Студопедия — Установите правильную последовательность в развитии столиц Улуг Улуса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Установите правильную последовательность в развитии столиц Улуг Улуса






1. Сарайчик

2. Сарай-Берке

3. Сарай-Бату

 

E Семинар по теме: «Казахстан в XIII- первой половине XV вв.»

Тема: «Традиции средневековой государственности на территории Казахстана в послемонгольский период»

 

Цель:показать основные этапы развития и складывания феодальной государственности на территории Казахстана. Выяснить каким образом на развитие ее институтов повлияло монгольское нашествие

 

Вопросы для обсуждения:

1. Политическая история Золотой Орды

2. Ханство Абулхаира.

3. Политическая и социально-экономическая история Могулистана

 

4 Тема V: «Казахское ханство в середине XV века - начале XVIII века»

 

Цель: раскрыть содержание социально-экономических, политических, демографических и культурно-правовых процессов на территории Казахстана в период от образования Казахского ханства до начала присоединения Казахстана к Российской империи.

 

План:

1. Образование казахского ханства.

2. Этноним «казах» и его трансформация.

3. Борьба казахских ханов за присырдарьинские города.

4. Хан Тауке. «Жеты Жаргы»

5. Социальная структура казахского общества. Жузы.

 

Основные понятия по теме: откочевка, казак, казах, народность, этническая территория, жузы, сословия, социальные группы, аксуйек, карасуйек, султан, торе, кожа, батыр, бий, толенгут, шаруа, адат, шариат, курултай

 

В результате продолжающегося распада Золотой Орды в 14-15 веках появляются новые государственные образования. На территории Казахстана выделяется в качестве самостоятельного государства Ак Орда. В 1428 году погибает последний правитель Ак Орды – Барак, а власть в казахской степи переходит к представителю другой ветви чингизидов, потомку Шейбани 17-летнему Абулхаиру. В 40-е годы 15 века хан Абулхаир переносит свою столицу в город Сыгнак, а центр его политических интересов смещается в Мавераннахр. В среде степных кочевых племен в этот период нарастает социальное недовольство, вызревает политическая оппозиция, которую возглавили прямые потомки основателя Урус хана султаны Керей и Жанибек. В конце 50-х годов 15 века происходит массовая откочевка части степных кочевых племен из Абулхаировой Орды на территорию Моголистана. Возглавили эту откочевку султаны Керей и Жанибек. Откочевка в данном случае является не простым перемещением масс кочевого населения с территории одного государства на территорию другого, обычной миграцией кочевых племен. Это сознательное проявление социального протеста кочевых племен. Подобная форма социального протеста характерна именно для кочевого населения и была традиционной в кочевых сообществах. Возможно именно наличие таких форм социального протеста в кочевых государствах препятствовало формированию централизованных государств у кочевников

Моголистан в описываемый период находился в сложной политической ситуации: на восточных границах серъезная угроза исходит от ойратов, на юго-западе угрожали тимуриды, а на северо- западных рубежах с недавних пор обосновался могущественный Абулхаир хан. Правитель Моголистана Есен Буга хан разрешает прибывшим на территорию государства кочевникам поселиться в западном Семиречье, в долинах рек Чу и Талас. Именно эта территория является местом первоначального размещения казахского ханства. После смерти Есен Буги в 1462 году султаны Керей и Жанибек становятся фактически самостоятельными правителями. Многие исследователи считают этот факт поворотным этапом в создании казахского ханства. Мухамед Хайдар Дулати датирует время появления Казахского ханства 1465-1466 годами. В 1468 Абулхаир хан предпринял поход против мятежных султанов Керея и Жанибека, однако во время похода заболел и умер. Казахские ханы вступают в борьбу за власть в степи и побеждают всех своих противников. Первоначальная границы казахского ханства расширяется. К концу 15 века в состав казахского ханства вошли часть присырдарьинских оазисов, Западное Семиречье, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и северное Приаралье, большая часть Центрального Казахстана. К началу 16 века Казахское ханство занимало территорию Ак Орды и часть Моголистана.

Термин «казах» первоначально имел социальный смысл. Это древнее тюркское слово, обозначающее человека или группу людей, «отделившихся от своего государства, племени, рода и вынужденных вести жизнь искателя приключений»(В.В.Бартольд). По «Тарихи Рашиди» Мухамед Хайдара Дулати и другим историческим источникам этим термином называют подданных султанов Керея и Жанибека. Постепенно термин становится названием государства (Казахское ханство) то есть приобретает политическое значение.

Казак – исконно тюркско-кыпчакское слово с изначальным значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».

В исторической литературе встречаются самые разнообразные толкования происхождения слова казак. Начиная с вывода из тюркских глаголов каз – «рыть», кез – «скитаться», кач – «бежать, спасаться», до создания этимологии этого слова от каз – «гусь» и ак – «белый» («гусь белый»). К примеру, Арон Атабек в спецвыпуске газеты «ХАК» пишет следующее: «Науке известны сотни толкований имени Казах. Пожалуй, самое отвергаемое наукой («народная этимология»!), но, действительно, самое популярное в народе: «Каз-Ак» — «Гусь Белый».

Кажется, этот тот самый случай, когда «народная этимология» ближе к истине, чем научная аргументация. Гусь — один из древнейших тюркских тотемов. Этнограф А.Диваев писал о казахах 19 века, что они приходят в священный трепет, слыша голос гусиной стаи.

Тотем — всегда символ защиты и покровительства, а значит, силы и отваги. «Волк», «Собака» и «Гусь» являются в тюркской этнопсихологии одинаково священными и великими понятиями.

Финский исследователь Г.Рамстедт, выводил слово казак из монгольского термина касак-тэргэн, обозначающей род повозки, но данная точка зрения вообще не аргументирована. А. Шахматов и В. Ушков предположили, что «казак» – воин-дружинник тюрко-язычных племён Южного Казахстана, а Н.Мичурин в своих трудах высказал мнение о том, что «казак» перетрансформированное от китайского «касак» – «большое владение». Н.Карамзин и А.Вамбери в своих трудах дают сведения о том, что византийский император Константин Багрянородный (середина X в.) упоминает «страну Казахия». Дальнейшие исследования показали, что именование Казахия читается как Касахия и имеются в виду не казахи, а касоги. (Касоги – это группа абхазо-адыгейской группы, говорящей на одном из автохтонных кавказских языков).

Существует также такое мнение, что наименование «казак» относится к периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, ко времени правления Куль-тегина и Бильге-кагана. В основе данного мнения лежит именование восточных тюрков, как «кок тюрк», (так как восток в тюркском цветовом обозначении частей света был обозначен светло-голубым цветом, цветом неба), следовательно, слово «казак» должно быть связано со словом «кас», далее выходило слово «кас-ак» («кас» – настоящий, «ак» – запад) – «настоящий (выходец) из запада» Но независимо от того, какое происхождение имеет слово казак однозначно можно сказать, что первоначально слово употреблялось в качестве нарицательного обозначения человека вольного, свободного, бездомного, скитальца, а так же изгнанника.

Исходным значением термина казак, служил социальный статус, социальное положение в обществе, государстве. Человек ставший изгоем, скитающийся по разным местам назывался казаком, данный статус своеобразно был временным, людей, которые вели такой образ жизни было немало, это обуславливалось не только сложностью обстановки или просто доброй волей, но и тем что данный образ жизни был сопряжен с многочисленными трудностями выживания в одиночестве с дикой природой. Человек-казак ставил себя в экстремальные условия, скитания в пустынях, лесах, горах. Ввиду того, что статус казак был временным, казаком мог стать любой человек независимо от принадлежности, социального положения, будь он тюрк или перс. Старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хаир, его внук Муххамад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Саид; Султан Хусайн – все они были некоторое время казаками, причем Султан Хусайн и Султан Саид позднее стали править каждый в своей стране, что подтверждает временность статуса. Казакование не знало этнических и государственных границ, и было так сказать престижным явлением, так как закаляло дух, делало человека мужественным, давало почувствовать независимость и самостоятельность.

Возникновение современного этнонима казах напрямую связано с откочевкой Гирея и Джанибека. Именно они положили основу для образования казахского этноса и этнонима казах. Группа кочевников из Узбекского улуса, отделившегося от государства Абу-л-Хайр-хана и восставшая против него, во главе с Джанибеком и Гиреем некоторое время скиталась в степях Семиречья, за что получила название «узбеки-казаки». Это и было важным в образовании этнонима казах. Парное название означало лишь принадлежность кочевников, первая часть «узбек» - говорила о том, что данные кочевники происходят от узбекского улуса. В частности истории известны монгольские, ногайские, дештские казаки, чутур-казаки (на Кавказе), а так же «казаки эмира Танбала», «наши казаки» (слова Бабура), «шибан-казаки» и т.п. И именно поэтому первая часть «узбеки» была своеобразным описанием принадлежности казаков Гирея и Джанибека, а так же их потомков к Узбекскому улусу – это подтверждает автор «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдар.

Узбекское происхождение казаков Джанибека и Гирея потверждается Мухаммадом Хайдаром, он говорит о том, что они формировались из беглецов Узбекского Улуса, что и получило отражение в их первоначальном названии «узбеки-казаки». Откочевка Джанибека и Гирея 1459 г., стала одним из важных моментов формирования казахской народности и именно в это время происходит так называемое присваивание будущего имени казаки (казахи). «И отныне слились в нерасторжимое единство история людей, приверженцев Урус-хана и история слова казак. … откочевка Джанибека и Гирея – судьбоносное событие и в истории самого слова казак».

Вторая половина 15 века – это период противостояния, борьбы за присырдарьинский регион между казахскими ханами и Шайбанидами. И те, и другие в этой борьбе опирались на степные племена. Часть кочевых племен в ходе этого многолетнего противостояния мигрирует вместе с Мухаммедом Шейбани в Мавераннахр и за ними постепенно закрепляется этноним «узбек», а термин «казах» становится названием подданных Керея и Жанибека и со временем становится этническим названием складывающейся народности.

Казахские ханы в развернувшейся на три десятилетия борьбе обладали несомненной реальной силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был прочный тыл в Семиречье, их нередко поддерживали городские власти и население в Туркестане.

В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений -- под Саураном, Сузаком, у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын Керей-хана (правившего примерно до 1456-73 гг.) Бурундук. Во время правления Бурундука приобрел известность сын Жанибек-хана Касым (род. ок. 1455) (годы правления 1511 - 1518).

В 80--90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась также с переменным успехом. Итогом борьбы к исходу XV в. было включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммад Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясь на которые, а также на поддерживавшие его узбекские племена Дешт - и Кыпчака, он смог добиться победы над Тимуридами Мавераннахра.

Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные границы их государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана.

Для закрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал политическую ситуацию в Средней Азии. Борьба потомков Мухаммада Шайбани с Тимуридом Захир ад-Дин Мухаммад Бабуром отвлекла внимание Шайбанидов от Туркестана. Касым поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана Султан Саидом. Могульский хан предлагал Касым-хану организовать совместный поход на Ташкент.

Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. Уход Султан Сайда в 1514 г. в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен переживавшей кризис Ногайской Орды. Границы ханства расширились до бассейна р. Яик. На юге владения Касым-хана доходили до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайет. На севере и северо-востоке владения Касыма простирались далеко за Улутау и оз. Балхаш.

В 20-х гг., после смерти Касыма, междоусобицы султанов - джучидов на время ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник Касыма Мамаш-хан. К неблагоприятным факторам жизни ханства относится сложившийся против казахов союз узбекских и могульских правителей. Были потеряны присырдарьинские города. Казахский хан Тахир (1523--1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской Ордой, безуспешно пытался отвоевать сырдарьинские города. Распри заставили Тахира бежать в Семиречье, где в союзе с киргизами он отражал попытки могульского хана Султана Сайда восстановить свою власть в этом районе. При хане Буйдаше, брате Тахира, казахи были разбиты в 1537 г. могульским ханом Абд ар-Рашидом.

Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети XVI в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направлениях видного казахского хана Хакк-Назара (1538--1580). Он боролся против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом.

Процесс включения в состав Казахского государства западных земель, входивших после распада Золотой Орды в состав Ногайской Орды, был сложным и длительным. В середине XVI в. на Эмбе освободилась от Ногайской Орды, находившейся в состоянии упадка и разброда, и фактически была самостоятельной до начала XVII в. Хакк-Назар-хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов.

В южном Казахстане Хакк-Назар-хан попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание на право владения несколькими городами в Туркестанском вилайете.Вскоре погиб и сам Хакк-Назар.

Ханом казахов стал Шигай (1580--1582), потомок хана Жанибека. Он со своими сыновьями также оказал поддержку узбекскому хану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан.

В 1586 г. Тауекель захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Тауекель-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Среднюю Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан.

Около 1680 г. ханом казахов стал Тауке, прозванный Мудрым. При нем продолжалась борьба с Джунгарией и среднеазиатскими ханствами.

В 1681 г. джунгарский Галдан-Бошокту-хан разграбил немало городов, и осадил Сайрам. В 1684 г. Сайрам был им взят, причем джунгары переселили, вглубь своей страны, немало искусных ремесленников и мастеров. В 1687 г. джунгары совершили новый военный поход против казахов, разграбив немало кочевий, и осадили Туркестан, взять который не удалось.

В следующем году казахи под командованием Тауке-хана совершили ответное нападение и нанесли тяжелое поражение ойратам. Однако уже в 1698 г. с приходом к власти в Джунгарии Цеван-Рабдана инициатива полностью переходит на сторону джунгаров и Джунгарское ханство становится главной угрозой для независимости Казахстана. Войны следовали одна за другой, самыми крупными были в 1709, 1711--112, 1714, 1718 гг. Джунгарская угроза существенно ускорила вхождение Казахстан в состав России, но потеряв ряд кочевий, казахи через некоторое время в более благоприятных условиях сумели вернуть утраченные ранее кочевья.

В 1697 г. верховным правителем Джунгарии становится Цэван-Рабдан и с этого момента в казахско-ойратских отношениях начинается новый, еще более ожесточенный период. Наиболее крупные военные походы джунгар в пределы казахских кочевий имели место в 1711-1712, 1714, 1717, 1723 и 1725 годах.

Хан Тауке умер в 1718 г. С его смертью единое казахское государство разделилось на несколько частей, в каждой из которых был свой хан. хан Тауке (1680-1718 гг.), многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. В первую очередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет и совет биев. Все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этих советах.

Тауке-хан - один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе.

Годы правления Тауке занимают особое место в казахской истории. Это был "Золотой век" прекращения губительных феодальных усобиц, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли. С Тауке-ханом связывают создание свода законов «Жеты жаргы» содержавших нормы административного, уголовного и гражданского права. «Жеты жаргы» в течение долгого времени являлся основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе.

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жеты Жаргы". Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:

1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3. Военный закон (?скери за?), регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего. [10;210]

Кроме "Жетi Жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "Кодекс Касыма", особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - "Ереже", и "Билер с?зi" - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном прецеденте.

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки.

Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

Право на собственность - основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.

Территория Казахского ханства в XV--XVII вв. по данным источников того времени была на разных этапах меньше этнической территории казахов, территории их расселения как в оседлых районах, так и в пределах основных пастбищ и границ кочевых маршрутов Старшего, Среднего и Младшего жузов. Проблема образования жузов- одна из самых сложных и трудноразрешимых. Легенды и мифы о происхождении жузов. Значение термина «жуз». Жуз – хозяйственно и географически относительно обособленный район, населенный группой казахских племен, который до образования казахских ханств и народности являлся территорией племенного союза. В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы. Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт - и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана).

В первой четверти XVIII в. наиболее значительная часть казахских общинных структур концентрировалась в южной, центральной и северо-восточной частях региона. Зимние пастбища казахов старшего жуза находились в песках Южного Прибалхашья, Мойынкума, в долинах рек Или, Чу и Талас, а летние - на северных отрогах Тянь-Шаня и хребта Каратау. На юге региона кочевья Старшего жуза простирались в долинах рек Чирчик и Арысь вплоть до северо-западной части Ферганской долины, включая г. Ташкент и прилегающие по территории Жетысу, непосредственно смыкались с районами расселения казахов среднего жуза. Казахи Среднего жуза занимали в тот период обширные пространства Северо-восточного, Центрального и частично Юго-восточного Абулхаира, границы которых проходили на юге с Джунгарским ханством по р. Сарысу и низовьям р. Чу к бассейну нижнего теченья Сырдарьи, оттуда простирались на север по линии Аральское море - Иргиз - Тургай, примыкая на этом участке к восточным кочевьям младшего жуза; далее шли по притокам Тобола, реке Большой Тургай и озерам в верховьях Тургая, где граничили с кочевыми башкир Сибирской дороги. На севере они продолжались к верховьям Нуры и Ишима, по приишимским степям в направлении в Иртышу, а на востоке - по течению Иртыша до Ямышевского озера и в Тоболо-Иртышском междуречье соприкасались с русскими переселенческими поселками, станицами сибирских казаков и кочевьями барабинских татар. Южнее Ямышевки, в верхнем Прииртышье, казахские роды среднего жуза вновь имели общую границу с Джунграским ханством, земельные владения которого доходили здесь до левых притоков Иртыша - Чары, Аягуза и Баканаса.

Земли Младшего жуза были расположены на территории нынешнего Западного Казахстана, простираясь на востоке к кочевьям Среднего жуза, а на юге - к пескам Каракумов и до низовьев Сырдарьи к кочевьям каракалпаков, а также район г. Туркестана, где соприкасались с племенами Старшего и среднего жузов. Его летние кочевья располагались по просторам Устюрта, а также по притокам рек Ори, Урала, Илека, Эмбы, Темира, в регионе Мугоджарских гор, а зимние стоянки - в районе р. Иргиз, его притоков и южнее бассейна Иргиза (пески Тауп) по низовьям Сырдарьи, к западу от Аральского моря (песчаные барханы вплоть до песков Сам), на полуострове Мангыстау, в лощинах Атырау, песках Нарын (к побережью Каспийского моря). Средний жуз занимал Центральный Казахстан, а его летние и зимние стоянки находились по р. Сарысу, в верховьях Ишима, по притокам Тобола, р. Тургай, в регионе Улутауских гор и прилегающих к ним озерам. На западе они граничили с районами расселения волжских калмыков, а ближе к северу - в долинах среднего течения рек Иргиз, Орь и Илек, - проходили их границы с башкирами Ногайской дороги. [24;267]

Процессы общественного разделения труда и социально-экономической дифференциации казахского общества имели своим продолжением оформление социальных институтов и градаций, отражавших сложный спектр различных функций и ролей в структуре общественно полезной деятельности.

Характерной особенностью сословного деления казахского общества в период XVIII -- сер. XIX вв. являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ак суйек) и «черную кость» (кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне. К ней относились два аристократических сословия -- торе и кожа.

В отличие от ак суйек сословно-корпоративные группы «черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов).

Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся основой «белой кости». Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к старшей ветви Чингизидов -- потомков Джучи. Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа -- кожа. Кожа, пользовавшиеся наследственными привилегиями, играли важную роль в духовной жизни казахского общества.

Среди привилегированных социальных категорий «черной кости» чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых коллективах. Привилегированное положение биев в Казахстане определялось, прежде всего, большой общественной значимостью функции правового регулирования, арбитража и посредничества.

Большой авторитет и политическое влияние в казахском обществе в XVIII -- первой половины XIX в. имела социальная группа батыров -- военных вождей. Звание «батыра» никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами.

Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов, лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью, привилегиями, например, при уплате налогов и проч.

Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины («аксакалы»), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин. Звание аксакала, нередко обозначаемого в источниках термином «аксакал», у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними знаниями и богатым опытом.

Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества, и свободными общинниками, в Казахстане существовали категории зависимого населения -- рабы и тюленгуты.

Тюленгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей -- султанов -- на «служилых» людей.

К категории зависимого населения относились также рабы-кулы, которые набирались из среды пленных россиян, калмыков и иранцев. Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнем обиходе.

Выводы: в середине 15 века в результате дальнейшего распада Золотой Орды и Ак Орды образовалось Казахское ханство. В ходе политических, этнических процессов социальный термин «казах» становится сначала политическим термином, обозначающим название государства, а затем и этническим термином. В 16-17 веках происходит становление и укрепление Казахского ханства, успешно завершается многолетняя борьба казахских ханов за присырдарьинские города, завершается формирование казахской народности и ее этнической территории, складывается комплексная система двух хозяйственных укладов: кочевого скотоводческого и оседло-земледельческого.

В Казахском ханстве складывается своеобразная система жузового деления территории и населения, формируются основные сословия и социальные группы общества, развивается система правовых отношений.

С середины 17 века обостряются отношения с Джунгарским ханством. Утрата политического единства после смерти Тауке хана привела к тяжелым социально-политическим последствиям. В 30-е годы 18 века начинается процесс присоединения Казахстана к Российской империи.

 

& Литература

  1. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во 2-й половине 16 века.- Алматы 1988
  2. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в 15-17 веке.- Алматы 1988
  3. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков – М. 1965
  4. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи в 17-18 веке – Алматы 1991
  5. Казахстан. Средняя и Центральная Азия в 15-18 веках – Алматы 1983
  6. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в 16-18 веках – Алматы 1971
  7. Касымбаев Ж.К. Государственные деятели казахских ханств 18 века- Алматы 1999
  8. Масанов Н. Кочевая цивилизацияя казахов – М. 1995
  9. Материалы по истории казахских ханств 15-18 веков – Алматы 1969
  10. Мухамед Хайдар Дуглати Тарих-и-Рашиди – Алматы 1999
  11. Прошлое Казахстана в источниках и материалах – Алматы 1997
  12. Юдин В.П. Казахстан,Средняя и Центральная Азия в 16-18 веках – Алматы 1985

 

@ СРС

Вариант 1

1.Расположить указанные события в хронологическом порядке и проставить даты: образование Казахского ханства, годы правления Есим хана, Анрахайская битва, создание свода законов «Жеты Жаргы», образование Джунгарского ханства

Историческое событие Дата
     
     
     
     
     

2. Заполнить содержание таблицы

Содержание вопроса Ответ
  Второе название Абулхаировой Орды  
  Первоначальная территория Казахского ханства  
  Территория Моголистана  
  Столица Казахского ханства в 17-18 веках  
  Какие земли входят в состав Старшего жуза?  

3. Заполнить содержание таблицы

Исторические деятели Титул, род деятельности
  Кадыргали Жалаири  
  Бурундук  
  Раимбек  
  Амурсана  
  Тевкелев  
  Казбек би  
  Тахир  
  Шалкииз  

4.Объяснить значение терминов и ответить на вопросы:

Задание Ответ
  Объяснить значение термина «джут»  
  Переносное жилище кочевников  
  Самоназвание джунгарских племен  
  Напиток из кобыльего молока  
  К какому жузу относятся племена аргынов,найманов и кереев?  
  Назовите основные виды скота у казахов  
  Как называют летние пастбища?  
  Какая религия была распространена в Казахском ханстве?  
  Аристократич.сословие в казахском обществе, потомки Чингисхана  
  Назовите налог, собираемый с земледельцев и ремесленников в Казахском ханстве  

Вариант 2

1.Расположить события в хронологическом порядке и проставить даты (Годы Великого бедствия, посольство Абулхаира в Россию, создание казахского ополчения под руководством Богембай батыра, откочевка Керея и Жанибека, правление Тауекель хана)

 

Историческое событие Дата
     
     
     
     
     

 

2. Заполнить содержание таблицы

Содержание вопроса Ответ
  В какой местности был проведен курултай 1726 года?  
  Где расположен Мавераннахр?  
  Назовите столицу Абулхаировой Орды  
  Какая территория вошла в состав Казахского ханства в годы правлния Хакк Назара?  
  Какие земли входят в состав Среднего жуза?  

3. Заполнить содержание таблицы

Исторические деятели Титул, род деятельности
  Мухамед Хайдар Дулати  
  Тауекель  
  Кадыргали Жалаири  
  Айтеке  
  Кучум  
  Есен Буга  
  Мухамед Шейбани  
  Доспамбет  

5.Объяснить значение терминов и ответить на вопросы:

Задание Ответ
  Сословие, обслуживающее хозяйство султанов  
  Как называется мусульманская школа при мечети  
  Объясните значение термина «жуз»  
  К какому жузу относятся племена уак,кыпчак, конырат?  
  Как называется зимнее пастбище у казахов?  
  Как называется родословная у казахов?  
  Объяснить значение термина «курултай»  
  Назовите сословие, выполнявшее судебные фяункции  
  Назовите музыкальные инструменты казахов  
  Что казахи изготавливали из войлока?  

Вариант 3

1.Расположить события в хронологическом порядке и проставить даты (поражение Мухаммеда Шейбани в борьбе с Касым ханом, правление Хакк Назара, вторжение в Казахстан хунтайши Батура, разработка свода законов «Жеты Жаргы», Аягузское сражение.)

Историческое событие Дата
     
     
     
     
     

2. Заполнить содержание таблицы

Содержание вопроса Ответ
  Какой регион стал ареной борьбы между казахскими ханами и Шейбанидами  
  Где произошло в 1726 году сражение с джунгарами  
  Где создал свое государство Мухамед Шейбани?  
  Какая территория подразумевается под названием Восточный Дешт-и-кыпчак  
  Какие земли входят в состав Младшего жуза  

3. Заполнить содержание таблицы

Исторические деятели Титул, род деятельности
  Тауке  
  Кабанбай  
  Жангир  
  Галдан Церен  
  Толе би  
  М





Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1795. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия