ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
Религия, так же как язык и обычаи, является созданием человеческого общества. Как язык хранит в себе религиозные предания, из которых каждый приобретает собственную религиозность, так из нравов возникает особенно ценимый и почитаемый круг религиозных обычаев и культов. Именно поэтому психология религии может быть определена как часть этнической психологии. Религия способна мобилизовать людей, обращаясь к их преданности ценностям. Верить означает знать, что то, во что верят, исполнится на самом деле. Каждый человек верит по-своему, несмотря на свои сомнения и свои познания в современной науке. Точные науки не дают нам ясных ответов на наши вопросы о границах Вселенной, о том, почему мы живем и что происходит с нами после физической смерти. Вокруг нас господствуют хаос, суматоха, войны, нищета. В этой ситуации религия вносит порядок в хаос тем, что она вводит Бога как управителя и мыслителя в неразгаданном нами «мировом плане». Он руководит и думает за людей, берет за руку и указывает правильный путь, дает здоровье, утешает и лечит. Однако в мире существует множество религиозных течений, которые, в свою очередь, влияют на психологические особенности этнических общностей. Очевидны различия в психологии таких религиозных течений, как, например, ислам и христианство, что определяет отношения между исповедующими их этническими группами. Религия воздействует как на сознание, так и на бессознательное масс, изменяя соответствующим образом коллективное бессознательное. Однако не религия формирует этнические общности, наоборот, отдельные этносы создают свою систему верований. Не существует таких религий, которые были бы ложными. Все они отвечают данным условиям человеческого существования. Одновременно с самим созданием религиозного течения этнос применяет религиозный символизм, черпая его из недр своего коллективного бессознательного. Например, австралийцы делали эмблемами своих племен самые простые существа, обитающие вокруг них. Религия оправдывает себя потому, что она в глазах масс оправдывает и превозносит общество. Таким образом, религия укрепляет этнос, являясь дополнительным связующим звеном группы. Именно посредством нее этническая группа передает составляющим ее индивидам часть своей индивидуальности. Однако С. Московичи,например, справедливо утверждает, что «ни одна религия не может быть любовью, не являясь ненавистью»14. Действительно, как утверждает Раймон Арон, «сущностью религии будет внушение людям фанатичной преданности отдельным группам и закрепление преданности каждого на сообществе, а тем самым, враждебности к другим»75. Для того чтобы поверить в реальность группы и ее целей, необходимо предварительно поверить в силу ее иллюзии, эмблемы или символа, которые ее представляют. Этническая группа, не соблюдающая этих правил, уклоняющаяся от них, ослабляется, распыляется, теряет влияние на своих членов. Примером этому могут служить страны исламского мира, которые сохранили свою индивидуальность на протяжении многих веков именно благодаря сильной религиозности их членов. Ислам для них — основа централизации, законности и стабильности. Феномен этнической устойчивости исламских стран состоит в том, что, определяя главной фигурой пророка Мухаммеда, они стабилизируют административную систему. Кто бы ни стал имамом или главой государства, народ его поддержит, ибо так соизволил Аллах. Одновременно с этим религия устанавливает моральные нормы, облегчающие управление в пределах этноса. Однако с точки зрения этнической психологии религия является отражением знаний о той или иной группе. Этнос, создающий религиозное течение, отражает в нем свою психологию. Так, по мнению К.Г. Юнга,Бог совпадает с комплексом представлений, объединившим в себе наибольшую сумму психической энергии. Следовательно, содержание религиозного течения в этносе отражает его психический склад. По положению религии в обществе можно судить о происходящих в нем процессах. Так, Э. Дюркгейм пишет: «Поскольку боги являются всего лишь коллективными персонифицированными идеалами, то всякое ослабление веры свидетельствует о том, что сам идеал ослабляется; а он не может ослабляться иначе, как если оказывается пораженной сама социальная жизнеспособность. Одним словом, народы неизбежно умирают, когда умирают боги, если боги являются ничем иным, как народами, мыслимыми символически»76. Таким образом, для превращения религии индивида в функцию этноса у него необходимо отнять все прочие зависимости и обусловленности. Религия дает этносу необходимый запас прочности против многообразного воздействия извне. Вероисповедание становится исповеданием определенных коллективных убеждений. Церковь, по утверждению К.Г.Юнга, «ничуть не меньше подчеркивает идеал общности, а там, где церковь слаба, как в протестантизме, там болезненно ощущаемая утрата связей между людьми компенсируется надеждой и верой в «чувство общности». Как отмечает Г.Лебон в своей книге «Психология толп», «благодаря верованиям, люди каждой эпохи окружены сетью традиций, мнений, привычек, от ига которых они не в состоянии избавиться и которые обусловливают их взаимное сходство. Эти верования управляют людьми так же, как и вытекающие из них обычаи, руководящие всеми малейшими актами нашего существования настолько, что даже самый независимый ум не может совершенно освободиться от их власти»76. В подтверждение этому Г.Лебон,сравнивая влияние на массы Тиберия, Чингисхана, Наполеона и Моисея, Будды, Магомета, приходит к выводу о том, что «заговор может свергнуть тирана, но что он может сделать против какого-нибудь прочно установившегося верования»? Общеизвестно, что все основные религии — буддизм, христианство, ислам — вызывали массовые обращения среди целых рас, которые формально сразу их принимали. Однако при более внимательном рассмотрении видно, что принятие новой религии заключалось лишь в изменении названия старой. Изменения верований при переходе от одного народа к другому могут быть и столь значительными, что вновь принятая религия не имеет ничего общего с религией, название которой она сохраняет. Так, например, китайский буддизм настолько сильно отличается от буддизма Индии, что вначале долгое время рассматривался учеными как самостоятельная религия. Другим примером может послужить ислам, который, несмотря на простоту монотеизма, имеет резкие отличия в Саудовской Аравии, Индии и ОАЭ. Однако наиболее ярким примером может явиться Алжир. Он заключает в себе два абсолютно различных народа: арабов и берберов. Оба данных народа исповедуют ислам, но от ислама первых до исламизма последних очень далеко. Полигамия Корана у берберов превратилась в моногамию, а сама религия представляет собой соединение ислама с язычеством, берущим свои истоки со времен Карфагена. Таким образом, определенная этническая группа перенимает религию только в том объеме, который совпадает с ее психологией. Со временем религия принимает все новые и новые очертания, видоизменяясь вместе с характером этноса. Именно это обусловливает различия течений в пределах одной религии.
|