Студопедия — БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ — СЛЕДСТВИЕ БЕСКОНТРОЛЬНОГО РАЗВЕДЕНИЯ 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ — СЛЕДСТВИЕ БЕСКОНТРОЛЬНОГО РАЗВЕДЕНИЯ 8 страница






Святой Павел хорошо осознавал это, говоря: “Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего [...] чтобы познать Его, и силу воскресения Его” (Флп 3, 8.10). Этот путь был с самого начала отмечен апостолами, о чем свидетельствует христианская традиция Востока и Запада: “Те, кто в настоящий момент следует за Христом, оставив ради Него все, напоминают нам об апостолах, которые в ответ на Его призыв отвергли все остальное. Поэтому традиционно о монашеской жизни говорится как об apostolica vivendi forma ” (апостольском образе жизни)[230]. Эта традиция также подчеркивает в посвященной жизни аспект особого завета с Богом, более того, супружеского союза со Христом, наставником в котором был святой Павел своим примером (ср. 1 Кор 7, 7) и свои учением, предлагаемым по водительству Святого Духа (ср. 1 Кор 7, 40).

Мы можем сказать, что духовная жизнь, понимаемая как жизнь во Христе или жизнь в следовании Святому Духу, предстает как путь все возрастающей верности, по которому посвященного Богу человека ведет Святой Дух и уподобляет его Христу в полном общении любви и служения в Церкви.

Все эти элементы, проступающие в различных формах посвященной жизни, порождают особую духовность, то есть конкретную программу взаимоотношений с Богом и с окружающими, отмеченную особенными духовными акцентами и специфическими чертами действенного выбора, которые подчеркивают и заново представляют тот или иной аспект тайны Христа. Когда Церковь одобряет какую-либо форму посвященной Богу жизни или же тот или иной Институт, она подтверждает, что в их духовной и апостольской харизме содержится все необходимое для достижения евангельского совершенства как на личном, так и на общинном уровне.

Поэтому духовная жизнь должна занимать первое место в программе Семей посвященной Богу жизни таким образом, чтобы каждый Институт и каждая община были школой подлинной евангельской духовности. Апостольская плодотворность, щедрость в любви к бедным и способность привлекать призвания среди нового поколения зависят от этого приоритетного выбора и его возрастания в личных и общинных обязательствах. Именно духовное качество посвященной Богу жизни может вдохновить людей нашего времени, которые сами жаждут абсолютных ценностей, превращая их таким образом в притягательное свидетельство.

Внимая слову Божию

94. Слово Божие является первоисточником всей христианской духовности. Оно питает личные отношения с живым Богом и с Его спасительной и освящающей волей. Именно по этой причине с самого начала существования Институтов посвященной жизни, и особенно в монашестве, то, что называется lectio divina, почиталось необычайно высоко. Благодаря ей слово Божие претворялось в жизнь, из которой оно излучало свет мудрости, являющейся даром Святого Духа. Хотя все Священное Писание “полезно для научения” (2 Тим 3, 16) и является “чистым и неистощимым источником духовной жизни”[231], писания Нового Завета заслуживают особого почитания, и прежде всего Евангелия — “сердце всего Священного Писания”[232]. Поэтому великую пользу для людей, посвященных Богу, принесут постоянные размышления на евангельские тексты и другие писания Нового Завета, которые описывают слова и примеры Христа и Марии и apostolica vivendi forma. Основатели и основательницы вдохновлялись этими текстами в принятии своих призваний и при различении харизм и миссий своих Институтов.

Огромное значение имеют общинные размышления по Библии. Практикуемые в соответствии с возможностями и обстоятельствами жизни в общине, эти размышления ведут к радостной сопричастности к богатствам, почерпнутым в слове Божием, благодаря которым братья и сестры возрастают вместе и помогают друг другу совершенствоваться в духовной жизни. Кроме того, было бы полезным поощрять подобную практику среди других членов народа Божия, как священников, так и мирян. Это приведет, способом, созвучным особым дарам каждого, к созданию школ молитвы, духовности и молитвенного чтения Писаний, в которых Бог “говорит к людям, как к друзьям (ср. Исх 33, 11; Ин 15, 14–15) и живет среди них (ср. Вар 3, 38), чтобы приглашать их к общению с Собой и принимать их в это общение”[233].

Как учит духовная традиция Церкви, размышления о слове Божием и, в особенности, о тайнах Христа порождают напряженную сосредоточенность в созерцании и ревность в апостольской деятельности. Как в созерцательной, так и в деятельной монашеской жизни всегда существовали мужчины и женщины действенной молитвы, те, кто доподлинно истолковывал и осуществлял волю Бога, творящего великие дела. Из частого общения со словом Божиим они извлекали свет, необходимый для того личного и общинного различения даров, которое помогало им искать пути Господни в знаках времени. Так они обретали тот род сверхъестественной интуиции, которая позволяла им не уподобляться умонастроению мира, но обновляться в своем сознании, чтобы “познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим 12, 2).

В общении со Христом

95. Основополагающим средством действенного поддержания общения со Христом является, без сомнения, святая Литургия и, в особенности, — совершение Евхаристии и Литургии Часов.

Прежде всего, Евхаристия, в которой “содержится все духовное сокровище Церкви, то есть Сам Христос, наша Пасха и Хлеб живой, Плоть Которого, Духом Святым оживотворенная и животворящая, подает жизнь людям”[234]. Будучи сердцем Церкви, она также является сердцем посвященной Богу жизни. Как могут призванные посредством следования евангельским советам избрать Христа в качестве единственного смысла своего существования, не желая установить еще более глубокое общение с Ним через ежедневное участие в Таинствах, являющих Его присутствие, в жертвоприношении, которое реализует дар Его любви на Голгофе, в пиршественной трапезе, которая питает и поддерживает странствующий народ Божий? По самой своей природе Евхаристия является центром посвященной Богу жизни, как для отдельных людей, так и для общин. Это — ежедневная помощь и источник духовной жизни для каждого в отдельности и для всего Института. В Евхаристии все посвященные Богу люди призваны жить пасхальной тайной Христа, соединяясь с Ним через приношение своей жизни Отцу посредством Святого Духа. Усердное и длительное поклонение Христу, присутствующему в Евхаристии, позволяет им определенным образом заново пережить опыт Петра в Преображении: “Хорошо нам здесь быть”. В совершении тайны Тела и Крови Господа укрепляется и возрастает единство и любовь тех, кто посвятил свою жизнь Богу.

Наряду с Евхаристией и в глубокой связи с ней, Литургия Часов, совершаемая в единстве с молитвой Церкви, как в общине, так и индивидуально, в соответствии с природой каждого Института, выражает призыв, присущий посвященным Богу людям, вознести свои сердца в хвале и молитвенном ходатайстве.

Евхаристия также тесно связана с обязательствами непрестанного обращения и необходимого очищения, которые посвященные Богу люди совершенствуют в таинстве Примирения. Через частую встречу с милосердием Божиим они очищают и обновляют свои сердца, и посредством смиренного признания своих грехов делают более явной свою связь с Ним. Радостный опыт сакраментального прощения в странствии, разделенном со своими братьями и сестрами, делает сердце более внимательным и способствует упрочению верности.

Доверительное и смиренное обращение к духовному наставничеству приносит огромную помощь в продвижении по евангельскому пути, особенно, в период подготовки и в определенные моменты жизни. Благодаря ему человеку дается помощь для ответа на веяния Святого Духа и для решительного обращения к святости.

Наконец, я призываю всех посвященных Богу людей в соответствии с собственной традицией ежедневно обновлять свой духовный союз с Пресвятой Богородицей, переживая с Ней тайны Ее Сына, особенно в молитве святого Розария.

III. Некоторые новые области миссии

Присутствие в мире образования и воспитания

96. Церковь всегда признавала, что образование является существенным элементом ее миссии. Наставник ее внутренней жизни есть Святой Дух, Который проникает в самые недоступные глубины сердца каждого человека и знает тайную динамику истории. Вся Церковь животворится Святым Духом и вместе с Ним осуществляет свою образовательную деятельность. Однако в самой Церкви посвященные Богу люди имеют особые обязанности. Они призваны принести в мир образования и воспитания свое радикальное свидетельство о ценностях Царства Божия, предложенных каждому человеку в ожидании окончательной встречи с Господином истории. В силу своего особого посвящения, своего особенного опыта даров Святого Духа, своего непрестанного внимания слову Божию и практики различения даров, богатого наследия педагогических традиций, накопленного со времени основания своего Института, и своего глубокого познания духовной истины (ср. Еф 1, 17) посвященные Богу люди способны чрезвычайно эффективно развивать воспитательную деятельность и вносить особый вклад в труды других воспитателей.

Наделенные этой харизмой, посвященные Богу люди могут дать жизнь начинаниям в области образования, пронизанным евангельским духом свободы и любви, в которых молодым людям будет оказана помощь в развитии их человеческой личности под водительством Святого Духа[235]. Таким образом, община, посвященная воспитанию, становится опытом общения и местом благодати, в котором педагогический план содействует соединению в одно гармоничное целое человеческого и Божественного, Евангелия и культуры, веры и жизни.

История Церкви с древности вплоть до наших дней богата восхитительными примерами тех посвященных Богу людей, которые стремились и продолжают стремиться к святости через непосредственное участие в педагогической деятельности, предлагая в то же время святость в качестве цели воспитания. Многие из них воистину достигли совершенства в любви, обучая молодых людей. Это один из самых драгоценных даров, который посвященные Богу люди могут сегодня дать молодежи, обращая к ним педагогический метод, исполненный любви, следуя мудрому наставлению святого Иоанна Боско: “Молодые люди должны быть не только любимы, они должны знать, что они любимы”[236].

Необходимость обновленных обязательств в области образования

97. С деликатным уважением, соединенным с миссионерской смелостью, посвященные Богу мужчины и женщины должны являть, что вера в Иисуса Христа просвещает все дело воспитания, не умаляя, но скорее утверждая и возвышая сами человеческие ценности. Таким образом они становятся свидетелями и орудиями силы Воплощения и силы Святого Духа. Эта их задача является одним из наиболее значительных проявлений того материнства, которое Церковь в образе Пресвятой Богородицы осуществляет по отношению ко всем своим детям[237].

Именно по этой причине Синод настоятельно призвал людей, посвященных Богу, вновь принять на себя, там, где это возможно, миссию воспитания в школах любого типа и уровня, в университетах и институтах высшего образования[238]. В моем собственном предложении Синоду я горячо призываю членов Институтов, посвященных образованию, быть верными своей изначальной харизме и своим традициям, осознавая, что преимущественная любовь к бедным особым образом осуществляется в выборе средств, способных освободить людей от той тяжелой формы нищеты, которой является отсутствие культурной и религиозной подготовки.

Вследствие той важной роли, которую католические и церковные университеты и факультеты играют в области образования и евангелизации, Институты, осуществляющие руководство ими, должны осознавать свою ответственность. Они должны гарантировать сохранение своей уникальной католической идентичности, ведя в то же время активный диалог с современной культурой. Более того, в зависимости от обстоятельств, члены этих Институтов и Обществ должны быть готовы войти в государственные образовательные структуры. Члены секулярных Институтов в силу своего особого посвящения первыми призваны к такого рода сотрудничеству.

Евангелизировать культуру

98. Институты посвященной Богу жизни всегда имели огромное влияние на процесс становления и передачи культуры. Так было в Средние века, когда монастыри становились местами изучения культурных богатств прошлого и развития новой гуманистической и христианской культуры. Это происходило всякий раз, когда свет Евангелия распространялся на новые народы. Многие посвященные Богу люди были активными деятелями культуры и часто изучали и защищали туземные культуры. Необходимость содействовать развитию культуры и диалогу между культурой и верой сегодня глубоко ощущается в Церкви[239].

Посвященные Богу люди не могут не ощущать вызова этой настоятельной необходимости. В проповеди слова Божия они также призваны раскрывать наиболее подходящие методы для удовлетворения нужд различных социальных групп и разнообразных профессиональных категорий, так чтобы свет Христов проник во все слои общества и закваска спасения преобразила жизнь общества изнутри, содействуя утверждению культуры, пронизанной евангельскими ценностями[240]. На пороге третьего тысячелетия христианства подобные обязательства позволят посвященной Богу жизни обновить свой ответ на волю Бога, Который идет навстречу всем людям, сознательно или неосознанно ищущим Истину и Жизнь (ср. Деян 17, 27).

Но в дополнение к этому служению, обращенному к остальным, в самой посвященной Богу жизни существует необходимость обновленного и исполненного любви обязательства в отношении интеллектуальной жизни для посвящения себя научным занятиям как средству всесторонней подготовки и как пути аскетизма, чрезвычайно актуальному перед лицом современного культурного разнообразия. Умаление обязательств в отношении интеллектуальных занятий может иметь тяжелые последствия для апостольства, порождая чувство отчуждения и отсталости и благоприятствуя появлению поверхностных и опрометчивых инициатив.

В разнообразии харизм и реальных возможностей каждого Института, обязательства в отношении научных занятий не могут быть ограничены начальной подготовкой или же сводиться к получению академических степеней и профессиональной квалификации. Более того, научные исследования являются выражением неутолимого желания еще более глубокого познания Бога, источника света и всякой человеческой истины. Следовательно, обязательства проводить научные исследования не изолируют посвященных Богу людей в абстрактном интеллектуализме и не заключают их в оболочку удушливого самолюбования, но, напротив, побуждают к диалогу и сотрудничеству, являются подготовкой для возможности выносить суждение, стимулом к созерцанию и молитве в постоянном поиске присутствия и действия Бога в сложной реальности сегодняшнего мира.

Предоставляя возможность Святому Духу преобразить себя, посвященный Богу человек может расширить горизонты скудных человеческих желаний и в то же время глубже постичь каждого человека и его жизненную историю, выходя за пределы наиболее бросающихся в глаза, но часто вторичных аспектов. Сегодня возникают бесчисленные вызовы, исходящие от различных культур в новых областях, как, впрочем, и в тех, где посвященная Богу жизнь традиционно присутствует. Существует настоятельная необходимость поддерживать плодотворные контакты со всеми культурными реальностями, придерживаясь бдительного и критического подхода, но также проявляя доверительное внимание к тем, кто встречает особые трудности в интеллектуальной деятельности, особенно, когда в ответ на беспрецедентные проблемы нашего времени необходимо опробовать новые попытки анализа и синтеза[241]. Серьезная и действенная евангелизация этих новых областей, где развивается и передается культура, не может происходить без активного сотрудничества причастных к ним мирян.

Присутствие в сфере массовой коммуникации

99. Равно как и в прошлом, когда посвященные Богу люди могли успешно использовать все средства в служении евангелизации, умело встречая трудности, так и сегодня им заново бросает вызов необходимость нести свидетельство о Евангелии в средствах массовой коммуникации. Благодаря впечатляющему развитию технологий подобные средства в состоянии достичь любых уголков земли. Посвященные Богу люди, особенно те, которые, следуя харизме своего Института, работают в этой области, призваны глубоко постичь язык средств массовой коммуникации для того, чтобы более действенно говорить о Христе нашим современникам, истолковывая их “радости и надежды, печали и тревоги”[242] и тем содействуя построению общества, в котором все чувствовали бы себя братьями и сестрами на пути ко Христу.

Вместе с тем необходимо сохранять бдительность по отношению к злоупотреблению средств массовой коммуникации по причине чрезвычайной силы воздействия, которой они обладают. Не стоит скрывать проблем, которые могут затронуть саму посвященную Богу жизнь, напротив, необходимо подходить к ним со взвешенной рассудительностью[243]. Ответ Церкви является прежде всего воспитательным: он нацелен на обеспечение правильного понимания динамики, которой подчинены средства массовой коммуникации, и внимательной этической оценки их программ, а также на развитие здравых навыков в их использовании[244]. В эту воспитательную работу, целью которой является подготовка обладающих умением различать аудиторию и сведущих распространителей информации, посвященные Богу люди призваны привнести свое особое свидетельство об относительности всей видимой реальности. Таким образом, они помогают людям мудро использовать средства массовой коммуникации в соответствии с замыслом Бога, а также освободиться от навязчивого плена “образа этого преходящего мира” (ср. 1 Кор 7, 31).

Необходимо поощрять все усилия в этой важной новой области апостольства, так чтобы Евангелие Христово могло быть проповедовано и через эти современные средства. Различные Институты должны быть готовы к сотрудничеству, предоставляя средства и персонал с тем, чтобы осуществлять совместные проекты во всех областях массовой коммуникации. Кроме того, посвященные Богу люди, особенно члены секулярных Институтов, должны с готовностью предоставлять свою помощь всякий раз, когда это окажется уместным с пастырской точки зрения, для религиозной подготовки руководителей и работников общественных и частных средств массовой коммуникации. Это необходимо осуществлять для того, чтобы, с одной стороны, предотвратить вред, вызванный неуместным использованием средств массовой коммуникации, а с другой — содействовать развитию высококачественных программ, содержание которых уважало бы нравственный закон и было бы богато человеческими и христианскими ценностями.

IV. В диалоге со всеми

В служении единству христиан

100. Молитва Христа, обращенная к Отцу перед страданиями, с прошением о том, чтобы Его ученики были едины (ср. Ин 17, 21–23), продолжает жить в молитве и деятельности Церкви. Как могут призванные к посвященной жизни не ощущать своей причастности к ней? Рана разъединения, все еще существующего между верующими во Христа, и настоятельная необходимость молиться и работать ради содействия христианскому единству глубоко ощущалась на Синоде. Экуменическая восприимчивость посвященных Богу людей повышается также благодаря осознанию того, что в иных Церквах и церковных Общинах монашество сохранилось и процветает, как это происходит в Восточных Церквах, или же обновляется следование евангельским советам, что происходит в Англиканском Сообществе и в Общинах Реформации.

Синод подчеркнул глубокую связь между посвященной Богу жизнью и делом экуменизма, а также настоятельную необходимость в более энергичном свидетельстве в этой области. Поскольку душой экуменизма является молитва и обращение[245], особый долг Институтов посвященной жизни и Обществ апостольской жизни — оказывать всяческое содействие осуществлению этих обязательств. Необходимо, чтобы посвященные Богу люди уделяли больше места в своей жизни экуменической молитве и подлинно евангельскому свидетельству, дабы силой Святого Духа были сокрушены стены взаимных разделений и предубеждений.

Формы экуменического диалога

101. Совместное участие в lectio divina в поисках истины, общая молитва, в которой Господь заверяет нас в Своем присутствии, диалог дружбы и любви, дающий нам возможность ощутить, как хорошо жить братьям вместе (Пс 133 [132]), сердечное гостеприимство, проявленное в отношении братьев и сестер различных христианских исповеданий, познание друг друга и обмен дарами, сотрудничество в совместных инициативах служения и свидетельства — вот лишь некоторые из форм экуменического диалога. Это действия, угодные нашему общему Отцу, свидетельства о волеизъявлении вместе следовать к совершенному единству по пути истины и любви[246]. Подобным же образом, знание истории, вероучения, литургии, знакомство со служением милосердия и апостольской деятельностью других христиан должны сделать экуменическую деятельность более плодотворной[247].

Я желаю поощрить те Институты, которые либо в силу того, что были созданы с этой целью, либо из-за того, что были призваны к ней впоследствии, посвятили себя содействию христианскому единству и поэтому содействуют инициативам, связанным с исследованиями и конкретными действиями. В действительности, ни один Институт посвященной жизни не должен чувствовать, что он освобожден от деятельности в этом направлении. В своих мыслях я также обращаюсь к Восточным Католическим Церквам с надеждой на то, что равным образом посредством монашеской жизни как мужчин, так и женщин, — процветание которой есть благодать, о которой надо постоянно молиться, — они смогут принести пользу делу единства с Православными Церквами благодаря диалогу любви и сопричастности общей духовности, наследию неразделенной Церкви первого тысячелетия.

Особым образом я поручаю монастырям созерцательной жизни духовный экуменизм молитвы, обращения сердца и любви. С этой целью я поощряю их присутствовать там, где живут бок о бок христианские общины различных исповеданий, для того чтобы их всецелое посвящение тому, что “одно только нужно” (ср. Лк 10, 42) — поклонению Богу и ходатайствам о спасении мира вместе с их свидетельством о евангельской жизни в согласии с их особыми харизмами — вдохновило всех жить по образу Пресвятой Троицы в том единстве, которого желал Христос и которого Он просил у Отца для Своих учеников.

Межрелигиозный диалог

102. Поскольку “межрелигиозный диалог является частью евангелизационной миссии Церкви”[248], Институты посвященной жизни не могут устраниться от участия также и в этой области, каждый в соответствии со своей собственной харизмой и следуя указаниям церковных властей. Первой формой евангелизации в отношении наших братьев и сестер иных религий должно быть само свидетельство о жизни в бедности, послушании и целомудрии, исполненной братской любовью ко всем. В то же время свобода духа, присущая посвященной Богу жизни, будет содействовать “диалогу жизни”[249], который воплощает основополагающую модель миссии и проповеди Евангелия Христова. С тем, чтобы благоприятствовать познанию друг друга, уважению и любви, Институты монашествующих могут, кроме того, развивать соответствующие формы диалога, отмеченные сердечной дружбой и взаимной искренностью, с монашескими общинами иных религий.

Другой сферой сотрудничества с мужчинами и женщинами иных религиозных традиций является совместная забота о человеческой жизни, простирающаяся от сострадания к страждущим физически и духовно до приверженности к справедливости, миру и сохранению всего творения. В этих областях Институты действенной жизни должны в особенности стремиться к взаимопониманию с приверженцами других религий посредством того “диалога действия”[250], который подготавливает пути для более глубокого согласия.

Особой областью для успешных совместных действий с представителями иных религиозных традиций является область приложения усилий для того, чтобы обеспечить достоинство женщины. С точки зрения равенства и справедливой взаимодополняемости мужчины и женщины чрезвычайно ценный род служения может осуществляться посвященными Богу женщинами[251].

Эти и другие пути, на которых посвященные Богу люди участвуют в служении межрелигиозному диалогу, требуют соответствующего обучения, как во время начальной подготовки, так и в течение постоянной подготовки, равно как и в научных исследованиях и изысканиях[252], поскольку в этой непростой области необходимо глубокое знание христианства и других религий наряду с твердой верой, а также духовной и личной зрелостью.

Духовность как ответ на поиски священного и на жажду Бога

103. В силу самой природы их выбора, все те, кто принимает на себя посвященную Богу жизнь, как мужчины, так и женщины, становятся преимущественными партнерами в поисках Бога, Который постоянно пробуждает человеческое сердце и направляет его к различным формам аскетизма и духовности. Сегодня во многих местах земли подобные поиски настоятельно необходимы как ответ на те тенденции в современной культуре, которые стремятся, если не полностью отрицать, то, по крайней мере, вытеснять религиозное измерение человеческого существования.

Когда посвященные Богу люди последовательно и полнокровно живут собственными, свободно принятыми обязательствами, они могут предложить ответы на страстные желания своих современников и помочь им освободиться от решений, по большей части иллюзорных и влекущих за собой отрицание спасительного воплощения Христа (ср. 1 Ин 4, 2–3), как, например, от тех решений, которые предлагают секты. Практикуя личную и общинную аскезу, очищающую и преображающую все их существование, они несут свидетельство, направленное против эгоцентризма и чувственности, свидетельство об истинной природе поиска Бога. Они предостерегают против смешения этого поиска с утонченными поисками самих себя или же против ухода в гностицизм. Каждый посвященный Богу человек обязан углублять свою внутреннюю жизнь, что никоим образом не означает устранения от реальности или же ухода в самого себя. Живя в послушании Слову, хранителем и истолкователем Которого является Церковь, посвященный Богу человек указывает на Христа, возлюбленного превыше всего, и на тайну Пресвятой Троицы как на ответ глубочайшим желаниям человеческого сердца и как на конечную цель всякого религиозного пути, искренне открытого навстречу трансцендентному.

По этой причине посвященные Богу люди обязаны оказывать великодушный прием и духовную помощь тем, кто движим жаждой Бога и стремлением жить обращенными к ним требованиями веры[253].

 


ЗаклюЧение

Безграничная щедрость

104. Многие люди сегодня спрашивают в растерянности: зачем нужна посвященная Богу жизнь? Зачем принимать на себя этот род жизни, когда существует так много неотложных потребностей в области милосердия и самой евангелизации, на которые можно дать ответ и не беря на себя особых обязательств посвященной жизни? Не является ли, быть может, посвященная жизнь своего рода “тратой” человеческой энергии, которая может быть более эффективно употреблена для большей пользы, на благо человечества и Церкви?

Эти вопросы еще более часто звучат в наше время как следствия утилитаристской и технократической культуры, склонной оценивать значимость вещей и даже людей в приложении к их непосредственной “полезности”. Однако подобные вопросы существовали всегда, как о том красноречиво свидетельствует евангельский эпизод помазания Иисуса миром в Вифании: “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира” (Ин 12, 3). Когда Иуда под предлогом помощи бедным пожаловался на подобную расточительность, Иисус ответил ему: “Оставьте ее” (Ин 12, 7).

Этот ответ всегда сохраняет силу для вопросов, которые множество людей, даже доброй веры, задают о целесообразности посвященной жизни: нельзя ли более эффективно и рационально положить свою жизнь для улучшения общества? Вот ответ Иисуса: “Оставьте ее”.

Те, кому дан бесценный дар следовать вблизи за Господом Иисусом Христом, считают очевидным, что Он может и должен быть любим нераздельным сердцем, так чтобы всякий мог посвятить Ему всю свою жизнь, а не только некоторые действия или же отдельные моменты, либо определенные роды деятельности. Драгоценное миро, излитое как чистейшее проявление любви и поэтому превосходящее все “утилитарные” соображения, является знаком безграничной щедрости, которая выражается в жизни, отданной ради любви и служения Господу для того, чтобы посвятить себя Его личности и Его Мистическому Телу. Но от этой щедро “излитой” жизни распространяется благоухание, которое наполняет весь дом. Дом Божий, Церковь, сегодня не меньше, чем в прошлом, украшен и обогащен присутствием посвященной жизни.

То, что в глазах людей может выглядеть как ненужная трата, для человека, покоренного в глубине сердца красотой и благостью Господа, является очевидным ответом любви, радостным выражением благодарности за разрешение вступить на уникальный путь познания Сына и совершенно особым образом разделить с Ним Его миссию в мире.

“Если бы любой из детей Божиих познал и вкусил Божественную любовь, Бога несотворенного, Бога воплощенного, Бога страдающего, Который есть высшее благо, Он отдал бы Ему себя целиком, он отвергся бы не только других созданий, но даже себя самого, и всем своим естеством возлюбил бы сего Бога любви, вплоть до того, что совершенно преобразился бы в Богочеловека, Который есть Возлюбленный превыше всего”[254].

Посвященная жизнь в служении Царству Божию

105. “Что стало бы с миром, если бы в нем не было монашествующих?”[255] Возвышаясь над всеми поверхностными утверждениями о ее ненужности, посвященная жизнь важна именно тем, что она является безграничной щедростью и любовью, и это все более верно в мире, который рискует задохнуться в водовороте преходящей реальности. “Без этого конкретного знака существовала бы опасность того, что любовь, вдохновляющая всю Церковь, охладела бы, что спасительный парадокс Евангелия притупился бы, а “соль” веры потеряла бы свою силу в мире, подверженном секуляризации”[256]. Жизнь Церкви и самого общества нуждается в людях, способных всецело посвятить себя Богу и другим ради любви Божией.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия