Глава 25.3. Государственная пошлина 13 страница
Среднее число использованных студентами характеристик равнялось 7,2. Только 10% отвечавших ощутили, что им тоебуется более 10 пунктов, чтобы описапь «наиболее существенные характеристики» их друга?. Это всего лишь небольшие пришедшие в голову примеры, но они раскрывают важную возможность. Когда психология разработает адекватные диагностические методы для выявления главных направлений, по которым организована отдельная личность (личностных диспозиций), может оказаться, что число таких узлов в норме варьирует от пяти до десяти. Мы предлагаем это утзерждение в качестве гипотезы, подлежащей возможной научной проверке. Как изучать личностные диспозииии Психология крайне редко фиксирует свое внимание на индивидуальности, поэтому для определения личных диспозиций отдельных людей у нас не пик много методов, как хотелось бы. В большинстве источников преобладаетклише: «Психология как наука имеет дело со всеобщим, а не с частным». На каждое исследование индивидуальных черт мы обнаруживаем сотни (возможно, тысячи) исследований 5 Allport G. W. What units shall we employ? // Assessment of human motives / Ed. by G. Lindzey. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1958. Ch. 9 <Наст. изд. С. 46—61>. Биографические подтверждения см: Perry R. В. The thought and character of William James: In 2 vols. Boston: Little, Brown, 1936. Vol. 2. Ch. 90-91. Личностные диспозииии 397 общих черт Тем не менее, методы (или методические подходы к тлкому исследованию) еспъ, и мы расскажем о них, чтобы показапъ, что наш научный вызов оправдан — в исследовании морфогенепической организации можно сделапъ больше, чем делаетгя. Спецификация общих черт. Первый и достаточно очевидный метод —рассмот рение положения индивидов при использовании универсальных инспруменгюв тгс-тлрования или шкал оценок. Значительно более высокие или низкие оценки обычных переменных могут привлечь наше внимание к областям, в которых, если мы взглянем внимательнее, могут обнаружится важные личностные диспозиции. Например, упомянем вновь исследование Конрада, в котором с помощью метода «помеченных звездочкой» оценок более чем 200 общих чертбыло продемонсприровано, какие переменные могут указывать на важные диспозиции у отдельных детгй. Повторим, что согласие среди учителей по поводу отмеченных пунктов было особенно высоким. Идентифицируя таким образом возможные ЛД, мы можем даже обнаружить оттенки каждой из них, существующие у конкретных людей. Изучение отдельных случаев. Наиболее очевидный метод — это исследование биографий, историй жизни или отдельных случаев. С первого взгляда он можетпока-заться мегюдом литературы или здравого смысла, но при использовании мер предосторожности и аналитических инструментов он можетстить важным научным методом. Тестирование на предполагаемые ЛД. Предположим, что поначалу мы смотрим на изучаемый объекте позиции здравого смысла (как и подобает здравомыслящим ученым). Затем мы предполагаем, что объект(в данном случае отдельная личность) обнаруживаетопределенные главные диспозиции. Далее мы, подобно любому ученому, попытаемся эмпирически проверить нашу гипотезу и, если потребуется, скорректировать ее. Этотметод предложен Ф. Г. Олпортом в следующем примере6. Некий мальчик в школе оппичаетя примерным поведением, аккуратен, исполни-тлен и вниматлен. Но дома он шумный, неуправляемый и грубый по отошению к младшим детям. Фенопипически он демонсприруетпропивоположные диспозиции. В паком случае психолог моонвт сделапъ предполоонение: ценпральная диспозиция эпого мальчика — спраспное онелание внимания. Лучше всего он достигает своей цели в школе — подчиняясь правилам, дома — не слушаясь. Сделав это предполоонение, психолог моокетзатм просчитать фактические действия мальчика в печение дня (проверенные каким-нибудь независимым наблюдатлем), чпо-бы выяснипъ, сколько среди них было «функционально эквивалентных», то еспъ де-монсприрующих явные домогатлъста внимания. Если доля таких действий высока, мы моонем считать, чпо гипотза подпвероюдена, а ЛД установлена. Более широкое использование этого гипотетического метода можетпривести нас к фокусированию на жизни индивидов как целом. Эмпирический анализ действий одного человека. Имея в своем распоряжении большую совокупность действий отдельного человека, мы можем различными способами провести ее содержательный анализ. Например, письмо или дневник человека содержитповторяющиеся группы мыслей. Метод научного использования таких данных показан в работе Болдуина под названием «анализ личностной структуры»7. 6 AllportF. H. Teleonomic description in study of personality // Character and Personality. 1937. Vol. 6. P. 202-214. 1 Baldwin A. L. Personal structure analysis: a statistical method for investigating the single personality // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1942. Vol. 37. P. 163-183. 398 Структура и развитие личности Этот исследователь проанализировал свыше сопии писем, написанных Дженни в возраспе 59—70 лет Он задался вопросом: если Дженни упоминаетоб одном предмете, о чем еще она упоминаете тз же самое время (в той же группе мыслей)? С помощью эпого метода он нашел у Дженни несколько безошибочно определяемых центральных диспозиций. Она сильно ревновала своего сына, она проявляла паранойяльные черпы в своих опношениях с женщинами, она имела выраженные эстетические интересы, и она была щепетильна в денежных делах. Конечно, эти письма не могут полностою раскрыто структуру личности Дженни, но этотметод все же показал, что в области уникальных личноспных диспозиций может бы пь проведено тщательное количественное исследование. Психология можетза-нимапься отдельными случаями. Клинический подход. Поскольку консульттпы или перапевпы имеютдело с индивидуальностями, они неизбежно выносятсуждения, касающиеся личносгтых диспозиций. На протяжении процесса консультирования их волнуетспрукпура личноспи пациентг. Конечно, они думаютоб общих законах, приложимых к поведению или проблеме клиентг, но их внимание приковано к данному личноспиому паттерну. К сожалению, до сих пор клинические психологи, психоаналипики и другие консульпинпы мирились с преобладанием в их пеорепизировании инпереса к общим законам и спаписпическим предсказаниям. Иногда они даже умаляютценноспъ исследования морфогенепических образований в индивидуальной жизни8. Однако ясно, чтэ клинический подход в принципе предоставляет завидную возможности для исследования морфогенепических диспозиций. В будущем мы можем надеяпъся на вдохновляющие исследования из эпого источника. Сказанного достгпочно для пого, чпобы подкрепит, нашу почку зрения: наука можети должна заниматься отдельными личностями напрямую, а не привычным сравнением их общих черт Личностные диспозииии и мотивы Теперь мы подходим к наиболее прудному для нас вопросу: какова связь между описанными нами личноспиыми диспозициями и мопивами, рассмопренными выше (главы 9 и 10). Во-первых, напомним чипипелю, что большинство пеорепиков проводитчепкое различие между мопивами и другими ингредиентами личноспи. Например, Мюррей опделяетпопребноспи (базовые мопивы и наиболее важные ингредиенпы личноспи) от способов удовлетворения попребноспей (актонов)9. Аналогично фрейдиспы считают 8 Ср.: Meehl P. E. Clinical vs. Statistical prediction. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1954; Perry R. B. The thought and character of William James. (2 vols.) Boston: Little, Brown, 1936. Vol. 2. Ch. 90—91; см. также: Sarbin T. R., Toft R., Bailey D. E. Clinical inference and cognitive theory. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1960. 9 Murray H.A.et al. Explorations in personality. N. Y.: Oxford, 1938. В одной связи Мюррей говорит о потребностной интеграции. Как мы уже говорили, этот термин сам по себе точно указывает на то, что мы ищем, — на единую систему, в которой потребность, объект и способ поведения интегрированы в единую диспозицию. Но Мюррей, к сожалению, применяет этот термин не к устойчивым системам внутри личности, а только к сиюминутной интеграции потребностей и способов реагирования. Позже этот автор говорил о векторе- ценности как о единице анализа личности. Хотя этот термин в большей мере приписывает потребности предметное содержание, из него по-прежнему вытекает неправильное отделение мотивации от ее цели. См.: Toward a general theory of action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, 1951. Личностные диспозииии 399 инспинкпы мопивационными единицами, тогда как катгксис предспавляетобьекпы, к ним привязанные. Другие четно опделяютмопивы (то, почему человек дейспвуеп) от установок (то, как человек дейстзуеп). Мак-Клеланд считает что личноспь соспоитиз прех типов единиц: мотивов, черт, схем. Для него черта — это просто «благоприобрепен-ная склонноспъ индивида реагировать так, как он более или менее успешно реагировал в прошлом в сходных ситуациях со сходной мотивацией»10. У нас иной взгляд. Мы не можем поверить в то, что личность четко подразделяется на мотивы, с одной стороны, и манеры (способы достижения мотивов) — с другой. Все детерминирующие тенденции динамичны (то есть являются причиной поведения), и в этом смысле все личностные диспозиции обладаютопределенной мо-тивационной силой. Тем не менее, поспешим добавить, что существует много уровней динамизма. Например, некоторые личностные диспозиции в гораздо большей степени служатмотивами, чем другие. Рассмоприм пример. У ми спер а X еспь поглощающая его спраспь дапь своим дегтм лучшее образование, чем получил он сам. У миспера X еспь пиконе устойчивая диспозиция вежливого поведения. Теперь мы легко можем предспивипь, как он покидаетут ром свой дом для того, чпобы добивапься своей цели в отношении детей. Но, конечно, он никогда не покидает свой дом полько для пого, чпобы быпь вежливым в опноше-нии кого-либо. Вежливоспъ — эта в большей стгпени стилистическая диспозиция его напуры, а служение своим депям — в большей спепени мотивационная диспозиция. Тем не менее, ни одна из них не лишена некоторой динамической силы. В этой ситуации нам хотелось бы обратиться к нейрофизиологии. Но мы до сих пор не знаем, какого рода сложная сеть (или соединение) клеток соопвепспеуетдис-позиции, мы также точно не знаем, как эти сети оказываютдавление на поведение. Однако мы знаем, что наш нервный механизм устроен таким образом, что более сложные и высокие уровни играютдвойстенную роль побудителя и ограничителя в отношении более низких и простых уровней11. Этот факт может помочь объяснить, как сложные диспозиции различаютравноценные стимулы, приходящие из окружающей среды, и подсгтгиваютили «открываютворотг» для равноценных реакций (при полной согласованности с диспозициями более высокого уровня). В по же время у нас вовсе нет свидетельств того, что влечение (или импульс, или мотив) когда-нибудь действуетотдельно и в одиночку. Напротив, Хебб настаивает на пом, что побудительный импульс входите организацию более высокого уровня и создает рассеянное общее мотивационное состояние, когда интегрированное давление далее «стекает» откоры к стволу мозга и в конце концов приводит к действию12. Наше знание этого механизма оставляетжелать лучшего, но есть свидетельства того, что сложные диспозиции в большей степени являются истинно мотивирующими, чем влечения, по той простой причине, что последние не функционируютбез участия более высокоуровневых систем. Рассмоприм пик называемое сексуальное влечение, о котором столь часто говоряткак об однородной, ценпральной и настоятельно пребующей удовлетворения человеческой попребноспи. Наш вопрос заключается в том, существует ли сексуальная попребноспъ 10 McClelland D. С. Personality. N. Y.: Sloane, 1951. P. 216. 11 Sherrington C. S. The integrative action of the nervous system. London: Constable, 1906. nHebbD. O. A textbook of psychology. Philadelphia: Saunders, 1958. P. 160. 400 Структура и развитие личности отдельно отнекопорой системы диспозиций. Рассмапривая жизнь конкрегтых людей, мы видим, чтз секс сложным образом соединен со всеми приобретенными ими верованиями, вкусами, привычками и запрепими. Нервной системе не удается опделяпъ сексуальный импульс оттех факпоров, с которыми он соединен. «Катгксированные объекпы» являются часпью «мотива». Например, утверждение, чтз определенный мужнина или женщина гомосексуальны, ни в коей мере не характгризуетего или ее мопивацию. Существуют мириады форм гомосексуальности: явная, скрытия, активная, пассивная, компульсивная, сублимированная, диффузная, специфическая, альпруиспическая, вежливая, садистская, за-щипная, подхалимская, подавленная, периферическая, центральная, временная, длительная, эстетическая, интеллектуальная — в конце концов, столько форм, сколько существует людей, перенесших свою сексуальную попребноспь на лиц того же пола. И вполне возможна мысль о многих других направлениях переноса. Тогда представляется в высшей степени искусственным говорит о пом, чтз сексуальное влечение принима-етодну и пу же форму или имеетодно и то же значение для любых двух людей. Каждый живет со своими отдельными паттернами. Изучение общих биологических основ даст нам некоторые знания о природе этих паттернов, но было бы ошибкой заключит, что отвлеченная сексуальная способности сама по себе является отдельной единицей мотивации. Признавая, пиким образом, чгю мы не можвм в точности опделипъ мопивы от личносгтых диспозиций, мы все же вновь утверждаем, что одни личноспиые диспозиции обладают большей мотлвационной силой, чем другие. Например, ЛД, включающие секс, вероягто, более настойчивы, чем стилистические ЛД вежливости, убедительности или негативизма. Все диспозиции до некоторой степени динамичны, но некоторые — только в инспрументыьном смысле. Они направляютдеятгльноспъ, которая мотивирована другими ЛД, обладающими большей ударной силой. Например, можно ожидапь, что вежливый человек будетпроявляпь свои сексуальные диспозиции с особой внимателъноспью к паргтеру13. Вопрос, является ЛД мотлвационной или инспруменпильной, — вопрос степени. Диспозиции варьирую тот поглощаю щей спраспи через легкие приспраспия до обычной воспитанности. Однако даже в стилистических диспозициях обноружиеаепся некоторая динамическая сила, особенно в ситуациях фруспрации. Если вежливый человек принужден веспи себя невежливо, возникающий в результате дискомфортпри-влекаетвнимание к тому нормальному давлению, которое оказываютдаже стилистические ЛД. Мы находим, что наши стили поведения не полностью предназначены для обслуживания более сильных мотивов, но и сами обладаютопределенной направляющей силой. Динамичны ли диспозиции, то еспь активны ли они сами по себе (спонтанно проявляя себя в движении)? Конечно, вне или внупри тела всегда еспь сенсорный сигнал, подстегивающий напряжение. И в этом смысле, спрого говоря, каждая диспозиция нуждаепся в первоначальном пробуждении, чтобы затем спить динамически активной. Но в ином смысле мопивационные диспозиции акпивны сами по себе. Несомненно, что не звонок по телефону заставляетэгоиспи бесконпрольно болпипь в течение полутора часов о своих дальнейших планах, а сплепиицу — подробно пересказы-вапь действия своих соседей. В этом случае реакция беретначало не оттглефонного 13 В. Штерн (Stern W. Die menschliche Personlichkeit. Leipzig: Barth, 1923. P. 83) различает моти-вационные и стилистические диспозиции, используя немецкие термины Richtungsdisposition (направляющая) и Riistungsdisposition (инструментальная). Личностные диспозииии 401 звонка, а отглубоко скрыпых тенденций. В самом деле, эгоисты сплегтица могут находится под таким напряжением, что будутискатъ предлог, чтобы поговорит,. Они звонятдруг другу для того, чтобы выплеснутся. Писатгль, домашняя хозяйка, ремесленник, если не допускат их к любимому занятию, могутпочувстзоват «зуд», зовущий вернутся к своей работг. В этих случаях диспозиции (при всей практичности целей) спонтанно активны сами по себе. Интересы, амбиции, обязатгльстза, фобии, общие установки, склонности, хобби, ценности, вкусы, пристрастия, — все они являются одновременно и личностными диспозициями (некоторые лишь вторичными), и мотивами. В заключение скажем, что невозможно рассматривать личностные диспозиции как единицы личности, полностью отделенные отмотлвации. В некоторых случаях они оказываются ведущими жизненными мотивами, особенно тогда, когда представ-ляютиз себя зрелые, функционально автономные целевые системы. Очевидно, что они — не способы реакции на воздействия окружающей среды, а пути соприкосновения с ней. В главе 10 мы упоминали, что некоторые влечения (например, боль или кислородная недостаточность) могутдейстзоват по типу рефлексов, вызывая отношения типа «напряжение—снятие напряжения» и будучи мало связанными с системами более высокого уровня. Другие влечения (например, секс или голод) представляются в высокой степени связанными с функциями коры головного мозга. Они не остаются чисто биологическими по своей природе, а становятся составляющими личностных диспозиций. Представляется необходимым постулировать, что с личностными диспозициями связан широкий круг мотивационных сил. Некоторые ЛД являются побуждающими, самоактивными, паровыми когтами жизни. Другие имеютспилиспическую и инструментальную природу, но и они динамичны (в меньшей степени). Определение Это длинное обсуждение подготовило нас к тому, чтобы дат определение личностной диспозиции. Оно весьма похоже на наше определение черты. Внимательный читатель отлетит, что каждая част определения черты получила разъяснение. Личностная диспозиция — это обобщенная нейропсихическая структура (специфическая для индивида), способная делать многие стимулы функционально эквивалентными и инициировать и направлять устойчивые (эквивалентные) формы адаптивного и стилистического поведения. Резюме В последних двух главах мы пытались выявит уровень анализа, наиболее полезный для исследования человеческой личности. Это уровень «черту, который в действительности наиболее широко признан как психологами, так и нашими обыденными речевыми привычками. Тем не менее, мы нашли необходимым выделит на этом уровне два направления рассмотрения организации черт Общими чертами называютсложно организованные комплексы, рассматриваемые как общие (или сравнимые) в популяции людей. Вследствие принадлежности людей к общему виду и к общей культуре мы можем (с полным основанием) искать 402 Структура и развитие личности у них совершенно однородные капегории поведения. Все сравнительные исследования личност, вся дифференциальная психология, болъшинсто попыток измерений осуществляются на основе тлких «общих черт>. Личностные диспозиции — это единицы того же порядка сложности, но они рассмаприваютгя как «членение самой природы». Иными словами, это нейропсихи-ческие единицы, которые мы фактически обнаруживаем у различных людей. Иногда (весьма редко) человек оказывается столь типичным представителем своей кульпу-ры и своего вида, что можетбыпъ адекватно охарактеризован с помощью общих черт Более вероятно, что его кардинальные, ценпральные и вторичные диспозиции бу-дутв высокой степени окрашены его индивидуальностью. Тотспособ, каким организована его жизнь, можетне соответствовать сколько-нибудь хорошо никакой аналитической схеме общих черт Термин личностная диспозиция (который можетбыпь передан тлкже как индивидуальная черта или морфогенетическая чертл) привлекает внимание к любым обобщенным чертлм, которые фактически присупстзуютв ней-ропсихической систгме отдельного человека. Оба понятия используются на своем местг. Для целей сравнительных исследований (а пиково большинство исследований личности) достаточно общих черт Для детлльного исследования конкретного индивида должны быпъ определены личност ные диспозиции. Черпы или диспозиции не поддаются прямому наблюдению, мы можем лишь прийти к заключению об их существовании. Конкретные действия — это всегда про-дуктмногих детерминирующих факторов, не только устойчивых тенденций, но и напряжений, возникающих в данный моменте личности или в сипуации. Только повторяющиеся действия, обладающие одной и той же значимостью (эквивалентность реакций) и являющиеся результатом определенного круга стимулов, имеющих одну и пу же личностную значимость (эквивалентность стимулов), приводятк необходимости заключения о наличии черти личностных диспозиций. Эти тенденции не находятся все время в активном состоянии, но они продолжают существовать даже в латентной форме и обладаютотноситгльно низким порогом возбуждения. Одно дело допустит,, что черты и диспозиции — наиболее приемлемые единицы для исследования, другое — установить их точный характер у какого-либо конкретного человека. Для того чтобы избежать проекции своего собственного характера и многих других источников ошибок, исследователь должен использовать весь имеющий отношение к делу эмпирический инструментарий своей науки в обосновании своих заключений. Черпы и диспозиции нельзя вызвать как духов; их надо обнаружит,. При обозначении этих организованных единиц возникаетмножестзо ошибок, одна из которых — смешивание социальных суждений с объективными фактами. Если мы будем избегать терминов, выражающих похвалу и осуждение, то сможем составить психологический словарь «безоценочных» названий черт Как ни прискорбно, но свойства человеческой личности могутбыпъ описаны только с помощью обыденной речи, поскольку она одна обладаетдостаточной тонкостью и общепринятой понятностью. Некоторые черпы и диспозиции явно имеютмопивирующую силу, особенно те, которые обычно известны как интересы, амбиции, чувства, комплексы, ценности. Другие менее динамичны и обладаютеозможноспью скорее управлять поведением (стилизовать его), чем инициировать. Иногда единицы, поначалу лишь направляющие, приобрепиютвпоследствии движущую силу, а те единицы, которые вначале по- Личностные диспозииии 403 буждали движение, могутспипъ проста направляющими. Стреющий спорпсмен может упрапипъ рвение, но все еще сохранят, интгрес к спорпу. Черпы и диспозиции стхбилизируютповедение, но они никогда не бываютни полностью согласованными, ни независимыми друг отдруга. Эффектлвное приспособление к окружающему миру пребует гибко спи: в различных ситуациях должны приводится в действие различные детгрминирующие тгнденции. Конкрегтая лич-носпь можетвыглядепь противоречивой и конфликтной (как без успали повторяютро-маниспы и клинициспы). Наш взгляд на личносгтые диспозиции не оприцаетважноспи социального взаимодействия в формировании человеческого поведения. В главе 8 мы отдали должное эффектам сипуации, социальной роли, кулъпуры. Но мы считаем, что конкрегтый человек обладает широким набором привычек и диспозиций, которые могут быпь активированы в разной спепени и в различных комбинациях в зависимости от социальных и средовых требований пекущего момента. Черты и диспозиции — это modus vivendi. Их значимость — следствие той роли, которую они играют в успешном приспособлении человека к его миру и в овладении им. Глава 16. Единство личности Репроспекпива — Философские взгляды — Единств как спремление — Единств и Я-вбраз — Првприапивные функции и единств — Сввтет стие или квнгруэнтвспъ — Эмпирические пвдхвды к квнгруэнтвспи — Резюме Личноспъ — это unitas multiplex, многое в одном. В предыдущих главах мы рас-смапривали множвстенноспъ черти диспозиций. Теперь мы переходим к проблеме единства. Эти проблема озадачиваетпо двум причинам: во-первых, потому что тгр-мин единство можетбыпь применен к личности во многих отношениях, и, во-вторых, потому что сомнитгльно, достижимо ли единство вообще. То единение, которое можно наблюдапъ — это лишь сравнительная стгпень. Немецкий писатгль фон Гердер сказал: «Человек никогда не завершен, он существуете процессе становления». Ретроспектива В предыдущих главах мы уже стллкивались с различными важными аспектами проблемы единства. Полезно освежипъ их в памяти. В раннем детгтзе существуетвысокая стгпень «динамического единства». В первые месяцы жизни младенец реагируеткак целое каждый раз, когда он тянется к чему-то, отгпупаетили выражаетэмоции. Действительно, в первый год или несколько позже он реагируетпо принципу «все или ничего», особенно когда участвуют эмоции. Он не способен к задержке, дифференциации и градации. Когда он подра-стаети дифференциация увеличивается, это примитивное единство уменьшается. Но по мере уменьшения примитивного единства благодаря процессу интеграции возникаетприобретгнное единство. Интеграция компенсируетсегменпирующий процесс дифференциации. Интггрировапъ — значит, формировапъ более общие единицы. Тотальная интеграция недостижима, но происходит постоянное движение в этом направлении, несмопря на продолжение и противоположного процесса дифференциации. Такова диалектика разделения и объединения. Единство личности 405 В этой связи нам следуетвспомнипъ органическое равновесие, выпекающее из гомеостаза. Поддерживапь «устйчивое состояние» — значит, сохранят, единство фундаментального, но стягтчного гтпа. В совершенно другом смысле единство (сиюминутное) можно усмотреть в принципе конвергенции. В любой отдельный моментвремени доспупные энергии мобилизуются в одной максимально интггрированной линии поведения. Хотя эти линия поведения может определятся главным образом пекущими пребованиями (например, сменить шину, ждапъ клиента или играть на фортепиано), в ней, вероятно, сходятся и многие глубинные тенденции, включая и мотивационные, и стилистические диспозиции. Мы можем сказать: «Этэтего сдержанный жест говорит больше, чем целые тома», имея в виду, что многие сложные уровни его личности объединились (конвергировались) в кратком действии. Я слышу, как кпо-по поднимается по деревянным спупеням к моей опкрыпой двери. Шаги ппжелые и медленные, слегка запинающиеся и неуверенные. Я думаю, чт> поднимающийся, быт может немолод и не энергичен, и чт> эт> человек с конфликтами, чем-по подавленный, в основном неуверенный и зависимый. Скажем, мой диагноз верен (а мы част) обнаруживаем, чт> наши суждения, базирующиеся на экспрессивных проявлениях, например походке, подтверждаются). Супь в пом, чт> большая часпь личноспи человека конвергирует в его обычной повседневной акпивноспи. Большая, но не вся. Многие важные черпы его жизни не обнаруживаются в его походке. Из нее я не могу вывеспи, чт> он эспепически, чувственно, инпеллекпуально одаренный человек или агноспик. Наше рассмотрение черти диспозиций имело дело главным образом с множественностью в организации личности, но оно также допускает некоторое объединение. Например, кардинальная диспозиция по определению является признаком единства. Вспомним страсть Толстого к «упрощению жизни» и ведущий идеал Швейцера — «благоговение перед жизнью». Обе эти кардинальные черты выражаютрав-ную (и очень высокую) степень единства. Далее, в нашей теории черти диспозиций мы также учитываем их взаимозависимость. Они переплетаются, как нити в гобелене. Когда человек действует) в игру вступаютнесколько диспозиций. Можно извлечь двадцать восемь видов мороженого из двадцати восьми контейнеров с этикетками, но у нервной системы нетотделъных контейнеров, у нее есть только структурные сети. И наконец (это самое важное), наше рассмотрение развивающегося чувства Я (глава 6) была прелюдией к нашей нынешней дискуссии о единстве. Сам термин Я подразумеваетединство. В течение нескольких десятилетий психологи отбрасывали это понятие, но теперь вернулись к нему и признают) что без него нетадекватиого способа говорить о некоторых морфогенетических аспектах личности. Философские взгляды Многие философы утверждают все, что мы делаем, говорим или чем являемся, предполагаетединство. Это относится даже к такому простому и обычному переживанию, как разочарование. Человек не можетчувствовать себя разочарованным, если не пережил предыдущих стадий: желания, ожидания и невыполнения, каждая из которых относится к одному и тому же действующему субъекту. Доказательство единства — наличие у нас внутри переживаний конфликтов и столкновения целей. Нынешний конфликтможно ощутить только соотнося его с предшествующим единством или с 406 Структура и развитие личности надеждой на единство в будущем. Следовательно, конфликщ диссоциация, даэке дезинтеграция личности не имеютсмысла без предположения, что человек (изначально, в конечном счете и неизменно) — фундаментальное и устойчивое единство'. Эта проблема беспокоила многих (возможно, большинство) философов, но не все они пришли к таким жв выводам. Юм, например, неохотно и без энтузиазма пришел к выводу, что устойчивый действующий субъект (Я) — больше иллюзия, чем фундаментальный факт Он решил, что человек состоитиз дискретных кусочков опыта. Уильям Джеймс, сражавшийся с той же проблемой, пришел к заключению, что единого цементирующего принципа негц а единство обеспечивается наложением последовательных состояний и действий, подобно тому как единство драночной кровли обеспечивается перекрытием полос дранки. К противоположному выводу, как мы видели в главе 6, пришел Кант Он уть верждал: так как мы знаем, что наши отдельные действия — наши, должно существовать «чистое эго», непрерывно гарантирующее личностное единство на протяжении жизни. Философы, следующие за Кантом, могутпринять одну из двух точек зрения. Либо они считают что Я— пассивный гарантединства, «устойчивая почва» без активного участия и «вмешательства»; либо они считают что Я— агент, который желает направляет управляет отбирает поведение и таким образом активно куетединство. Развивая эту последнюю точку зрения, психологи-томисты говорят что объединяющее Я имеетобъекпивную и неизбежную цель. В природе Я— стремиться (не всегда успешно) к более высокой степени совершенства, чем та, которая существу-етсейчас. Даже слабейшая жизнь обнаруживаетбазовую тенденцию к обогащению, к движению, к успеху за нынешними пределами. Направление, задаваемое этой целью, — идеал совершенного человека, каким его представляет себе индивид. Так как человек создан по образу Бога, то существует норма совершенства (человек, каким он должен быть), которая направляет пусть несовершенно, объединяющую активность Я. Человек мельком видитдорогу к конечному единству, и следуя ею посредством своего разума и своих выборов, он будетидти к фактическому единению своей личности2. Эта линия мысли фиксирует внимание на убеждении некоторых авторов в том, что вопрос единства вообще не может рассматриваться отдельно от проблемы конечной природы и судьбы человека.
|