Политика учебной дисциплины
Студенты обязаны регулярно посещать лекционные занятия, своевременно выполнять письменные задания, вести конспекты по темам, которые являются базовыми в курсе. В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, умением работать с каталогом, написанием рефератов и других видов научных работ. А также студент должен: 1. полностью освоить курс История Казахстана. 2. уметь работать с документами, определяющими функционирование и развитие исторического процесса; 3. уметь анализировать тенденции исторического развития; 4. знать основные этапы истории Казахстана; 5. уметь работать с периодическими изданиями – газетами, журналами; 6. должны активно принимать участие во время семинарских и практических занятий; 7. в течении периода обучения собрать дополнительный материал по изучаемому курсу
4 Тема I: Доисторический период истории Казахстана. Цель – представить научную картину происхождения человека, возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана, а также охарактеризовать основные этапы его развития.
План: 3. Общая характеристика и периодизация доисторического периода 4. Каменный век на территории Казахстана: периодизация, особенности, памятники 5. Эпоха бронзы: периодизация, особенности, памятники 6. Экономика и социальная организация доисторического периода
Основные понятия: «доистория», каменный век, бронзовый век, железный век, социальная организация, неолитическая революция, андроновская культура, бегазы-дандыбаевская культура, социогенез, техногенез, антропогенез.
Историческая наука представляет собой комплекс взаимосвязанных общественных наук, изучающих эволюцию человеческого общества в отдельных аспектах и в целом. В строгом смысле «история» (от греч. Historia – рассказ о минувшем познанном; знание) является описанием событий прошлого. Соответственно, предметом истории Казахстана является процесс происхождения и развития человеческого общества на территории Казахстана. Описание прошлого возможно на основе каких-либо источников. Под источниками понимаются те или иные памятники, оставшиеся от прошлых эпох. Они бывают вещественными (предметы материальной культуры), этнографическими (традиции, обычаи и т.п), лингвистическими, устными (фольклор) и письменными. Одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем истории является вопрос о происхождении человека и периодизации его древнейших этапов развития. Наука утверждает, что уже более двух миллионов лет назад появился предок человека. Не менее сложной представляется проблема выявления прародины человека. Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Д.Уиолсоном был введен термин «доистория» или «праистория». Данный термин получил довольно широкое распространение, Можно сказать, что доистория – часть истории человечества, ее «анонимный» период. Периодизация доисторического периода представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему. Это относится как к общей (исторической), так и к специальным периодизациям – археологической, антропологической и др. В 1870г. американским этнологом Льюисом Морганом, в его труде «Древнее общество» впервые была предложена общая периодизация первобытной истории. Используя установившееся в 19 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, он разделил эпоху дикости на три ступени: низшую (начинается с появление человека и членораздельной речи); среднюю (с возникновения рыболовства и применения огня); высшую (с изобретения лука и стрел). Аналогично была представлена эпоха варварства. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением гончарного ремесла, к средней – освоением земледелия и скотоводства, высшей – освоением железа. С изобретением буквенного письма, алфавита начинается эпоха цивилизации. Ф.Энгельс, обобщив периодизацию Моргана, определил эпоху дикости, как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства. Из специальных периодизаций первобытной истории наиболее важной является археологическая. Историю человеческого общества археологи делят на эпохи, условно называемые веками: каменный (орудия труда изготовлялись в основном из камня (галька, кремень); бронзовый ( использовали сплав олова и меди, а так же и другие полиметаллы), железный (использовали железо). Для создания более полной научной картины прошлого, доисторический период развития человечества следует рассматривать по трем линиям: антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа; техногенез – процесс развития техники обработки и применения орудий труда, что в свою очередь вело к прогрессу материальной культуры; социогенез- процесс развития человеческого общества от простейших форм к сложному общинному коллективу. Эти линии взаимосвязаны и в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека. 2. Древний каменный век – время становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры. В исторической науке принята следующая периодизация каменного века: · Палеолит (древнекаменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (3 этапа: олдувай, ашель, мустье) и завершается к 12 тысячелетию до н.э. · Мезолит (среднекаменный век) охватывает период 12-5 тыс. лет до н.э. · Неолит (новокаменный век) датируется 5-3 тыс. до н.э. Следы деятельности первого человека – “ хомо эректуса” (человека прямоходящего) на территории Казахстана, обнаруженные археологами, относятся к ашельскому периоду. Они представлены древними орудиями: массивные кремневые отщепы, рубила разных форм (бифасы, унифасы), нуклеусы, скребла и т.д. Одним из мест, благоприятных для расселения древних насельников на территории Казахстана, был район горного хребта Каратау. В горных пещерах Каратау, а также в Северном Прибалхашье обнаружены стоянки с грубо обработанными каменными орудиями. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь, Кудайколь, Жаман-Айбат и др. Таким образом, можно выделить две зоны палеолитических культур: Южный Казахстан и Сары-Арка. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий. О пребывании человека на территории Казахстана в эпоху палеолита свидетельствуют так же кремневые скребки, скребла и другие изделия, найденные в Восточном Казахстане. С эпохой позднего палеолита связывают появление человека современного вида (хомо сапиенса). В этот период появляется третья зона культуры – Восточный Казахстан (стоянки Козыбай, Новоникольское, Канай, Шульбинка и др.), органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Орудия труда совершенствуются, появляются ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивается количество орудий из кости – рыболовные крючки, гарпуны, иголки с ушками. Переход к мезолиту ознаменован изменениями в климате, связанными с отступлением ледников. Специфическими признаками мезолита можно считать - широкое употребление лука и стрел (вследствие распространения индивидуального способа охоты), распространение вкладышевой техники в изготовлении орудий труда (появление микролитической технологии обработки камня), возрастание подвижности населения. Неолит – время расцвета каменной индустрии, развития гончарного искусства, горного дела. Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление, сверление, шлифование. Стали лепить посуду из глины, обжигать ее. Неолитической революцией – называется процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему – скотоводству и земледелию. В эпоху неолита в Казахстане образовалось несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующих племенным образованиям. В Южном Казахстане была распространена кельтеминарская культура, в Северном Казахстане – атбасарская и маханджарская, в Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Энеолит - время перехода к производящим формам хозяйства, в частности к скотоводству. В Северном Казахстане появляются памятники ботайской культуры (стоянки Ботай, Красный Яр, Бестамак, и др.). 3. Сэпохи бронзы (XYIII-YIII вв. до н.э.)начинается древняя история Казахстана. Условно ее можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо - земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническом и культурном отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры. Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно с андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения. Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Часть исследователей (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов утвердилась и гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен. Буквально, в последние годы появился целый ряд исследований языковедов-тюркологов, этнологов, историков, в которых выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен или хотя бы некоторой их части. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт. У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами им служили землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками. В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к Бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и о принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства. Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией. С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак. Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое название, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности. Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы. Выводы:Казахстан, как показывают исследования археологов и историков, входил в область древнейшего расселения человека. Археологические данные позволяют нам выделить три зоны палеолитических культур: Южный Казахстан, Сары-Арка, Восточный Казахстан. Бронзовую эпоху представляли носители андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры.
þ Методические рекомендации: Для углубленного понимания исторических процессов, происходивших на территории Казахстана в доисторический период, следует обратиться к специальным исследованиям археологов и историков. Кроме того, студентам необходимо четко определиться в хронологической последовательности изучаемых периодов, содержании основных понятий по теме, а также в основных подходах, которые существуют в исторической литературе по изучаемой проблематике.
& Литература: 1.Абылхожин Ж., Бурханов К., Кадырбаев А., Султанов Т. Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана).- Алматы, 1998 2.Абилев А.К., Евдокимов В.В. Казахстан в древности. Уч. Пособие.- Караганда, 1991. 3.Акишев К.А., Байпаков К.М. Вопросы археологии Казахстана. – Алма-Ата, 1979 4.Маргулан А., Акишев К., Кадырбаев М., Оразбаев А. Древняя культура Центрального Казахстана – Алма-Ата, 1976 5.Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана в письменных источниках.- Алматы: «Ольке», 1998 6.Кадырбаев А.Ш. История Казахстана: первобытный мир и древность (от эпохи камня до «великого переселения народов») Уч. пос.- Алматы, 1998 7.Кузембайулы А., Абиль Е. История Казахстана: Уч. пос.-Алматы,1998. 8.История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк.- Алматы, 1993 9.Кан Г.В. История Казахстана: Пособие для студентов. Алматы, 2001
??? Вопросы для контроля теоретических знаний по теме
|