Подобный хороший марфуъ хадис приводит имам Ахмад от Анаса.
Также Баззар передает от Шаъби, тот от от Масрука, а тот Аиши, как она сказала: "Посланник Аллаха (с.а.в) упомянул хариджитов и сказал: "Они худшие из этой уммы и будут убивать лучших из уммы". Цепочка этого хадиса хорошая. Табарани приводит марфуъ хадис: "Они худшие худшие из тварей. Их будут убивать лучших из творений". Ахмад передает от Абу Саъида: "Они худшие из народ ". Муслим передает от Убайдуллаха бин аби Рафиина Али следующее: "Эти люди - творения, которых Аллах больше всего не любит". (Муслим) Табарани передает от Абдуллаха бин Хиббана (отца) хадис: "Они самые худшие из тех, над которыми небо и которых носит земля". Ахмад и ибн аби Шайба передают марфуъ хадис от Абу Баразы: "Они худшие из творений, он повторил это три раза". Также ибн аби Шайба передает от Умайра бин Исхака, а тот от Абу Хурайры: "Они худшие из творений". Все это подтверждает мнение тех, кто считает хариджитов неверными. Что касается выражения "выходят из религии", то в предании Абу Исхакъа от Сувайда бин Г1афили, переданном Насаи и Табарани, это выражение употребляется в виде "выходят из Ислама". Такое же употребление наблюдаем в хадисах Ибн Умара и Зайда бин Вахба в этой же главе. В хадисе от Абу Бакры, переданном Табари, и в хадисе Тарикъа бин Зияда от Али, переданном Насаи, это выражение приобретает вид: "выходят из истины". Теперь, что касается слова Абу Саъида аль-Худри: "Обратите внимание посланник (с.а.в.) сказал "в этой умме", а не "из этой уммы". В преданиях на эту тему, пришедших от Абу Саъида не противоречий по этому поводу. Так например, Муслим передает от Абу Надиры, а тот от Абу Саъида: Quot;Поистине, посланник Аллаха (с.а.в.) рассказал нам об одном племени, которое появится в этой умме". В другом варианте: "Выходят возле группы, отделяющейся от мусульман". Другие предания от Абу Саъида, переданные Даххаком и Аль-Машраки аналогичны. Все эти предания показывают, что Абу Саъид не включал хариджитов в умму, то есть выносил им такфир. Правда в одном предании, переданное имамом Табари от Абу Саъида говорится : "Из моей уммы". Но цепочка этого предания слабая. С другой стороны, другие хадисы, как например хадис от Абу Зарра, пришли с выражением вида: "После меня будет одно племя из моей уммы. (Муслим) Также есть хадис, переданный Зайдом бин Вахбом от Али: "Из моей уммы появится одно племя". Эти хадисы, в отличие от хадисов, переданных Абу Саъидом, включают хариджитов в умму. Все эти хадисы согласуются следующим образом. В хадисах подобных тем, которые от Абу Саъида, под уммой подразумевается "умматуль-иджаба" - умма, последовавшая за Мухаммадом (с.а.в.). Сюда могут войти только муслимы. В других хадисах подразумевается "умматуд-даьуа" - такая умма, к которой Мухаммад (с.а.в.) пришел с своим призывом. Таким образом, сюда входят и неверные. Имам Науауи по поводу того выражения Абу Саъида говорит следующее: "Это доказывает то, что сахабы занимались фикъхом и подвергали исследованию слова и выражения хадисов. Кроме этого, это знак того, что Абу Саъид считает хариджитов неверными и исключает их из этой уммы". Умалять, означает преуменьшать, недооценивать. "видя их намазы, вы будете умалять (недооценивать) свои намазы". В хадисе из следующей главы, переданном Зухри от Абу Саламы, есть дополнение о постах. В предании Аъима бин Самиха от Абу Саъида это передано как: "Будете умалять свои деяния на фоне их деяний".Вот как Асъим описывает наждских харуритов (одна из груп хариджитов): "Дни они проводят в посте, а ночи в намазе". Подобное предание приводит имам Табари от Яхьи бин Абу Касира, а тот от Абу Саламы. В предании Мухаммада бин Амра от Абу Саламы говорится: "Один из вас, поклоняясь, будет умалять свои намазы и посты по сравнению с их намазами и постами". Салама бин Кухайль от Зайда бин Вахба, а тот от Али передает: "Ваше чтение ничто по сравнению с их чтением; и намазы ваши ничто по сравнению с их намазами. (Это передали Муслим и Табарани). Также Табарани передает слова Ибн Аббаса во время его спора с хариджитами: Quot;Я пришел к ним, это было такое усердное в поклонении племя, что я не видел ни одного такого усердного племени. Из-за частого поклонения (саджды) их руки превратились в мозоль, подобную мозоли, что на коленях верблюда, а кожа на лбах сильно огрубела". Ибн аби Шайба передает, что когда возле ибн Аббаса была поднята тема об усердии хариджитов в поклонении, он сказал: "Ну и что; все равно они не превзошли в усердии монахов", - (то есть, подобно тому как, усердие в поклонении, не дало пользы мушрикам-христианам, точно также усердие хариджитов в поклонении ничего не означает, без правильной акиды - прим. пер.) " (Фатх аль-Бари, 12/298) "Из дичи" (рамийя). В концекниги единобожия (сборника Бухари) в предании Маъбада бин Сирина от Абу Саъида, говорится: "Они не могут вернуться (в религию) обратно, без того, чтобы стрела не вернулась обратно", - (а так как стрела не вернется, то и они не вернутся - прим. пер.). "Ар-рамийя (дичь)" - страдательное причастие от глагола бросать, кидать, стрелять, например олень и.т.п.
|