ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВРАЧА И ВЫБОРА ЯЗЫКА ДЛЯ БЕСЕДЫ НА ОЦЕНКУ КЛИНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Исследования, проведенные Робертом Г. Малгади из Нью-Йоркского университета и Джузеппе Костантино из Университета Фордхэма и Лютеранского Медицинского Центра, показали,* что язык, на котором происходит общение врача с пациентом, владеющим двумя языками (на примере исследования «английский — испанский»), влияет на клиническое суждение в процессе психиатрической экспертизы. Так, в ходе эксперимента были проведены беседы со 148 испанцами с диагнозами шизофрения, депрессия, нервные расстройства. Беседа проводилась на английском, испанском в отдельности и на обоих языках одновременно. Клинические врачи, проводившие беседу на испанском языке, оценили клиническое состояние пациентов как более серьезное, чем врачи, проводившие беседу на английском языке. В случаях, когда беседа проводилась на обоих языках, симптомы психических расстройств были наиболее серьезными при использовании испанского языка, а самые незначительные — при употреблении английского языка. Результаты имеют значение для диагностики психических расстройств с учетом этнических особенностей. * См Psychological Assessment. — 1998. — Vol. 10. — № 2; American Psychological Association, N.Y., 1998. - P. 120-127.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В пособии изложены основные проблемы этнопсихологии, являющейся на сегодняшний день одной из актуальных отраслей психологии. Деятельность практического психолога невозможна без учета этнокультурных и социальных процессов, отражающихся в национальных и психологических особенностях людей. Изучение межэтнических отношений приобретает особую актуальность в условиях многонациональной страны, какой, в частности, является Украина. Этнопсихология позволяет получить наиболее полное представление об этнической картине мира представителя каждой этнической общности, что является необходимым как для практического социального психолога, так и для психоаналитика. Изучение данной отрасли психологии позволит также понять взгляд на Вселенную, который является характерным для каждого представителя данного народа. На каждом историческом витке развития какой-либо нации народ должен ставить вопросы об исходной базе, на которую можно опираться и которая так или иначе способна стимулировать решимость народа радикально изменить содержание своей жизнедеятельности и ее ориентиры. Сегодня для Украины не так важно войти в «цивилизацию», как создать собственную цивилизацию, не потеряв самобытность и характерные национальные особенности. Без этого приобщение к цивилизации окажется водоворотом, в котором окончательно будут утрачены национальная идея и нация как таковая. Вход в «цивилизацию» может и должен быть осуществлен после формирования целостного этноса, обладающего национальной идеей, приемлемой для всех слоев населения, как по социальному, так и по национальному признаку. Психология этносов различна, так как в этнопсихологическом плане отличаются даже малые этносы в разных регионах Украины. Поэтому важно применять весь опыт исследований в области этнопсихологии, рассматривая его через призму потребностей нашего государства. Учет теории этнопсихологии необходим в повседневной жизни любого общества, в практической деятельности каждого политика, хозяйственника и предпринимателя. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ЭТНОПСИХОЛОГИИ Амбивалентность — несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Диффузия культур — процесс обмена элементами культуры между различными обществами. Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Конфликт — социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям. Конфликтность — фундаментальная характеристика существования общества, его склонность решать проблемы с помощью конфликта. Макроэтническая единица (межэтническая общность) — образование, охватывающее несколько основных этнических единиц, однако характеризующееся меньшей интенсивностью этнических особенностей, чем каждая из подобных единиц. Маргинальность — форма изменения этнического наследования, при которой лицо, родители которого являются представителями разных этнических групп, находится на границе двух этнических групп; фактор происхождения в таком случае перестает быть основой определения этнической принадлежности, а право выбора «своей» этнической группы переходит к маргиналу. Межэтнические отношения — субъективно переживаемые отношения между людьми различных национальностей, этническими общностями. Ментальность — социально-психологическая характеристика духовного мира человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Националистические настроения — частный случай предметно ориентированных общественных настроений, для которого свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность. Национальная идентификация — процесс самоотождествления с нацией на основании какой-либо связи, а также включение в свой собственный мир и принятие норм, ценностей и образцов этой нации. Национальное самосознание — относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. Национальный характер — компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом. Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры. Онтогенез — процесс развития индивидуального организма. Формирование основных структур психики индивида в течение его детства. В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства деятельности этнической группы. Процесс перемещения — психологический механизм, при помощи которого становится возможным направить эмоциональную реакцию на объект, который причинно не связан с возникновением этой реакции и который чаще всего используется в культивации этноцентризма, этнических предрассудков, для возникновения националистических настроений. Психический склад нации — сочетание национального самосознания, чувства и характера. Психологическая норма этноса — граница применимости социальной нормы. Субэтничное подразделение (этнографические группы) — общности, в которых основные этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах, и которые являются составными частями этих единиц. Филогенез — историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения. Эгоцентризм — форма проявления этнического конфликта, под которой понимается неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. Элементарная этническая единица (микроэтническая единица) — наименьшая составная часть основной этнической единицы, представляющие собой границу ее делимости Таковыми являются этнические группы, семьи. Этническая общность (этнос) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (например русские, украинцы, поляки и другие — славянская этнографическая общность), также обособленные части внутри народа (этнографической группы). Этническая самоидентификация — отождествление личностью себя с той или иной этнической группой. Этнический конфликт — 1) форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку; 2) относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Этнический стереотип — устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, чувственно окрашивающее социальные образы, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношения людей. Этноцентризм — совокупность массовых иррациональных представлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа Этнопсихология — это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая • особенности психики людей различных народов и культур, • проблемы национальных особенностей мировосприятия, • проблемы национальных особенностей взаимоотношений • проблемы национального характера, • закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов, • закономерности формирования обществ, национальных общин ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Allport G. W. The Nature of Prejudice. — Boston, 1955. 2. Bulletin International des Sciences Sociales. — Paris. — Vol. III. — №2. 3. Geoffery Gorer. Exploring English Character. — London, 1955. 4. Jung С. G. On Psychic Energy. Vol. 8 // The collected Books; Bollingen Series 20, — N.Y.: Panteon Books. 5. Klinberg 0. Social Psychology. Chapter 8. — N.Y., 1984. 6. Kohn H. The Idea of Nationalism. A Study of its Origins and Background. - N.Y., 1961 7. Krech D., Crutchfield R.S., Ballachey E.L. Individual in Society. — N.Y., 1962. 8. Novotny H., Shmutzer М. From Groups to Nations: Theory of Growth. — Varna, 1970. 9. Psychological Assessment. 1998. Vol. 10, № 2, 1998 American Psychological Association. 10. Whitmont Ed. Return to The Goddess. — N.Y., 1982. 11. Аллан Пиз. Язык телодвижений. — М., 1995. 12. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988. 13. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. — СПб., 1909. 14. Боткин В. Письма об Испании. — Л., 1976. 15. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983. 16. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия. // Советская этнография, 1969, №6. 17. Волконский А.М. О трех ветвях русского древа и... сепаратизме. — М., 1991. 18. Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М., 1982. 19. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. — 1996. — Т.17.-№1. 20. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977. 21. Гнатенко П. И. Национальный характер. —Днепропетровск, 1992. 22. Гнатенко П.И., Кострюкова Л.0. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. — К., 1990. 23. Гуленко В.В. Интровертная соционика // Соционика, ментоло-гия и психология личности. — К., 1996. — №4. 24. Гурвич И.С. Некоторые проблемы этнического развития народов СССР // Советская этнография. — 1967. — №5. 25. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. — 1981. — Т.2. — №5. 26. Зеленский В. Заключение. // В. Одайник. Психология политики. — М., 1996. 27. Избранные произведения передовых венгерских мыслителей. Вторая половина XIX — начало XX века. — М., 1984. 28. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. — Л., 1978 29. Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9-ти т. — М., 1987. — T.I.-4.1. 30. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания. —М., 1978. 31. Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. — М., 1969. 32. Козлов В.И. Типы этнических процессов и особенности их исторического развития // Вопросы истории, 1968. — №9. 33. Кон И.С. К проблеме национального характера. // История психологии. — М., 1971. 34. Кон И. С. Национальные особенности психологии людей // Социальная психология. — М., 1975. 35. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. — М., 1979. 36. Кульчицкий А. Мировосприятие украинца // Украинская душа. — К., 1992. 37. Кушнер П.И. О методах определения этнического состава населения в полосе этнических границ // Краткие сообщения Института этнографии, 1950. — Вып. 11. 38. Ле Бон Г. Психология толп. — М., 1998. 39. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. — М., 1993. 40. Левкович В.В., Танкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. — М., 1983. 41. Леонтьев К. Национальная политика как орудие всемирной революции // Наш современник. — 1987. — № 7. 42. Монтень М. Опыты: В 3-х т. — М., 1954. — Т. 1. 43. Московичи С. Машина, творящая богов. — М., 1998. 44. Овсяника- Куликовский Д. Психология национальности. — Петроград, 1922. 45. Павленко В.Н. Факторы этногенеза. — Харьков, 1993. 46. Педагогические идеи Г. Сковороды / Под ред. А. Дзеверина. — К., 1972. 47. Популярная психология. Хрестоматия / Под. ред. В. В. Мирошниченко. — М., 1990. 48. Преступная толпа. — М., 1998. 49. Природа национальной психологии. —Алма-Ата, 1971. 50. Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997. 51. Рубинский Ю. Французы у себя дома. // Знамя, №4. 52. Советская этнография. — М., 1970. — №3. 53. Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979. 54. Социальная психология и философия. —Л., 1983. 55. Спенсер Г. Основания психологии. — М., 1998. 56. Старовойтова Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. — М., 1983. 57. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. — 1996. — №4. 58. Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза. // Советская этнография, 1949. — №3. 59. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии. // Вопросы философии, 1964. — №11. 60. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. // Советская этнография, 1966. — №2. 61. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — СПб., 1996. 62. Шпрингер Р. Национальная проблема. — М., 1909. 63. Шулындин П.П. Национальная психология: структура, сущность, социальная роль. — Горький, 1986. 64. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — М., 1995. 65. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. — 1988. — №1. 66. Юнг К.Г. Психологические типы. — М., 1996. 67. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1996. ПРЕДМЕТНЫЙ И ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Оглавление ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................ 2 Раздел 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................. 3 Глава 1 ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.............................................................................................................................................. 3 Глава 2 ПРОБЛЕМА ЭТНОСА И НАЦИЙ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ................................................... 13 Глава 3 СТАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНОСА..................................................................... 24 Глава 4 ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНОСА................................................................ 39 Раздел 2 ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ОТДЕЛЬНЫХ НАРОДОВ МИРА.... 58 Глава 1 ДАЛЬНИЙ ВОСТОК...................................................................................................................... 58 Глава 2 БЛИЖНИЙ ВОСТОК..................................................................................................................... 70 Глава 3 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА................................................................................................................. 72 Глава 4 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА................................................................................................................... 77 Глава 5 АФРИКА.......................................................................................................................................... 92 Глава 6 ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ.......... 95 Раздел 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЯХ.................................................................................................................................................. 98 Глава 1 ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ..................... 98 Глава 2 ВОЗМОЖНОСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ ПО КЛАССИФИКАЦИИ К.Г. ЮНГА............................................................................................................ 100 Глава 3 ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОСТИ ХАРАКТЕРА ЭТНОСА ОТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ПРОЖИВАНИЯ........................................................................... 103 Глава 4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП НА БАЗЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ........................................................................................... 105 Глава 5 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП......................... 106 Глава 6 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИНИИ ВРЕМЕНИ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ................................................................................................................. 108 Глава 7 МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ........................ 109 Приложение А ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ............................................ 110 Приложение Б ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА.......................................................... 111 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................. 112 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ЭТНОПСИХОЛОГИИ................................................................... 113 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................ 114 ПРЕДМЕТНЫЙ И ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ........................................................................................ 116 Оглавление.................................................................................................................................................. 119
|