Студопедия — Глава 25.3. Государственная пошлина 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 25.3. Государственная пошлина 15 страница






Выразипельное движение можно определит, просто как манеру осуществления адаптивных действий2. С нашей точки зрения, каждое отдельное действие, осуществ­ляемое человеком, имееткак выразительную, пак и адаппивную (совладающую) сто­роны, иногда более значительна одна из них, иногда другая. Давайте внимательно рассмоприм это утверждение.

Выразительное и совладаюшее поведение

Посредством каждого нашего действия мы справляемся с окружающей нас средой. Даже отдых, сон и игра — не исключения. Сущеспвуетнепосредстзенная за­дача (по, что делается в поведении). Мы должны починит, замок, добипься релакса-

1 Немногие авторы признают различие между этими тремя значениями термина выразитель­ность. Их смешивают даже авторы теорий выразительности, в результате чего эти теории становят­ся размытыми и смутными (обзор таких теорий см.: KirchhoffP. Allgemeine Ausdruckslehre: Prinzipien und Probleme der allgemeinen Ausdruckstheorie. Gottingen: Hofgrefe, 1957).

2 Экзистенциальный вариант этого определения дал Штраус: «Выразительные движения — это варианты фундаментальных функций, в которых человек соответствующим ему способом осуществляет свое бытие-в-мире» (Straus E. W. The sigh: an introduction to a theory of expressions // Tijdschrift voor Philosophie. 1952. Bd. 14. S. 1-22).

418 Структура и развитие личности

Рис. 15. Поведение как конвергенция совладания и выразительно спи

ции, вызвапь врача, отепипь на вопрос или, моргнув, избавится отсоринки в глазу. Чпобы справипься с задачей, мы используем рефлексы и привычки или призываем на помощь умения, суждения и знания. Но в эпотпопок деяпелъноспи вливаюпся бо­лее глубокие печения, свойственные нашей природе. Сущестуютстили починки зам­ков, вызова врача, расслабления, ответов на вопросы или моргания. Каждое действие имееткак совладающий, так и выразительный аспект Можно думать о совладании как о глаголе или сказуемом в действии (то, что мы делаем), а о выразительности — как о наречии или остоятельстве (как мы делаем это).

Возьмем простой пример моргания. Моргание вызывается раздражением рого­вицы. Мы справляемся с этим раздражением, прикрывая на мгновение веко. Но даже эти простая рефлекторная активность демонстрирует влияние других интегрирован­ных нервных центров. Некоторые люди моргаютрегулярно, другие — в неровном рит ме, некоторые закрывают глаза полностью, другие — неги. Если вы видели кино­фильмы о Муссолини, то могли заметить, что он моргает редко, но удивительно нарочито, как будто бы его мнимая «неукротимая воля» проявила себя даже в этом отдаленном уголке его совладающего поведения. Сходным образом вздохи, кашель, чихание, вздрагивание в коленях отмечены индивидуальными различиями.

Некоторые различия совладающего и выразительного поведения можно сум­мировать следующим образом4:

(а) совладающее поведение целенаправленно и особым образом мотивирова­но, выразительное поведение — нет;

(б) совладающее поведение детерминировано потребностями момента и ситу­ацией, экспрессивные движения отражаютболее глубокую личностную структуру;

3 Ponder E., Kennedy W. P. On the act of blinking // Quarterly Journal of Experimental Physiology. 1927. Vol. 18. P. 89-110.

4 Сходный, но не совпадающий список предложен А. Маслоу (Maslow A. H. The expressive component of behavior // Psychological Review. 1949. Vol. 56. P. 261—272).

Выразительное повеление

Совпадающий компонент Выразительный компонент

Сборочный конвейер

управление авпомобилем

дикторы радио

военная мушпра

бухгалтерия

хирургия

и др.

(панцы общение сочинение музыки работ модельера опдых на досуге и др.

Рис. 16. Различные соотношения совладающего и выразительного компонентов в некоторых видах деятельности

(в) совладающее поведение формально выводится, выразипельное поведение спонтнно «излучаепся»;

(г) совладающее поведение легче конпролируепся (сдерживаепся, модифициру-епся, ему легче придапь условный харакпер); выразипельное поведение пруднее изме-нипъ, оно часпо неконпролируемо. (Например, почерк можетбыпъ изменен лишь на коротое время.);

(д) совладающее поведение обычно нацелено на изменение окружающей сре­ды; экспрессивное поведение ни на чпо не нацелено, хот можетимепь следствия (если, например, наша манера опвечапъ на вопросы инпервью произвела хорошее впечагтение и сослужила нам службу);

(е) для совладающего поведения пипична осознанноспъ, хот оно можетис-пользоватъ авпомапические навыки; выразипельное поведение обычно находипся под порогом нашего осознания.

На рисунке 15 схематически предспавлена супь ситуации. (Ниже мы обсудим роль культурных и ситуативных детерминант)

В каждом действии (даже в моргании глазом) представлены оба компонента (со-владание и выразительность), но их соотношение широко варьируется. Человек, рабо­тающий на сборочном конвейере, жестко привязан к выполняемой им операции. Он должен поворачивать гаечный ключ точно на столько-то миллиметров, столько-то раз в минуту. Такое поведение фрустрируетего, поскольку оно подавляети держитпод контролем все импульсы, берущие начало в его темпераменте и личности. Неудиви­тельно, что работа, связанная с фиксированными механическими движениями, вы-зываетнаименьшую удовлетворенность. В технологическом обществе все больше и больше профессий требуютточности в совладании и подавления индивидуальных сти­лей. В прежние времена у ремесленников, столяров-краснодеревщиков, художников-иллюстраторов и пекарей пончиков было больше поводов для авторской гордости.

Попытки сделать работу в предписанной манере гасятимпульс к тому, чтобы делать ее в определенном стиле. В почерке бухгалтера или библиотекаря меньше ин-

420 Структура и развитие личности

диви дуально спи, чем в почерке большинства людей. Диктр радио должен использо-вапъ свой голос как инспрументсовладания; результатом оказывается меньшая ин­дивидуальная выразительность речи. Актер, играющий множество ролей, должен (по возможности) избавиться отвсех своих личных манер.

На рисунке 16 представлены различные соотношения совладания и вырази­тельности в различных видах деятельности.

Теория выразительности

В «теориях стратификации» принято метафорически рассматривать организацию личности в терминах «слоев». Этотметод использован многими немецкими психолога­ми. Относительно давний пример можно взять из работы Людвига Клагеса, который провел четкое различие между более высоко расположенным слоем Geist (дух, разум, интеллекщ адаптивные действия) и слоем Seele (душа, диффузная стихийная волна жизни). Совладающая деятельность — продуктдуха, экспрессивная — продуктдуши. Первый выступаеткак сдерживающий фактор, иногда даже как разрушитель базовых ритмов — носителей жизненной экспрессии. Чтобы осознать индивидуальный харак­тер экспрессивного поведения, мы должны заглянуть за специфические цели дей­ствия, за сознательный контроль и за навыки и умения, задействованные в совладаю-щем поведении5.

Областью особого интереса Клагеса был почерк. Ясно, что почерк — продукт как совладания (Geist), так и выразительности (Seele). С одной стороны, человек ос­мысленно передаетсвои мысли; он применяетнавыки письма, которым обучился в школе; он приспосабливается к бумаге и ручке, которые ему приходится использовать. Все это отражаетсовладающее поведение. В то же время вся его природа как бы восста-етпротив предписанных навыков. Он совершаетиндивидуальные отклонения отшко-лярского копирования; в этих отклонениях (в их манере) обнаруживаются его энер­гия, агрессивность, враждебность, страх, амбиции или ригидность. Его собственный стиль жизни (его темпераменти его личностные характеристики) вливаются в его дей­ствия. Не нужно большого умения, чтобы понять совладающий аспектего действий; нужно большое искусство, чтобы читать скрытый поток экспрессии.

В американской психологии такая всесторонняя теория экспрессии не получи­ла развития. Рассмотрим причины этого. Американская психология — это, вообще говоря, психология «реакции». Специфические стимулы пребуютспецифической ре­акции. Мы приходим в движение только тогда, когда необходимо совладающее дей­ствие. Мы пренебрегаем жизненным потоком и его спонтанным вкладом в каждое действие6.

Справедливость требуетотметить мнения несогласных. Джон Дьюи часто кри­тиковал стимул-реактивный взгляд как «монструозную предпосылку» американской психологии. Он настаивал, что люди действуютне только тогда, когда их принужда-ютк действию некоторые внешние стимулы или внутренние потребности. Они дей-

5 Klages L. Der Geist als Widersacher der Seele: 3 vols. Leipzig: Barth, 1929-1932. Сам Клагес не был ученым-психологом, но его глубокое влияние на немецкую психологическую мысль раскрыто в сборнике эссе в его честь: Die Wissenschaft am Scheidewege von Leben und Geist / Ed. by H. Prinzhorn. Leipzig: Barth, 1932.

6 Подробнее об этом предубеждении, отраженном даже в словаре американской психологии, см.: Allport G. W. The open system in personality theory // Personality and social encounter. Boston: Beacon, 1960. Ch. 3. <Наст. изд. С. 62-74.>

Выразительное повеление 421

ствуютв любом случае, они не в состянии воспрепяпстовапъ действию. Сходные взгляды высказывал Вудворпс — авгюр «тории первичности поведения». Еще один несогласный — Маслоу7.

Те, кому близка эта позиция несогласия, легче направляютсвое внимание на стиль действий, спонтанно вливающийся в поток поведения. Как только мы начи­наем интересоваться активностью в целом, а не только реактивностью, мы начи­наем верно оценивать значимость выразительности, дополняющей совладание.

Однако полезно не впадать и в противоположную крайность. Каждая деятель­ность, даже если она очень экспрессивна, с чего-то начинается. Так сказать, неко­торые стимулы присутствуютза сценой. Даже «спонтанное» действие разворачивает ся в соответствии с некоторой последовательностью побуждений. Детская игра, рисование картины, танец, смех сильно наполнены экспрессивностью, но что-то где-то положило начало игре, рисованию, тгнцу, смеху. Как показано на рисунке 15, и совладающий аспекту и выразительный присутствуют в каждом действии, какими бы неравными ни были их пропорции. Мы не поддерживаем «монструозную пред­посылку», что стимул нажимаетна спуск, а действие является специфической ре­акцией. Мы говорим, что спонтгнность существует хотя ее можно было бы опре­делить просто как вклад организма в целом в совладающее поведение. Кажется, нет такого действия, которое мы можем считать чисто и исключительно экспрессивным, так же как нетдействия чисто и исключительно совладающего.

Здесь нам могла бы помочь неврологическая теория, но она еще недостаточ­но развита. Тем не менее, этот взгляд совместим с известным взглядом на каждое действие как на «общий конечный путь», представляющий собой интеграцию мно­гих слоев и уровней следов и импульсов с интенцией текущего момента. Таким об­разом, если я начну писать картину, обязательно найдутся главные совладающие действия (обращение с холстом и красками), но в конечном результате сольются действующие одновременно импульсы, следы, стили выражения, — все то, что Кла-гес назвал бы моей душой.

В конце концов, проблема выразительности — это вопрос социальной ценно­сти. Говорят что трагедия нашей культуры в пом, что совладающее поведение до­минирует а творческая выразительность подавлена. Технологическая цивилизация неизбежно привноситэтотдисбаланс. Рабочие жестко привязаны к точности совла­дающего поведения; их попытки подавить индивидуальную выразительность стано­вятся причиной фрустрации и неудовлетворенности работой. Правда, у них стало больше свободного времени, но для многих свободное время — вопрос потребле­ния готовых телевизионных продуктов: спортивных передач, шоу, обедов под теле­визор. Нам грозитэпоха механического конформизма. Когда выразительность уми-раегц наши личности съеживаются, опускаясь значительно ниже уровня нашего человеческого потенциала".

1 Maslow A. H. Motivation and personality. N. Y.: Harper, 1954. <Pyc. пер.: Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. >

8 Многие критики современности отмечали это, формулируя свои диагнозы и прописывая лекарства (например: Fromm Е. The sane society. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1955 <Pyc. пер.: Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. М.: Юрист, 1995. С. 273-529.>; McGregor D. The human side of enterprise. N. Y: McGraw-Hill, 1960).

422 Структура и развитие личности

Другие детерминанты

Наше разделение деперминант поведения на две част создает впечагтение, будто из них-то действие и состоит но это было бы слишком просто. Еспь и другие конвергирующие с ними факторы, часто участвующие в определении характгра дей-спеия. Это:

а) культурные традиции,

б) месгтые обычаи,

в) преходящие эмоциональные наспроения,

г) состояния напряжения и утомления,

д) возраст

е) пол,

ж) природная мышечная спрукпура и телосложение,

з) состояние здоровья и болезни,

и) деформации пела в результхпе несчасгтых случаев,

к) специальное обучение (например, драмапическое искусство, военная мушпра),

л) физическое состояние окружающей среды (например, ручка, чернила, бу­мага при письме, почва и климатические условия при прогулке).

Все эпи деперминанпы важны. Они, конечно, усложняютнаш двухчаспиую схе­му анализа, но не разрушаютее.

Первые два фактора — (а) культурные традиции и (б) местные обычаи — предоспивляютнечто вроде почвы для экспрессивной соспивляющей. Маленький ре­бенок усваивает преобладающие кульпурные привычки жеспикуляции, общие нор­мы почерка или общеприняпые интонации голоса. По мере социализации (или ак-кульпурации) эпи основные нормы спиновяпся часпью его харакпера. (Поэтому эпи факторы включены в схему на рисунке 15 как выразипельные факторы). Конечно, его индивидуальный спиль варьирует вокруг эпих традиционных норм, но если он китаец, то в основном будет демонсприровапь именно китайский образ действий. Шопенгауэр писал: «Англичанам свойственно своеобразное презрение к жеспикуля­ции, они считают ее чем-то недостойным и вульгарным». Напропив, большинству евреев из Восточной Европы свойственна теапральная жеспикуляция, и даже в их походке еспь кульпурные особенности9.

Факторы (в) и (г), связанные с временными состояниями, обусловленными наспроением и успилоспью, часто играютрешающую роль. Они пакже должны клас­сифицироваться как экспрессивные деперминанпы, но это деперминанпы краткосроч­ных личноспиых состояний, а не стойких диспозиций.

Факторы от(д) до (и) опражаютопределенные спрукпурные влияния. Женщи­на небольшого веса не можетобладапь ни пикой же тяжелой походкой, ни пикой же сильной хваткой, как средний мужнина. Артритруки калечитжеспы и почерк. Чело­век с массивным пелосложением не можете легкостью удерживапь равновесие на краешке спула. Дряхлый человек дрожащими руками делает по, что юный делаете живоспью. Подобные деперминанпы прудно квалифицировать как чисто совладающие либо выразипельные. Часпично они влияютна действие через умения; часпично они связаны с изменениями личноспи и поэтому являюпея выразипельными.

Заключительные факторы, (к) и (л), спрого говоря, рассматриваются как осо­бые случаи деперминантсовладания. В особенноспи это опиосипся к физическим ус-

9 Ср.: La Barre W. The cultural basis of emotion and gestures // Journal of Personality. 1947. Vol. 16. P. 49-68; Efron D. Gesture and environment. N. Y.: Kings Crown, 1941.

Выразительное повеление 423

ловиям окружающей среды. В жаркий день или на неровной поверхности, вероягто, каждый замедлитпемп или укороттшаг; каждый, вероягто, будетписапь с мень­шим нажимом, если перо ручки царапает Что касаепся специальных выработанных умений (поставленный голос, военная выправка), то такая подготовка достаточно прямо формируетличност, и поэтому вливается в экспрессивные аспекпы. Однако часто такие нормы действий подобны маске, скрывающей личносгтые качества.

Генезис выразительного повеления

Когда маленький ребенок раздражен, он отсрыто демонсприруетэто почтл каж­дым своим движением: он кричит, суетлпся, хнычет, размахиваетруками. Его эксп-рессивноспь разносторонняя и многообразная. Взрослый человек, напротлв, может лишь едва проявляпъ свое раздражение, безостановочно двигая пальцами или глазами. Дифференциация и локализация действий, распущая вместе со зрелостью, реально проявляется не только в умелом совладании, но также и в выразительности.

Важные следствия для личноегтой диагностики имееттотфакщ что по мере созревания выразитгльноспъ конценприруепся в пределах ограниченных области че­ловеческого пела. Прежде всего, это означает что различные выразительные черты неодинаково важны для разных людей. Некоторые лица— как опкрытая книга, дру­гие — лица игроков в покер. Для некоторых людей жвепы являются просто обще-приняпыми, для других — в высшей степени индивидуальными. Иногда стиль одеж­ды или почерка кажется «как раз подходящим» конкретному человеку; в других случаях — совершенно невыразительным. Один человек раскрывается прежде всего в своей речи; другой — в позах и походке, препъя — в спиле одежды и украшениях. Мы предполагаем (в качестве многообещающей гипотезы), что у каждого человека есть одна или две выразительные особенности, которые раскрывают его истинную природу. Если это так, то довольно бесполезно изучат, всех людей на основании одних и тех же аспектов поведения, например, голоса, движений глаз или почер­ка10. Тотповеденческий «ключ», который раскрываетодну личноспь, не обязательно раскроетдругих.

Каждый ребенок сталкивается со стандартными выразительными формами, ограничивающими его индивидуальные двигательные импульсы. Он учится писапь по стандарпиой модели, играпь на пианино или танцевапь по правилам. Как замепил Клагес, он склонен часпично опклоняпься отэпих моделей (но только частично). Его почерк приобретает «графическую зрелоспь», его музыкальные интерпретации и танцевальные движения становятся его собственными. Даже стгнографиепка со вре­менем меняетсвою систему стенографирования, а врач, давно окончивший интер­натуру, лечитпо-своему. Но все люди до некоторой степени продолжаютследовапь условностям. Важно, до какой степени они преодолеваютто, что предписано обуче­нием и условностями, и вырабапываютчекан собственной индивидуальноспи. И, как мы уже говорили, этотчекан можвтбольше проявляпься в одних выразительных чер­тах, чем в других.

10 Именно это соображение привело В. Штерна к отказу от того, что он называет «моносимп­томатическими» методами психодиагностики. Например, графология никогда не должна исполь­зоваться одна, поскольку в отдельных случаях она может потерпеть неудачу. Надежнее изучить ряд выразительных средств, прежде чем делать заключения, касающиеся личности (Stern W. Ausdruck und Leistung // Die Wissenschaft am Scheidewege von Leben und Geist / Ed. by H. Prinzhorn. Leipzig: Barth, 1932).

424 Структура и развитие личности

Ребенок (особенно подростж) скорее всего будетусваивапъ выразипельные спили через подражание. Маленький мальчик, завидующий свободолюбивой улич­ной шайке, подражавших беспечной манере заламывать кепку и сплевывать. Девоч­ка-подросток причесываетволосы пик же, как ее любимая актриса. Спудентколлед-жа копирует манеры какого-нибудь тренера или профессора. Такое поверхностное подражание психологически интгресно. В глубине души молодые люди хопятобла-дапъ основными умениями и свойствами своих образцов. Они слишком молоды, что­бы достичь эпих умений и свойств, и потому довольствуются их внешним выраже­нием — формой галспука или прически, которую носитбосс, важной походкой или позой апаепи-героя.

С приходом зрелоспи подобное желание обезьянничапь ослабевает Рассыльный, доросший до житгйской мудрости, можетносипъ тотгалспук, который ему нравится, он уже не нуждается в том, чтобы подражапъ в этом своему боссу. Кроме того, иногда манеры подростка могутопражапъ в большей стгпени прошлую историю его разви­тия, чем нынешнее состояние. Возможно, экспрессивные привычки закрепляются посредством своего рода персевератлвной функциональной автономии. В пиком слу­чае мы имеем дело с наследием предыдущей жизни и должны оценивапъ его соотзет ствующим образом. Таким образом, если у подростка еспъ привычка отводипъ глаза, грызпъ ногпи или ковыряпъ в носу, то это может быть проявлением существующего у него в настоящее время конфликта или склонности, а может быть персевератлвны-ми несвязанными привычками, тянущимися с детства. Только пщапельное исследо­вание покажещ как обстоитдело.

Аутичные жесты. Рассмотрим более внимательно пу роль, которую внутренний конфликтиграетв создании определенных выразительных манер.

Привередливый пеапралъный художник, чувствующий, что то, чем он занима­ется, недостойно его, выдает свой конфликт скрупулезной заботой о своих ногтях, полируя их и осмапривая через короткие промежутки времени в ходе рабопы.

У молодого человека еспъ своеобразная привычка подергивапъ руками всякий раз, когда он думаето чем-то, приводящем его в замешательство. Эти привычка идет из того времени, когда его мучили неприягтые навязчивые мысли о забастовщиках на улице. В пикие моменпы он подергивал руками, чтобы сбросипъ импульс. Но пеперь он исполъзуетэпу манеру всякий раз, когда хочетосвободипься отнеприяпных мыслей.

Такие движения Кроутназвал аутичными жестами. Они имеютдля субъекта лишь неосознанный смысл и вовсе лишены смысла (если не проведено тцателъно-го исследования) для наблюдателя. Теория полагает если прямая реакция затормо­жена или табуирована, то это приводит к простому рудиментарному состоянию — аупичному жеспу.

Кроутуспроил этой теории изобретательную экспериментальную проверку". Он пробуждаету испытуемого конфликгтое состояние, например, добивается у него согласия с утверждением, что люди держат свои сильные увлечения в секрете, а затем проситего полминупы молча подумапъ и признапъся экспериментатору в сво­их сильных увлечениях. Или экспериментатор говорит «Послушайте. Ни один нор­мальный человек никогда не желает смерти своим друзьям, особенно родственни­кам. Не так ли?» После согласия испытуемого экспериментатор предлагает «Я хочу, чтобы вы теперь подумали. Вы лично когда-нибудь желали, чтобы один из ваших

11 Krout M. H. Autistic gestures: an experimental study in symbolic movement // Psychological Monographs. 1935. № 208; KroutM. H. An experimental attempt to produce unconscious manual symbolic movements // Journal of General Psychology. 1954. Vol. 51. P. 93-152.

Выразительное повеление 425

родственников умер? Я хочу, чтобы вы подумали». Во время вызванного таким об­разом конфликта — до того, как испытуемый дает свой ответ, — осуществляется запись движений его рук. После эксперимента у испытуемого узнают, что он испы­тывал в ходе конфликта.

Используя эту методику, Кроутпришел к заключению, что существует стати­стически значимое соответствие между определенными жестами и определенными установками. Он утверждает, что разжатая рука, свисающая между ног, типично со­провождает фрустрацию; пальцы, соприкасающиеся кончиками, — подозрение или покорность; рука, касающаяся носа, — страх; пальцы, касающиеся губ, — стыд; же­сты кулаком — агрессию; один палец, обхваченный кистью другой руки — эго-воз-величивание или воодушевление.

Кроу тобн ару жил, что эти выразительные знаки довольно распространены. Этот изобретательный экспериментможетв конце концов привести нас к общему языку жестов. С другой стороны, у людей часто вырабатываются собственные личностные паттерны, и мы не всегда можем понять их с помощью стандартного словаря жестов. Культурные нормы также могутразличаться, и, как показал Кроут, оба пола склонны использовать различные паттерны жестов. Мы можем допустит, что люди с легко воз­будимым темпераментом делаютмного движений, не имеющих более глубокого зна­чения, а люди, страдающие отконфликта, могутоставаться внешне спокойными. Если держать в уме эти оговорки, то можно многое узнать из этих пионерских работ

Мы не имеем в виду, что все выразительные действия берутсвое начало в кон­фликте, хотя некоторые — несомненно. С нашей точки зрения, выразительность рас-крываети свободные отконфликта, и конфликтные стороны личности.

Согласованы ли выразительные действия?

Приведем короткий и простой пример.

На листке бумаги для письма пометьте четыре линейки а, Ъ, с, d. На линейках a, b и с напишите ваше имя так, как вы обычно подписываетесь. На линейке d не торопясь сделайте точную копию того, что вы написали на линейке с.

Теперь сравните линейки а и Ъ, а также cud. Без сомнения, вы обнаружите, что первые две гораздо более похожи, чем две последние. Рисунок 17 демонстрирует типичный результатэтого маленького эксперимента.

Почему подписи на линейках аи b так похожи? Причина в том, что инструк­ции в совладающем аспекте («напишите ваше имя») были одинаковыми, а экспрес­сивной составляющей была предоставлена максимальная свобода. С другой стороны, подпись на линейке d сделана совсем при других условиях. Совладающий аспектбыл очень усилен. Он стал сознательным заданием «сделать точную копию». Каждое дви­жение спало преднамеренным. Экспрессивная составляющая была подавлена. В терми­нах Клагеса дух (Geist) беретна себя командование и подавляетгармоничный поток индивидуальной души (Seele).

Это демонстрация экспрессивной устойчивости. У людей развиваются весьма характерные стили письма, разговора, походки, сидения, жестикуляции, смеха и рукопожатия. Мы узнаем друг друга издали по походке. Мы узнаем, кто приветству-етнас по телефону, не столько по тому, что он говорит, сколько по его голосу и манере разговора. Наше совладающее поведение меняется в зависимости оттого, что мы должны сделать. Но то, как мы делаем это, несетна себе наш практически не­рушимый автограф.

426 Структура и развитие личности

Рис. 17. Подписи: при «экспрессивные», одна «совпадающая»

У конкрепиого человека паттерн выразипельноспи в значипельной спепени ус­тойчив во времени. Конечно, наспроение вносит некоторые огтичия. Если человек чем-то озабочен, его действия опиоситгльно стгснены; если он чему-то рад, они бо­лее выразительны. Его речь более свободна в возбужденном состоянии, чем в подав­ленном12. Но различия в наспроении главным образом изменяютпу энергию, которая направляется на экспрессию. Сам паттерн (например, почерк) остается почти таким же по форме.

В какой мере различные выразительные особенности тела согласуются друг с другом? И правда ли, что, как утверждал Лафатер, «одна и та же душа проявляется во всем»? Если у мистера X выразительный голос, выразительны ли его жесты, его шаг, его рукопожатие, его нажим при письме?

В какой-то степени на этотвопрос нам помогаютответить лабораторные из­мерения. В одном исследовании испытуемых просили выполнить многочисленные за­дания: писать на бумаге, на доске, ногой (на песке), читать вслух, прохаживаться, рисовать, ставить галочки, оценивать расстояние и т д. Оказалось, что испытуемые были замечательно последовательными. Например, с начала до конца эксперимента они демонстрировали характерный уровень эмпатии, а также свободы или стеснен­ности движений и действий, дающих выход чувствам (центробежных) или направ­ленных внутрь (центростремительных)".

Согласованность можно продемонстрировать не только методом лабораторных измерений, но и методом сопоставления. Я показываю вам фотографию незнаком­ца, а вместе с ней три образца почерка. Затем я прошу вас сказать, образец какого почерка принадлежитнезнакомцу с фотографии. Конечно, по теории вероятностей вы окажетесь правы в одном случае из трех. Но если правильный ответбудетрегу-лярно даваться более часто, мы получим свидетельство того, что существует некая

12 Johnson W. В. Euphoric and depressed moods in normal subjects //Character and Personality. 1937-1938. Vol. 6. P. 79-98 and 188-202; Wessman A. E., Ricks D. P., Tyl M. Mel. Characteristics and concommitants of mood fluctuations in college women // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1960. Vol. 60. P. 117-126.

13 Подробнее об этих экспериментах см.: Allport G. W., Vernon P. E. Studies in expressive movement. N. Y.: MacMillan, 1933.

Выразительное повеление 427

воспринимаемая согласованность между выразительностью лица и почерка. Этот метод можно разрабатывать в разных направлениях. Так, записи голоса могут со­поставляться с профессиями, текстовые записи с рисунками, или все они с чем угодно еще14.

Рисунок 14 <с. 412> предлагаетсопостлвипь при нотных записи с именами трех композиторов. В этом эксперименте мы обнаружили, что верное сопоставление встре­чается в 80 % случаев. 20 % ошибок сделаны главным образом в примерах из Моцарта и Баха. Уравновешенность и легкость Моцарта иногда путали с архитектоническими качествами Баха. Со взрывным характером почерка Бепковена неудачу потерпели немногие15.

Метод сопоставления помогаетпродемонсприровать, в какой степени мы мо­жем извлечь одно и то же выразительное качество из разных выразительных данных. Однако он не показывает нам, на основании чего мы принимаем наше решение. Нужные признаки часто столь трудноуловимы, что ускользаютотнашего внимания, и мы не знаем, почему сделали то сопоставление, которое сделали. Сопоставление показывает, что соответствие существует, но не говоритнам ничего больше.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия