Погрызы на ветвях и стволах деревьев и кустарников
Следы, связанные с питанием, для надежности определения, какому животному они принадлежат, полезно сопоставлять с другими следами жизнедеятельности (отпечатки лап, помет, убежища и др.). Копытные, грызуны, зайцеобразные и некоторые птицы поедают ветки деревьев и кустарников, их почки и кору (рис. 83). Во многих случаях характер погрызов более или менее точно указывает, какое животное здесь кормилось. В течение всего года ветвями, корой и даже древесиной кустарников и деревьев питаются лоси. Они обламывают и отрывают ветви толщиной до 10 мм и более, обдирают кору с растущих деревьев и не менее охотно используют для этого деревья, поваленные ветром, лесорубами и бобрами. Предпочтение лоси отдают различным видам ив, затем осине, березе, рябине, крушине, черемухе, сосне, можжевельнику. В зимнее время лось обдирает с дерева кору на высоте 1—2,5 м, оставляя частые продольные царапины, располагающиеся на большей или меньшей части окружности дерева. Так же вдоль ствола располагаются обдиры на поваленных деревьях (рис. 84, 85). Вершины небольших деревьев, если лось может до них дотянуться, он обламывает, повреждая, таким образом, одни и те же деревья многократно и много лет подряд. От этого вершинки их начинают куститься. Рост замедляется или даже прекращается (рис. 86, а). Более молодые деревья, например сосны, лось ломает, надвигаясь на них грудью и пропуская между ног. Стволики мелкого ивняка, а также других кустарниковых и древесных пород он «обстригает» сверху, обрывает их ветки. Как и все жвачные, лось не имеет резцов на верхней челюсти, поэтому он не откусывает ветки, а обламывает и отрывает. При этом конец такой отломанной ветки оказывается неровным, волокнистым, с более или менее длинными «заусеницами» (рис. 87, д). Концы веток деревьев и кустарников, обломанные лосем, похожи на концы веток, обломанные другими оленями. Для распознавания зверя, который нанес повреждение, должны быть использованы другие следы, а также сведения о том, какие животные обитают в данных угодьях (см. рис. 86, 87).
Едят кору деревьев благородные олени (см. рис. 87, 89, 90, 91). Весьма обычны на деревьях и кустарниках погрызы зайцев. Их легко отличить по следам зубов. У зайцев в верхней челюсти два резца, позади которых находятся еще два меньших размеров; вершины передних резцов далеко выступают за вершины задних. Зайцы грызут длинными передними резцами. На передней поверхности этих резцов имеются продольные бороздки, так что режущая кромка каждого резца состоит как бы из двух долек, что можно заметить на погрызах (рис. 88). Следы резцов зайца на коре отличаются от следов резцов лося, да и других оленей, меньшей шириной, четкостью границ. Зайцы, как и олени, поедают тонкие ветки кустарников и деревьев. Они не ломают и не обрывают ветки, как это делают лоси и другие олени, а откусывают, оставляя ровный срез, словно ветку обрезали ножом (см. рис. 87, а, б). На нижней челюсти лося расположено рядом восемь одинаковых по форме зубов (шесть резцов и два клыка). Они оставляют на коре дерева не два, как резцы зайца, а большее число полосок, края которых нечетки, неровны, как бы нанесены тупым инструментом.
Кору деревьев, как веток, так и стволов, повреждают мышевидные грызуны. Даже крупные деревья могут быть полностью окольцованы грызунами, что ведет к гибели деревьев (рис. 89, б—д). Погрызы мышевидных грызунов можно определить по узким следам резцов (рис. 89, б).
Остановимся на некоторых признаках, помогающих определить, каким из грызунов повреждено дерево.
Погрызы серой, или обыкновенной, полевки имеют следующие признаки. Обглоды по стволику распространены от поверхности земли вверх — до поверхности снежного покрова. Деревца или их части, находящиеся под снегом, иногда обглоданы нацело; помет цилиндрический, сравнительно мелкий, его отдельные «зерна» (4—3,5) X (1,5—2,2) мм. Полевка-экономка, или крысоголовая, обгладывает стволики по большей части на высоту, не превышающую 2 м. Следы зубов особенно заметны на деревьях с твердой корой. Помет цилиндрический, более крупный, зерна его до 7—9 мм длиной и до 3 мм в поперечнике. Если на заболони следов нет, стволики обглоданы на высоту до 2—5 м, боковые ветви обглоданы не только под снегом, но значительно выше его поверхности, то это признаки обглодов лесной мыши.
Рыжая лесная полевка оставляет на заболони слабозаметные следы резцов. Они расположены косо (под углом) по отношению к оси стволика. Под деревцем можно увидеть конусовидный, очень мелкий черный помет. Зерна его сильно заострены к одному концу. Погрызы водяной крысы отличаются тем, что они затрагивают подземную часть дерева вверх до корневой шейки, не выше ее. В основном повреждены боковые корни, иногда и более толстые главные корни. Следы резцов крупнее, чем у других грызунов,— ширина бороздок, оставленных парой з\бов, около 2,5 мм. Основание ствола часто «заточено на конус». У основания дерев-цев — подземные ходы шириной 40—60 мм. Помет цилиндрический, крупный, отдельные зерна длиной до 9—11 мм и толщиной 3,5 мм. В зимнее время на снегу под елью иногда можно видеть большое количество веточек этого дерева длиной до 10 см. Веточки сбрасываются белкой, которая срезает их, чтобы съесть на них почки. Стволы, ветки и кроны деревьев нередко носят следы, связанные с кормежкой медведей. Г. Ф. Бромлей, изучавший медведей на Дальнем Востоке, следующим образом описывает эти следы (Бромлей, 1965. С. 92): «Белогрудые медведи (гималайские, или черные — П.О, Д.П.), собирая на деревьях различные плоды, оставляют после себя среди крон „гнезда", или так называемые беседки. Делаются эти «гнезда» не специально, а как бы вынужденно, в связи со своеобразной манерой медведей обирать ягоды, орехи и желуди среди ветвей деревьев. Белогрудые медведи, обхватив ствол и ветви одними задними ногами, не могут прочно держаться на кронах деревьев. В' то же время им приходится все время держаться за ствол или сук одной из передних лап, а другой одновременно подтягивать к себе ветви с ягодами или желудями. Однако даже в таком напряженном состоянии зверю не всегда удается достать губами древесные плоды, поэтому ему приходится обламывать сучья и укладывать их рядом с собой, частично подсовывая под задние ноги. Только после этого медведь может собирать губами ягоды или желуди с концов поломанных веток, захватывая их освободившимися передними лапами. Таким образом, в процессе еды под медведем постепенно накапливается партия ветвей в виде нескладно построенного «гнезда».
Замечено, что толстые ветви кедра с шишками и дуба монгольского с желудями белогрудые медведи иногда не могут одной лапой подтянуть, сломать и уложить рядом с собой. В этом случае они ломают ветви и сбрасывают вниз, после чего, спустившись на землю, собирают плоды. Обобрав все плоды, белогрудый медведь перебирается на новое дерево, где повторяется та же самая картина. Так постепенно среди крон кедров, дубов, черемух и различных актинидий образуются группы „гнезд" (рис. 92). Добавим к этому лишь то, что очень толстые сучья, которые медведю не под силу согнуть и сломать, он предварительно подгрызает, а затем ломает. Иногда толстый сук он просто отгрызает (рис. 93, 94). Бурые медведи, по сообщению Г. Ф. Бромлея (1965), обычно дотягиваются до ягод черемухи, стоя на земле, пригибая к себе ветви или целиком ломая деревья. С крон высоких деревьев они достают растительные корма только до двухлетнего возраста, причем никогда не оставляют на дереве «гнезд» из сломанных ветвей. Но на Кавказе и в ряде мест Сибири бурые медведи, питаясь на деревьях, оставляют после себя подобные «гнезда'». Случается, что медведи, добывая личинки насекомых, взламывают ствол дерева с прогнившей сердцевиной (рис. 95, г; 96, 97). Бурый медведь своими длинными и очень крепкими когтями оставляет на стволах деревьев царапины. Обычно кора на таких деревьях обдирается медведем, и царапины от когтей остаются на оголенной древесине. Интересно, что гималайские медведи таких царапин не оставляют (рис. 98). Весной и ранним летом бурый и гималайский медведи любят, становясь спиной к дереву с шероховатой корой, чесаться о его ствол. В неровностях коры остается после этого много волос По «поческам» можно определить вид животного. Оставляют «почески» и кабаны (иногда они в течение многих лет обтирают одно и то же дерево — рис. 99). На коре деревьев на различной высоте медведи, чаще бурые, оставляют следы зубов — «закусы» Веточками и побегами деревьев и кустарников питаются (главным образом зимой и весной) многие птицы и звери, а древесными всходами кормятся мышевидные грызуны, а также суслики Хвоя некоторых хвойных деревьев служит пищей для тетеревиных птиц Глухари, посещая одни и те же деревья и склевывая хвою, иногда заметно осветляют их кроны
Заметные и легко распознаваемые следы жизнедеятельности оставляют бобры. По берегам рек, заселенных бобрами, можно видеть пни подгрызенных этими зверями деревьев. Пни имеют характерную конусовидную форму и следы долотообразных резцов Следы резцов остаются и на щепках, усеивающих место работы бобра Толщина поваленных бобрами деревьев колеблется от нескольких сантиметров до метра и даже больше (см. рис. 87, е). Сваленные деревья бобры расчленяют на отрезки неодинаковой длины, отделяют от них сучья, которые также разгрызают на куски. Водяная крыса, или водяная полевка, подгрызает корни небольших деревьев так, что поврежденное дерево без больших усилий можно вытащить из земли руками.
Связанные с питанием следы оставляют на стволах и ветвях деревьев и кустарников дятлы. Самый крупный из наших дятлов — черный дятел, или желна. Он питается жуками дровосеками, златками, короедами и их личинками, которых извлекает из-под коры и из трухлявой древесины. Нередко птица добывает насекомых из живой нетрухлявой древесины, поэтому долбит, казалось бы, здоровое дерево, причем из ран, нанесенных дереву, обильно течет смола. Однако в ранах можно видеть отверстия — ходы, проделанные насекомыми, из которых они были извлечены дятлом. Обычно эти насекомые — рогохвосты — представители отряда перепончатокрылых (рис. см. 95, б). Желна долбит деревья и пни, в которых живут, помимо жуков и рогохвостов, муравьи-древоточцы, или кампонотусы. Результаты такой работы в лесу хорошо заметны, особенно зимой: это кучи щепок, древесной трухи, кусков коры под деревом или возле старого пня (рис. 100). Куски коры, отбитой черным дятлом от ствола дерева, под которой птица искала насекомых, могут быть очень крупными (рис. 101). Участки стволов деревьев, «ошкуренных» желной при поисках насекомых, могут быть весьма обширны, что указывает на исключительную силу и работоспособность этой птицы. Отверстия-«дятлины», продолбленные желной в стволе дерева, имеют характерную, приблизительно четырехугольную или вытянутую сверху вниз овальную форму (см. рис. 95, б, в). Большой пестрый дятел, добывая насекомых, долбит ствол и сучья деревьев, оставляя различной формы (обычно в виде воронки) и глубины «дятлины» (см. рис. 95, а). Трехпалый дятел в зимнее время наносит клювом удары по коре или по древесине, выявляя места нахождения личинок короедов или других насекомых. Обнаружив добычу, он долбит углубление нужного размера, чтобы извлечь ее. После его работы на коре деревьев остается много небольших «дятлин», окруженных мелкими следами «разведочных» ударов клюва. Похожие следы на коре березы оставляет белоспинный дятел, добывающий личинки березового заболонника (рис. 102). Он обрабатывает таким образом, помимо берез, тополя, осины, ивы, трухлявые стволы других деревьев. Весной в лесу можно найти на стволах берез и елей, реже осин, пихт, кедров и сосен «дятловые кольца», представляющие собой поперечные ряды четырехугольных углублений в коре. Эти углубления проделываются дятлами, которые пьют вытекающий из повреждений сок, движение которого вызвано теплом весенних солнечных лучей.
|