Самоуважение
До двух лет ребенок хочет толкать свою коляску, контролировать свой мир, что-то чем-то делать. Он одержим свирепой страстью манипулировать предметами. Что можно делать с чернилами? С краской? С губной помадой? С бритвенным лезвием? Что можно сделать со шкафом, ящиками бюро, спичками, электрическими выключателями, кошками, собаками, бабушкиным париком? За несколько минут любознательный двухлетний малыш может разрушить дом. Эта страсть, отравляющая жизнь всем родителям, не является прямым отражением самости. Это просто нормальные познавательные отношения между ребенком и окружением — «исследовательское влечение», если хотите. Чувство Я обнаруживает себя, когда эта деятельность нарушается. Двухлетний малыш пришел в ванную вместе с отцом, чтобы умыть лицо. Сказав «дай мне», он попытался повернуть вентиль. Не получилось. Он упорствовал, но безуспешно. Некоторое время отец терпеливо ждал, но в конце концов «помог» ребенку. Разразившись криками протеста, ребенок выбежал из ванной и отказался умываться. Отец все испортил. Подобное часто случается в этом возрасте. Когда исследовательская склонность фрустрирована, ребенок ощущает, что это бьет по его самоуважению. Помеха для эго унижает и вызывает гнев. Ребенок начинает остро сознавать себя как Я. Это поведение так заметно, что некоторые психологи говорят: потребность в автономии — выдающийся признак самости на втором и третьем годах жизни11.
8 Lee D. Notes on the conception of the self among the Wintu Indians // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1950. Vol. 45. P. 538-543. 9 Отелло. Акт III. Сцена З. <Перевод Б. Пастернака.> 10 Strunk О. Attitudes toward one's name and one's self// Journal of Individual Psychology. 1958. Vol. 14. P. 64-67. 11 Erikson E. H. Identity and the life cycle // Psychological Issues. 1959. Vol. 1. № 1.
Негативизм. Таким образом, рост самосознания достигает критической стадии в возрасте около двух лет. Один из симптомов — это сопротивление кормлению, одеванию, наведению порядка, то есть почти всему, чего хотят родители. Леви изучал этот тип «оппозиционного поведения» примерно на 1000 детей, приведенных в клинику для медицинского обследования и тестирования. Первые признаки негативизма (обычно крики: «Нет! Нет!») появляются в половине случаев к восемнадцати месяцам, а негативный образ действий может продолжаться до четырех лет12. Один мальчик, которому еще не исполнилось трех лет, специально навестил бабушку, перейдя через улицу, чтобы заявить (без всякого повода): «Бабушка, я не буду». Ребенок этого возраста рассматривает почти любое предложение взрослого как потенциальную угрозу своей целостности. И потому у него развивается обобщенная привычка говорить «нет», даже если он, подумав, ответил бы «да». Защищая пробуждающуюся самооценку, он предпочитает заранее сопротивляться любому предложению взрослых (так безопаснее). В этой связи можно отметить, что есть взрослые, похоже, сохранившие детскую черту негативизма. Они хронически контрвнушаемы, французы сказали бы, что они contredisant*. На каждое предложение они отвечают сопротивлением, на каждый аргумент — контраргументом. Подобно дошкольнику, они, кажется, боятся, что если не будут так поступать, то на них как-то «наступят». Будучи негативистом, ребенок двух лет, однако, не склонен к соперничеству. Только к трем годам он может научиться «обгонять других». Между тремя и четырьмя годами около половины детей овладевают значением выражения «я тебя побью». Мы можем смело сказать, что в нашей культуре самоуважение приобретает соревновательный привкус к шести-семи годам. В других культурах это не так. Антропологи говорят, что наряду с культурами, где индивидуальная конкуренция очень сильна, есть культуры, где невозможно вызвать соперничество внутри группы. Индивидуум идентифицирует самоуважение с уважением своей группы13. Однако в западных культурах индивидуальное самоуважение и себялюбие настолько заметны и распространены, что многие авторы объявляли беззастенчивый эгоизм высшей чертой человека. На этом допущении были выстроены целые философии (Гоббса, Ницше, Штирнера, Ле Дантека и многих других). Подобным образом, некоторые современные психологи утверждают, что главная цель всех наших действий заключается в поддержании как можно более высокого «уровня эго» (то есть нашего самоуважения)14. Уильям Джеймс однажды сказал, что больше всего человек жаждет восхваления15. Только подумайте, какая большая часть нашей социальной жизни сосредоточивается вокруг самоуважения. Заставить человека почувствовать стыд — значит разбить его самоуважение. И наоборот, проявить такт — значит избежать нанесения обиды эго. Если мы не проявляем такт, результатом оказывается возмущение — им-
12 Levy D. M. The early development of independent and oppositional behavior // Midcentury psychiatry. Springfield (111.): Charles C. Thomas, 1953. Ch. 5; см. также: AusubelD. P. Negativism as aphase of ego-development // American Journal of Orthopsychiatry. 1950. Vol. 20. P. 796-805. * Противоречащий (фр.). 13 См.: MeadM. Cooperation and competition among primitive peoples. N. Y.: McGraw-Hill, 1937. 14 См.: HoppeF. Erfolg und Misserfolg // Psychologische Forschung. 1930. Bd. 14. S. 1-62; Combs A. W., SnyggD. Individual behavior. 2nd ed. N. Y.: Harper, 1959. 15 The letters of William James / Ed. by H. James. Boston: Atlantic Monthly, 1920. II. P. 291.
пульсивное утверждение обиженного самоуважения. Близко связано с этим общее переживание смущения (называемого самосознанием), означающее, что наше эго выставлено напоказ. Заметный пример этого — боязнь сцены. Гордость — это один общепринятый синоним самоуважения, самолюбие — другой.
|