Проприум. Нет ли способа объединить все эти аспекты самости?
Нет ли способа объединить все эти аспекты самости? Все их мы ощущаем как состояния, связанные с Я. Каждое такое состояние — это по-своему интимная область личности, включенная в то, что важно для организованной эмоциональной жизни индивида. Вместе они составляют Я — чувствуемое и знаемое. Поэтому объединение этих аспектов (даже если они феноменологически различны, то есть по-разному переживаются) под одним именем кажется обоснованным. Возьмем для их обозначения термин проприум или собственное (proprium). Почему не просто Я1 Есть две причины: (1) Большинство авторов, как мы видели, применяют понятие Я или эго только по отношению к одному или двум из тех аспектов, к которым мы обращались. Мы предпочитаем более свежий и более широкий ярлычок. (2) Остается одна философская проблема, касающаяся Я (к ней мы сейчас обратимся), — вопрос о «субъекте познания». Так как этому аспекту самости также подходит название Я, мы предлагаем использовать понятие проприум для обозначения Я как объекта знания и чувств. Мы непосредственно осознаем проприум, имея при этом в виду, что мы никогда прямо не осознаем субъекта познания. Прежде чем продолжать обсуждение этого вопроса, позвольте объяснить, почему в теории личности необходимо выделить место для проприума в его различных аспектах. Одна причина, конечно, состоит в том, что субъективная (чувственная) сторона личности — это то, о чем знает каждый; было бы глупо не замечать ее, как предпочитают делать некоторые психологи. Другая причина (очень важная) в том, что поведение людей сильно меняется, если они чувствуют себя лично вовлеченными в задачу — в то, что они делают. Так, установлено, что научение гораздо более эффективно, когда мы чувствуем, что оно релевантно Я, чем когда оно безлично24. И многие психологические эксперименты доказывают, что не только научение, но почти
23 James W. Principles of psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1890. Vol. 1. Ch. 10. <Pyc. пер.: Джемсъ В. Научныя основы психологш. СПб.: С.-Петерб. электропечатня, 19О2.> 24 Можно возразить, что сверхвовлеченность эго вредит эффективности научения. Это верно: слишком интенсивная собственная вовлеченность может быть разрушительной (от страха на сцене мы забываем свой тщательно выученный текст). Требуется равновесие, чтобы сопровождающие вовлеченность эмоции не захлестнули интегрирующие нейронные механизмы (обсуждение см.: French R. M. Goal, mechanisms and integrative field // Psychosomatic Medicine. 1941. Vol. 3. P. 226—252; Scheerer M. Problems of performance analysis in the study of personality // Annales of New York Academy of Sciences. 1946. Vol. 46. Art. 7. P. 653-678).
любое исполнение меняется в зависимости от наличия или отсутствия собственной вовлечености. Это различие подтверждается измерениями внимания, суждений, памяти, мотивации, уровня стремлений, продуктивности и действия личностных черт25. Поэтому мы находим понятие проприум не только оправданным, но совершенно необходимым в психологической теории. Важно отметить, что проприум не во все моменты осознается. Верно, что мы извлекаем это понятие из полностью осознаваемых переживаний Я, но следы этих переживаний оказывают влияние, даже когда мы их не наблюдаем. В проприативном стремлении, например, нам свойственно «терять себя», потому что мы глубоко поглощены тем, что мы делаем. Но все же верно, что вовлекающий эго интерес еще играет стабильную роль. И мы, как указывалось ранее, не все время осознаем телесное Я (возможно, вообще едва-едва его осознаем) до тех пор, пока боль или сенсорная деприва-ция не заставит нас сделать это. Но все семь проприативных функций играют важную роль в «движении» личности, иногда осознанную, но чаще неосознаваемую.
|