Задание. 1. Что Вы понимаете под "понятием" и "категорией" юридической науки?
1. Что Вы понимаете под "понятием" и "категорией" юридической науки? Приведите примеры категорий, понятий и их дефиниций (определений), которыми оперируют юристы-ученые и практики (не менее трех категорий и трех понятий). Желательно найти их в законах или других нормативно-правовых актах РФ. При выполнении указать источник (пункт, статью нормативно-правового акта, название акта, год принятия, где содержатся приведенные дефиниции). Понятие – обобщение ряда представлений по какому-либо признаку и обозначение его словом. Фиксируя словами свои чувственные образы, мы преобразуем их в логические образы. Этим мы консервируем (сохраняем на больший срок) свой личный опыт, даем возможность воспользоваться этим опытом другим людям. В юридической науке существует категория «правопонимание». Данная теоретическая конструкция определяет отношение к праву, его интерпретацию той или иной теоретической, философской или исторической школой. Как отмечает В. С. Нерсесянц, для юриспруденции как науки о праве и государстве исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тот или иной тип правопонимания (понятия) права. Именно тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую модель) юридического познания права и государства, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции юриспруденции. Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к ценностному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, взаимодействующий в правовой сфере с другими людьми; юрист-практик, профессионал, имеющий необходимый запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы и правовые акты; ученый-правовед, человек с абстрактно-научным мышлением, занимающийся познанием права и правовой действительности, обладающий историческими и теоретическими знаниями, способный к интерпретации права, его принципов, владеющий методологией научного познания. Объект правопонимания представляет собой не только само право как систему объективных социальных норм, но и право конкретной страны (компаративистика), отдельную отрасль права или сферу, либо всю правовую действительность общества. Необходимо понимать, что право существует не само по себе, а во взаимодействии с окружающими социальными и природными явлениями. Отсюда познание права становится познанием общества, в котором право существует и выполняет свои полезные социальные функции. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, общих правовых дозволениях, запретах и установках, а также оценка и отношение к ним как к справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня правовой развитости и правовой культуры, методологической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным и неправильным, объективным или необъективным. Среди теоретиков государства и права никогда не было и сегодня нет единства в отношении понимания права, а точнее, в отношении определения понятия права. Это обусловлено, прежде всего, тем, что право – это одна из самых сложных, тонких и многоаспектных научных категорий, которая постоянно вызывала и вызывает живые дискуссии среди юристов – ученых и практиков. Надо отметить, такая неопределенность в подходах к пониманию права была всегда, и в силу сложности и многозначности права ученые-мыслители с древних времен ведут поиск наилучшего, наиболее приемлемого определения понятия права. Так или иначе, вся история и теория правовой мысли юриспруденции сопровождается идеологическим и теоретическим противостоянием различных типов правопонимания. Наиболее полярное понимание права у так называемого легистского типа правопонимания (от lex – закон) и юридического типа правопонимания (от uis – право) (В. С. Нерсесянц). Различие этих двух типов правопонимания заключается в следующем. Согласно легистскому подходу под правом понимается продукт деятельности государства (его властной воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т. д.), т. е. в конечном счете к закону, наделенному принудительной силой осуществления. По сути дела, легизм в своем понимании права отождествляет само право и его форму, закон. Легистское тождество права и закона (позитивного права) является принципом и смыслом так называемого «юридического позитивизма». Такое правопонимание свойственно для неразвитых обществ и государственных режимов, как правило, тоталитарных, деспотических, авторитарных, нацистских и коммунистических. Для юридического типа правопонимания характерно различение формы и содержания права, т. е. различения закона и права. При этом под правом имеется в виду объективное, не зависящее от воли, усмотрения и произвола государства и его власти нормативное явление или система норм со своим сущностными характеристиками в соотношении с другими социальными регуляторами: политическим, экономическим, корпоративным, нравственным и т. д.
В рамках такого подхода существует внутреннее разделение: естественно-правовой подход, исходящий из признания права естественных и обусловленных природой человека притязаний на определенные блага, противостоящий позитивному праву; либертарно-юридический подход (развиваемый В. С. Нерсесянцем), который исходит из различения права и закона и под правом подразумевает бытие и нормативное выражение принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права). При этом принцип формального равенства трактуется и раскрывается в рамках либертарно-юридического подхода как единство трех основных компонент правовой формы: абстрактно-формальной всеобщности нормы и меры равенства (равной для всех нормы и меры); свободы; справедливости. Как составные моменты принципа формального равенства все элементы данной триады (равная мера, свобода и справедливость) в рамках либертарно-юридической доктрины правопонимания носят чисто и последовательно формальный характер. Гегель различает понятие права в узком и широком смысле. Право в узком смысле, или абстрактное право, регулирует главным образом отношения людей в сфере владения вещами. Право в широком смысле определяет всю сферу общественных отношений и включает в себя государство и даже всемирную историю. Мораль и нравственность не совпадают. Мораль – субъективная оценка индивидуумом добра и зла, нравственность – порядок, устанавливаемый в различных видах общения людей – в семье, обществе и государстве. Другой правовед, О. Э. Лейст, на основе юридического плюрализма придерживается другой теоретической классификации типов правопонимания. В частности, им выделяется интегративный тип правопонимания, психологический тип правопонимания, нормативистский тип правопонимания и др. Между тем, как отмечает автор, в обосновании того или иного типа правопонимания или той или иной классификации права нет необходимости механистически суммировать те или иные стороны права, понятия права и вычисления некоего «среднего» типа правопонимания, т. к. это приведет к отрицанию зерен истины, которыми обладают различные типы правопонимания, а соответственно к огрублению представлений о праве. Существование разнообразных правопониманий, — как пишет профессор О. Э. Лейст, — обусловлено сложностью объекта исследования (право), методом и углом зрения исследователя и нередко идеологическими установками. Это разнообразие, плюрализм мнений о праве, само может стать предпосылкой и причиной различных идейно-политических доктрин и акций. Многие конфликты современного мира — международные, внутригосударственные, социальные, национальные и другие, связаны с проблемами правовыми, их различным пониманием и толкованием. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ — система преимущественно правовых категорий, идеально (в мышлении) воспроизводящих строй правовой жизни общества и выступающих инструментом изучения и освоения правовой действительности. В более широком значении — это система философских, правовых и иных категорий и понятий, применяемых наряду с принципами и законами диалектической логики (философского метода), частнонаучными методами для познания, изучения и освоения государственно-правовой действительности.
|