Основные особенности марксистской философии. Марксизм о диалектике материального мира и диалектике его познания. Гуманистические тенденции в марксистской философии.
Философия марксизма есть продолжение и развитие западной философии, ответ на возникшие в ней проблемы. В частности, из гегелевской системы нужен был прорыв к социальной практике. Гегелевские идеи диалектики, исторической закономерности, смены общественных режимов в полной мере присутствуют в философии К. Маркса. Философия марксизма отличается от традиционного материализма, который рассматривал мир независимо от человеческой деятельности. Практика – это целесообразная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Философию Маркса и Энгельса можно назвать практическим материализмом (он же – «исторический», «диалектический» материализм). Они распространили материалистический подход на область общественных явлений, человеческую историю. Центральная из идей Маркса – материалистическое понимание истории. Согласно ей, способ производства материальных благ обуславливает социальные, политические и духовные процессы в обществе. Не сознание людей определяет бытие, а бытие определяет их сознание. Из этого положения вытекает знаменитая теория марксизма – учение о базисе и надстройке. Базис носит экономический характер, охватывает способы и орудия, т. е. средства производства, классовую структуру общества, собственность на эти средства. Надстройка (над базисом) - совокупность социально-политический идей, религия, мораль, философия, искусство. Всю человеческую историю Маркс рассматривает на трех уровнях: уровень индивидуальных действий (через труд, социальные акции), социоструктурный уровень (теория классов и их борьбы) и всемирно-исторический уровень (теория общественно-экономических формаций). История человечества есть история смен одной формации другой – от первобытно-общинного строя, через рабовладельчество, феодализм и капитализм, к социализму и, наконец, к коммунизму (высшей фазе цивилизованного общества). В контексте марксистской диалектики существенное значение имеет понятие «практики» – сферы, в которой человеческие и социоструктурные условия (классы, формации), материальные факторы взаимопроникают друг в друга. Теория отчуждения. Заимствована у Гегеля (отчуждение духа). «Классики марксизма» дали ей своеобразную интерпретацию. В буржуазном обществе рабочие отчуждены от средств, результатов и процессов труда, от собственности, отчуждены друг от друга, от своей человеческой сущности, а, следовательно, вообще от человеческого мира. Причина отчуждения – эксплуатация, частная собственность, социально-классовое разделение труда. Теория отчуждения создала образ мира, полный враждебных и чуждых сил. Только ликвидировав тотальное отчуждение, можно было обрести новый мир. Развивая идеи отчуждения, ликвидации превратного мира, Маркс и Энгельс пришли к идее революции. Они отвергли все устои человеческой цивилизации: государство, рынок, частную собственность, науки, абсолютную мораль, нацию и др. Итак, основные положения марксизма сводятся к следующему: 1. В основу мировоззрения положены не религиозно-мистические или идеалистические теории, а выводы современного естествознания. 2. Марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса – пролетариата. 3. Ставится принципиально новая задача – не ограничиваться объяснением мира, а выработать методологию его преобразования, в первую очередь – преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности. 4. Центр философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира в область практики. Это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни. 5. Сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, то есть практики. Основным принципом марксизма является антагонизм между производительными силами и производственными отношениями – движущая сила в переходе от одной к другой общественно-экономической формации. История рассматривается объективно, вне личности. Итак, Марксом и Энгельсом было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления – философия диалектического и исторического материализма. Философия марксизма коренным образом отличалась от всех предшествующих ей философских систем и имела огромное революционное значение как для науки в обществе, так и для всей общественной практики.
|